Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повествовательность и нарративность трэвел-текста




 

Сама суть путешествия как социокультурного действия (преодоление пространства по определенному маршруту за определенное время) и его вербализации (рассказ о нем) предопределяет в качестве композиционно образующего типа речи событийное повествование.

Повествование – это функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий (событийное повествование) или перехода предмета из одного состояния в другое (изобразительное повествование). Однако не повествование как функционально-смысловой тип речи можно считать конституирующим признаком ТТ, а повествовательность его природы, которая обусловлена особой конфигурацией пространственно-временных отношений (хронотопа) в нём. Эти отношения аналогичны тем, которые наблюдаются в сказке как жанре фольклора и которые были проанализированы великим русским филологом и культурологом, исследователем фольклора В. Я. Проппом.

ТТ, как и сказка, «знает только эмпирическое пространство, т. е. то пространство, которое в момент действия окружает героя. Только это пространство и существует. То, что происходит за пределами этого пространства, не может стать предметом повествования». Ни в сказке, ни в путешествии «не может быть двух театров действия в разных местах одновременно. Это так называемый закон хронологической несовместимости, хорошо известный применительно к эпопеям Гомера и очень мало замеченный русскими фольклористами. Самый термин «хронологическая несовместимость» означает несовместимость нескольких действий одновременно в разных местах» [8].

В ТТ герой – это автор, путешествующий: «Действие совершается по движению героя, и то, что лежит вне рамок этого движения, лежит вне рамок повествования. В сказке и в эпосе действие очень часто начинается с того, что герой выезжает из дома. Путь героя как бы представляет ось повествования. Это – древнейшая форма композиции» [9]. Таким образом, можно считать сценарий (совокупность действий) путешествия архетипом композиции как таковой, что ещё раз подтверждает особый статус ТТ в истории культуры и искусства.

«Концепция единства пространства, в котором совершаются события, неотделима от концепции единства времени. Время в фольклоре так же не терпит перерывов, как не терпит таких перерывов пространство. Остановок в действии нет и быть не может. <...> Раз начавшись, действие стремительно будет развиваться до конца» [10].

Таким образом, хронотоп в ТТ, как и в сказке, можно считать протохронотопом, или иконическим хронотопом, поскольку он есть простейшая, а значит, древнейшая модель текстопорождения – безыскусный слепок реальности, вербальная репрезентация непрерывности жизни человека.

Если повествование – это функционально-смысловой тип речи, а повествовательность – тип хронотопа, то нарративность – это структурная характеристика текста, означающая, что в тексте излагается некая история как цепь событий. Под событием мы вслед за В. Шмидом понимаем некое изменение исходной ситуации во внешнем мире (естественные, акциональные и интеракциональные события) или во внутреннем мире персонажа (ментальные события). Событийность как основной признак нарративной структуры представляет собой свойство, градуируемое по следующим критериям: релевантность изменения, непредсказуемость изменения, консекутивность изменения (вызываемые им последствия), необратимость изменения (невозможность аннулирования нового состояния), неповторяемость изменения [11].

Существует и несколько иное понимание нарративности: как присутствие в тексте опосредующей инстанции изложения – нарратора, которым может быть как автор, так и персонаж; при таком подходе термин «нарративный» противопоставляется термину «дескриптивный», или «описательный»[12]. Нарративные тексты противопоставляются дескриптивным по признаку статичности – динамичности. Дескриптивными являются страноведческие тексты, а также некоторые информационно-популяризирующие и информационно-рекламные ТМТ. Однако «решающим для нарративного или описательного характера произведения является не количество содержащихся в нем статических или динамических элементов, а их итоговая функция» [13].

Существуют разные точки зрения на проблему нарративности путешествия: так, высказывалось мнение, что если путешествие повествует только о виденном, а не о личных приключениях путешествующего, то оно представляет собой бесфабульное повествование и не может считаться нарративной структурой, однако В. Шмид отмечает, что «и без прямой тематизации внутреннего состояния путешествующего изменение ситуации может быть изображено, путешествие может приобрести нарративный характер и в самом отборе увиденного может быть выражено внутреннее изменение видящего»[14].

В рамках предлагаемого нами тематического, а не жанрового подхода к текстам о путешествиях нарративная структура становится в тексте знаком самого события (путешествия), объединяет научно-познавательный ТМТ с научным путешествием и отличает как от информационно-популяризирующего («Всемирный Следопыт»), так и от информационно-рекламного («ТурНАВИГАТОР»).

В жанровом отношении научно-познавательный ТМТ – это путевой очерк, то есть нарративный жанр с сильным тяготением к описательности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Опираясь на словообразовательную структуру слова хронотоп, объясните соответствующее понятие и дайте русскую кальку данного термина.

2. В чем заключается различие понятий повествование и повествовательность и какое из них шире?

3. В чем суть закона хронологической несовместимости и как он выражается в тексте?

4. Что означает термин нарративность и как называются тексты, противопоставляемые нарративным?

5. Назовите типы событий и критерии событийности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.