Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основание типологии культуры




ТИПОЛОГИЯКУЛЬТУР

Все многообразие существующих на свете культур ученые пытаются си­стематизировать по видам, формам, уровням, типам, категориям. Заня­тие на первый взгляд пустяшное и очень сильно смахивает на схоласти­ческие упражнения средневековых школяров. Но ученые прекрасно осо­знают издержки своего труда и... продолжают заниматься тем же самым. По всей видимости, в систематизации научных знаний скрыт таинствен­ный смыл и высшее предназначение, которое заставляет ученых скла­дывать и раскладывать, собирать, записывать, разносить по рубрикам, сравнивать различное и находить сходство в многообразном. В конеч­ном счете только благодаря такой подготовительной работеа систе­матизация и каталогизация данных всегда носила предварительный ха­рактер, — в науке стали возможными последующие гениальные откры­тия, сногсшибательные изобретения, головокружительные по сложности теоретические конструкции. Типология культур относится к такой пред­варительной и весьма кропотливой деятельности в безбрежном море на­учных изысканий.

Классификацией культур по видам, типам, формам и категориям специ­алисты, имеющие к этому прямое (и не только прямое) отношение, зани­маются не одно десятилетие. Опубликованы многие статьи и монографии, посвященные либо обзору существующих подходов, либо обоснованию пра­воты избранной точки зрения и изложению авторской типологии.

Выдающийся ученый-энциклопедист Павел Александрович Флоренский в 1920-е гг. разработал классификацию всех мировых культур. П.А. Флорен­ский выделяет во всей человеческой истории два основных типа культур — традиционный и возрожденческий. Традиционные культуры — это аграр-но-архаические культуры, ориентированные на самовоспроизводство, т.е. на стабилизацию (и даже искусственное, насильственное сдерживание эко­номического роста). Подавляющее большинство их представлено земледель­ческими, специфически деревенскими обществами, сформировавшимися на базе так называемой неолитической революции. Она знаменовала собой стабилизацию, устойчивое решение (с помощью злакового земледелия)

продовольственной проблемы — растущей численности населения в усло­виях уменьшающихся ресурсов пропитания. Возрожденческий тип наибо­лее полно воплотила Европа Нового времени (начиная с Ренессанса), а в зачаточном, недостаточно развернувшемся виде — классическая Греция (начиная с досократиков и самого Сократа)1.

Антропологи и культурологи разработали стройную таксономию (клас­сификацию) мировых культур, положив в основу такие критерии, как про­странственный фактор (география расселения), человеческий тип (раса, или фенотип), образ жизни (производящие системы) или язык (языковые семьи).

В основание классификации можно положить понятие социализации детей, как это сделала известный антрополог М. Мид2, и получить три типа культур — постфигуративные, конфигуративные и префигуративные. В рамках общей кон­цепции эволюции культуры Л. Уайт3 предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обще­ством) для определения стадий культур­ного развития и сравнительного анали­за культур. О. Шпенглер4 выделял во­семь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, маги­ческая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В каче­стве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Дж. Фейблман5 выделяет пять типов культуры (и оговаривает существова­ние еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, ци-вилизационный, научный и постнаучный. Из этих семи первые четыре яв­ляются первоначальными, а последние три — передовыми.

Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура и т.д. Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культу­ры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлеж­ность к историческому типу общества (культура традиционного, индустри­ального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индуст­риальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура произ-

1 См.: Акчурин И.Л. Новые аспекты взаимоотношений физической науки и общества // Физика в
системе культуры. М., 1996. С. 140-143.

2 Mead M. Culture and Commitment. Natural History Press. N.Y., 1970.

3 White L.A. The Evolution of Culture. The Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y., 1959;
Idem. The Science of Culture, a Study of Man and Civilization. N.Y., 1949.

4 Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1992.

5 Feibleman J.К. The Theory of Human Culture. N.Y., 1968.

водственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культу­ра); специализация (обыденная и специализированная культура); этниче­ская принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уро­вень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, мас­совая культура)и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической куль­турах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновид­ности (сферы) культуры.

Типология культуры только тогда примет стройный и завершенный вид. когда мы приведем в порядок сами критерии, или основания классифика­ции. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, педагогическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание вы­делить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политичес­кая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли куль­туры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промыш­ленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она явля­ется скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с куль­турой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культу­ры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и на­ходить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйствен­ные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустри­ального общества или культура охотников и собирателей должны именовать­ся культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и мо­делей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то це­лого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая куль­тура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народ­ная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средства-


ми донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительско­го мастерства.

Все культуры основываются на традициях и обычаях. Обычаи превращаются в нравы. Нравы превращаются в законы, составляющие правовой фундамент общества

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей куль­туры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность гос­подствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит боль­шой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинейджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывает-ся ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называ­ют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контр­
культуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образо­ваниями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура6.

Таким образом, существующие типологии культур строятся на основа­нии нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная при­надлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземномор­ская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

6 См.: Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.