Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы и уровни структуры сознания




Структура и функции сознания

Сознание как таковое структурно организовано, представ­ляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, ко­торые находятся между собой в мно­гообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание — результат процесса по­знания, от­ражение действительности в виде чувственных и рациональ­ных образов. Знание и познание как таковые — предмет изуче­ния теории позна­ния (гносеологии), о которой будет идти речь далее.

Необходимым компонентом сознания является внимание. Оно часто определяется как психическое состояние, обеспечи­вающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объек­те или действии. Различают внимание непроизвольное (непред­намеренное) и произвольное, преднамеренное, которое носит воле­вой характер. Противоположность внимания — невнима­ние, т. е. рассеян­ность.

Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоциональные со­стояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собствен­но чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие — веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

Чувства (эмоции в узком смысле) — переживания челове­ком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратко­временными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчи­выми (любовь, ненависть и т.п.). В отличие от чувств живот­ных чувства человека — продукты всемирной истории.

Настроение — длительное эмоциональное состояние (ра­достное, уг­нетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окра­ску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

Аффект (душевное волнение) — сильно и бурно протекаю­щее эмо­циональное переживание — ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

Еще одним важным элементом сознания является воля — созида­тельное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля — созидательное преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.

Начальным звеном волевого действия являются постанов­ка и осозна­ние цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесооб­разных способов осуществления дей­ствия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Сила воли не дана человеку от природы. Умение и способ­ность выби­рать цели, принимать правильные решения и вы­полнять их, доводить нача­тое дело до конца являются резуль­татом знаний, опыта, воспитания и са­мовоспитания.

Фрустрация психическое состояние, вызванное объек­тивно непре­одолимыми (или субъективно так воспринимаемы­ми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач. Это состояние возникает в ситуа­ции разочарования, не­осуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожнос­ти, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память.

Воображение — способность создавать но­вые чувственные или мыс­лительные образы в человеческом сознании на основе полученных от дей­ствительности впечат­лений. Важное его назначение - представить результат дея­тельности до ее начала, т. е. предвидеть будущее. Воображе­ние «рабо­тает» особенно в неопределенных ситуациях, где затруднена деятельность мышления, привыкшего к точной, оп­ределенной ситуации. Часто его ото­ждествляют с фантазией как «плодом» воображения.

В психологии воображение классифицируют по степени преднаме­ренности (произвольное и непроизвольное), активно­сти (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (аб­страктное и конкретное), по видам творческой деятельности (научное, изобретательное, художественное, ре­лигиозное и т.п.).

Память — закрепление, сохранение и последующее вос­произведение индивидом его предыдущего опыта. В зависи­мости от материала, который запоминается, выделяют образ­ную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и не­про­извольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

Наиболее крупными уровнями сознания чаще всего выде­ляют обыден­ное (повседневное) и теоретическое сознание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.