Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сельская культура




Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает раз-

личать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являю­щиеся крестьянами, и т.д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяй­ственным трудом и проживает на селе)41. Когда говорят о сельской культу­ре, то речь должна идти о крестьянах и только. Они — носители этой куль­туры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года — сверхнапряжение в летнее и весенне-осеннее время, минимальное нап­ряжение зимой. «Чрезмерная напря­женность труда в период сева, сено­коса, уборки, не знающего выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основ­ном на зиму и период межсезонья. По­этому такую большую роль в старой де­ревне всегда играла праздничная куль­тура»42.

2. Персонификация межличностных отношений, т.е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т.д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина — его труд, досуг, семейная жизнь, воспитание детей, сватовство и знакомства, дружеские связи, куль­турные предпочтения — проходят на глазах всей деревни. Постепенно фор­мируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаимоконтроля соседствует со столь же высокой степе­нью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями). Нера­ботающие соседи обеспечивают присмотр за детьми, когда родители нахо­дятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, выбор брачного партнера и иные ключевые вопросы подвергаются коллективно­му обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит основой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Об­ращение на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обра­щение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька, Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполня­ют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосудар­ственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над офици­альной государственной.

Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. 42 Там же. С. 43.

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, далеко покидал гра­ницы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловече­скими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное ураль­скими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже просмотр телепе­редач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, не­доступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существу­ющих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т.п.), ограничивает культурные запросы и куль­турный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение вы­бирать среди нескольких фильмов или передач. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар вклю­чают то, что не идет в городе, или что там давно уже не в моде.

Культурныйлаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом в итоге достигает катастрофических размеров. Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город43. Когда закрытая деревенская культура, после многих лет отставания, вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 1990-е гг. в деревню широким потоком хлынула низко­пробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключен­ческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры. Однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы эко­номических реформ никаких препятствий на этом пути нет.

10. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало
иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнитель­
ными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога,
аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере те­
ряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально
подходить к затратам времени, своему здоровью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.