Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этническая и народная культура




Врезка

Этническая культура — это культура людей, свя­занных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так ска­зать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнитель­но узком социальном пространстве (племя, общи­на, этническая группа) — основные черты этой культуры. В ней господствуют сила традиции, при­вычки, раз и навсегда принятые обычаи, пере­дающиеся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации является здесь неинсти­туциональное, непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы на­родной культуры — обряды, обычаи, мифы, пове­рья, легенды, фольклор — сохраняются и переда­ются в границах данной культуры посредством ес­тественных способностей каждого человека — его памяти, устной речи и живого языка, природного му­зыкального слуха, органической пластики, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая куль­тура не нуждается для своей трансляции и в пись­менности, является в значительной мере допись-менной культурой.


Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хо­зяйству, имеющему непосредственно-коллектив­ный, общинно-групповой характер: она самодо­статочна, находится на полном самообеспечении и ей нет никакого дела до другой культуры. Прин-

ципом ее существования является изоляционизм, резкое разграничение и противопоставление «своего» и «чужого». Такая культура лишена вме­сте с тем и именного авторства, она безымянна, анонимна (никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества). Источник: Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар­ных специальностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межу-ев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 39-40

33 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 343-349.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культу­ры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической куль­туры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных, действующих на протяжении нескольких лет или деся­тилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы);

межпоколенных, существующих на про­тяжении исторически длительного вре­мени и выступающих механизмом пе­редачи ценностей из поколения к по­колению34.

Если этнос указывает на социокуль­турную общность людей, то нация обо­значает территориальное, экономиче­ское и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структу­ру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традици­онно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав нацио­нальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гете-рогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культу­ры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осоз­нали свою принадлежность к новой нации. Например, и негры, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники, в частности, День благо­дарения. Ничего этого нет ни в одной этнической культуре, ни у одного народа, приехавшего в США. Они появились на новой территории. Осоз­нание большими социальными группами своей приверженности к терри­тории своего расселения, общенациональному литературному языку, на­циональным традициям и символам составляет содержание национальной культуры35.

34 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­
бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 352-353.

35 Там же. С. 356-357.

В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, жи­вущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнород­ственными отношениями. Обязательным условием появления националь­ной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популяр­ность среди грамотной части населения36.

Таким образом, национальная культура базируется на фундаменте пись­менной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной лите­ратуры. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией, антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой37. Творцов национальной культуры — интелли­генцию — называют часто «мастерами культуры», поскольку именно они несут главную ответственность за духовное состояние нации. Они же фор­мируют эталоны и образцы для массового подражания, определяют культур­ную стратегию общества. Образование и сегодня рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре, под которой понимается прежде всего культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.