Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субкультура и контркультура




Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, группы, говорящие на разных языках, — раз­личные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство де­талей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные куль­туры, а не субкультуры.

Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной суб­культуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профес­сиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

36 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­
альностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М, 1995. С. 40.

37 Там же.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующая­ся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующ­ей культуры. Субкультура отличается от последней языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия мо­гут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые, характерные только для нее.

Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсме­нов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориенти­руются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детиш­ки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодей­ствовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этой праматерии культуры.

Контркультура — обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («новые левые», хип­пи, битники, контркультурное движение негров, движения против расизма, гражданское неповиновение и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархиз­мом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни про­никнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличает­ся от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит че­ловеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, ко­торые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведе­нием, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привиле­гий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют дру­гих. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и со­ветники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структу­ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или по-

вышение статуса носит, как правило, острый конфликтный характер и личается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Кон* ликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко при нимают форму самоубийства или членовредительства.

Культура богемы и хиппи — это субкультура большой социальной группы и контркультура, противопоставляющая себя официальным ценностям

Примером контркультуры, по мнению известного американского соци­олога Н. Смелзера, служит культура богемы и хиппи. «Среди других ценно­стей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить се­годняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства муж­чин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограниче­ние в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»38.

Термин «контркультура» введен в научный оборот Г. Маркузе и Т. Роз-заком39для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных груп­пировок (в том числе студенческого бунта во Франции в 1968 г.) прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном протесте против существующего истэблишмента выступление одного поко­ления против другого. Они считали, что контркультура — порождение сред­него класса, а субкультура — рабочего класса. В развитом капиталистичес­ком обществе так оно и есть, поскольку компетентный политический вы­зов властям могут бросить только образованная молодежь, в то время как дистанцироваться от буржуазной культуры, не претендуя на политический

38 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63.

39 Roszak Th. The Making of Counterculture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful
Opposition. N.Y., 1969.

захват власти, способна рабочая молодежь40. В то же время другие исследо­ватели полагали, что субкультура рекрутируется из разных классов.

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контр­культура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны домини­рующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой

эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Контр­культурными были движения киников в античности, романтиков в конце эпо­хи Просвещения в Европе.

Контркультура появляются там, где господствующая культура уже не в пол­ной мере соответствует реалиям нового времени. Она возникает как отрицание устаревших культурных форм и утверж­дение новых. Социологи и культуроло­ги убеждены, что рождение контркуль­туры — свидетельство о двух одновре­менно происходящих в корпусе доминирующей культуры процессов: разложения старых ценностей и возникновения новых. Когда она возникла, это значит, что острая фаза кризиса уже миновала и новое поколение (а ра­дикальные ценности выдвигает только молодежь, она же и совершает все на свете революции) выдвинула некую культурную альтернативу. Она может быть приемлемой или неприемлемой для большинства населения, но она существует. Э. Тирьякян еще в середине 1970-х гг. разглядел в контркультур­ных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. В 1950-е гг. наметились признаки очередного кризиса западной культуры. Одним из его симптомов стало появление контркультурных тенденций, опро­кидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом «разбитого поколения» («битников») стал роман Джека Керуака «На дороге», воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили об­щепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли. Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского дви­жения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьет­наме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, превращался в протест культурный.

Напротив, возникновение субкультуры ни о каком кризисе чаще всего не свидетельствует. Это нормальный, где-то даже будничный и рутинный про­цесс жизни любой культуры: появилась группа или общность, которая хо-

Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприя­тия и социальная болезнь). М., 1980.

чет заявить о себе, в том числе с помощью оригинального культурного кода И ничего более.

Контркультура выдвигает свою систему ценностей: отказ от активности минимализация деятельности и потребления. Ее еще называют культур,^ протеста, «выпавшей» культурой, альтернативным движением, экстерналь-ной (от лат. extemus— чужой) культурой, маргинальной, андерграундной культурой, например, субкультура хиппи. В СССР первым и самым мощным видом контркультуры явились так называемые «стиляги» 1950—1960-х гг (о них мы говорили в предыдущих томах «Фундаментальной социологии») Их отличительная черта — умение стильно, со вкусом и на западный манер одеваться и ходить по улице. На прозванных «бродвеями» центральных ули­цах крупных городов днем или вечером можно было встретить группки нео­бычно одетых юношей и девушек. Стиляги носили яркие пиджаки в клет­ку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьяна­ми, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку. Они не участвовали в политической жизни страны, многие не со­стояли в комсомоле, игнорировали официальные мероприятия, за что пре­следовались милицией и порицались общественным мнением. Это был са­мый настоящий и самый радикальный вызов советскому истеблишменту за всю историю его существования. Но вызов культурный, а не политический, как случилось, скажем, с движением диссидентов в 1970-е гг.

Контркультура — культура молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых. Экстернальные культуры и контркультуры существуют и существовали в разных обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, в России — раскол.

Организующий принцип любой контркультуры — не вокруг чего-то (идеи, ценностей), а против кого-то. Чаще всего этим кем-то выступает го­сударство, правительство, министерство культуры, местная администрация, чинящие произвол, запрещающие неформальную деятельность, разгоняю­щие протестующую молодежь. Вот почему лозунг всех контркультур — от большевиков и хиппи до панков и нацболов — «Мы протестуем против дей­ствительности и категорически ее не принимаем». Панки 1970-х гг. отрицали ценности таких институтов как культура, семья, работа, образование, рели­гия, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статус-кво, был предметом их нападок. Их контр- или субкультура была культурой вы­зова общественным нравам, даже надругательством над ними. Невероятные прически, волосы, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуаль­ного дизайна любого панка. Обсценная (ненормативная) лексика, ругатель­ства, примитивный язык и вульгарные манеры отталкивали и шокировали приличную публику. Панки — деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.