КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая культура
Б7 Скорость речи на гавайском и некоторых полинезийских языках едва ли превышает 100 слогов в минуту, тогда как для английского она составляет 200, для немецкого — 250, японского — 310 и французского — 350 слогов за одну минуту". Языковой барьер — наиболее распространенное препятствие в понимании традиций, психологии и обычаев другого народа Кроме языковых барьеров встречаются чисто психологические, основанные на манерах, типичных для всего народа, но не обусловленных личными особенностями или пристрастиями. Так, немцы в общении склонны двигаться вперед решительно, педантично и с уверенностью в себе. Француз прибегнет к разнообразным тактикам, включая обращение к образности, но неизменной останется его приверженность строгим принципам логики на протяжении всего разговора. Англичане, как и немцы, упорно идут вперед, но часто прибегают к юмору или преуменьшению остроты конфликта как к переговорным тактикам, смягчающим их стиль. Южноамериканцы и шведы вступают в длительные дискуссии, хотя ведут их в совершенно разной манере. Американцы смотрят на переговоры как на процесс взаимных уступок, в котором обе стороны должны в самом начале выложить на стол все свои карты и не тратить время на хождение вокруг да около. Их стиль переговоров основан на конфронтации и часто агрессивен12. Считается, что первым это понятие употребил немецкий историк-просветитель XVIII в. И. Гердер. Однако в широкий научный оборот ввел его и придал ему категориально обоснованный статус в 1956 г. Габриэль Алмонд. 1' Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., 1999. С. 139-144. 12 Там же. С. 146-149. Благодаря усилиям С. Вербы, Л. Пая, Д. Каванаха, Д. Элазара, У. Розенбау-ма, К. фон Бойме и других оно прочно вошло в политологический лексикон. Проводя после окончания Второй мировой войны сравнительные исследования, ученые задались вопросом: почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву — скажем, из Америки в Азию, — не работают вообще? Они пришли к выводу, что эти системы и институты функционируют должным образом лишь тогда, когда введены в адекватный им культурный контекст, а действующие в их рамках субъекты обладают соответствующими культурными характеристиками. Согласно этой трактовке, у людей в процессе обучения и накопления собственного опыта складываются совокупности устойчивых политических представлений, убеждений, чувств и оценок, которые и управляют политическим поведением. Политологи часто определяют политическую культуру как совокупность верований и представлений, определяющих политические действия (Д. Истон); как специфический тип политических позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г. Ал-монд и С. Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т. Парсонс). У Г. Алмонда и С.Верба политическая культура сосредоточена прежде всего в нашем сознании и проявляется на трех уровнях: когнитивном (познавательном), аффективном (эмоциональном) и оценочном. Другие исследователи, например Е. Вятр и Д. Пол, полагают, что наряду с «образцами» политического сознания в политическую культуру должны быть непременно включены и «образцы» политического поведения. При этом важно иметь в виду, что речь идет о сознании и поведении как индивидов, так и различного рода общностей, включая социальные классы и нации. А на со-циетальном уровне она дополнена культурой политической системы и политических институтов. Политическая культура может быть достаточной, т.е. позитивной (когда люди соблюдают установленные нормы) и недостаточной, или негативной (когда в обществе царит аномия, правовой беспредел, неуважение законов и недоверие к социальным институтам). Правда, соблюдение законов и торжество законов могут быть разными: при Сталине и Гитлере, равно как и при античных тиранах, царило беспрецедентное законопослушание, но именовать такую политическую культуру гуманной мы не можем. Напротив, при демократическом строе очень часто царят весьма большие вольности в поведении, избиратели игнорируют выборы до того, что срывают их проведение, а по отношению к своим президентам столь нелестно отзываются, что в другой ситуации им грозили бы тюрьма или расстрел. Тем не менее большинство народов стремится именно к демократии. Хотя построить ее сложнее, чем совершить революцию или государственный переворот, поскольку воцарение устойчивой демократии зависит не от воли царей, организованности партии или эффективности правительства, а исключительно либо преимущественно от политической культуры широких масс населения. В своей книге «Гражданская культура» американские политологи Г. Алмонд и С. Верба сформулировали это положение весьма жестко: хотите построить в своей стране демократическое общество — постарайтесь создать адекватную ей политическую культуру11. Специалисты уверяют: политическую культуру можно изменить, но нельзя «повысить» или «улучшить». Она — продукт естественно-исторического развития. Большую роль в формировании политической культуры на национальном уровне играют такие факторы, как геополитическое положение страны, социальная и политическая структура общества, характер общественных отношений, политические традиции, особенности национальной психологии14. Роль государства особенно возрастает там, где оно непосредственно включается в процесс манипулирования массовым сознанием. Наряду с государством в формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередь политические партии. Они формируют политическое мышление и поведение, отношение граждан к политическим объединениям и партийной системе. В последнее десятилетие заметно возросла роль средств массовой информации. Политическая культура, согласно Г. Алмонду, обладает следующей структурой: ♦ познавательные ориентации — знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей; ♦ эмоциональные ориентации —чувства, испытываемые гражданами по отношению к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет; ♦ оценочные ориентации — представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями. Собственно говоря, сущность и структуру политической культуры как раз и составляют эти самые ориентации. В 1963 г. Г. Алмонд и С. Верба дали типологию политических культур, куда включили три ее вида: а) приходскую (провинциалистскую) — политика не отделилась еще от религии и экономики; б) подданническую (характеризуется пассивным отношением к политической системе со стороны подданных, интересующихся лишь практическими результатами деятельности правительства); в) партисипативную — граждане активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, смело и грамотно выражают свои интересы. По мнению Алмонда и Вербы, в чистом виде эти типы в современном мире практически не существуют. Обычно та или иная политическая культура представляет собой их комбинацию. Даже США и Великобритания — родоначальники современной демократии — далеки от идеала. Все, что они создали, именуется пока «гражданской культурой». Иногда политическую культуру рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержа- 13 Almond С, Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, NJ, 14 Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общей ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. ние политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант: 1) строгая исполнительская культура на всех уровнях (причина — страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюдение дисциплины; 2) крайне бедное содержание политической культуры в целом, отсутствие многообразных вариантов поведения подчиненных, свободы действий, инициативы. Итак, характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных. Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |