Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С.А. Арутюнов




Врезка

G7

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ

Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; про­странственное распространение культурных достижений из одной страны в другую.

Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «разлитие», «растекание», «проникновение». В изучении культур оно обозначает распро­странение культурных явлений через контакты между народами — торгов­лю, переселение, завоевание. В археологии, имеющей дело с материальны­ми артефактами, диффузия — это процесс, результатом которого было рас­пространение идей, технических приемов, человеческих сообществ, одомашненных растений и животных. Этот процесс мог иметь форму тор­говли на небольшие расстояния, контактов, постепенного перемещения на­селения (такие мнения существуют относительно передвижений ранних земледельцев из Передней Азии в Европу), но мог быть и очень быстрым — так растения Нового Света, подобные табаку и картофелю, в течение не­скольких столетий после Колумба распространились по всему миру.

Специалисты различают три основных варианта диффузионизма: а) ин-вайзионизм (от англ. invasion — вторжение), считающий успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; б) теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой куль­туры, зародившихся в центре, по периферии.

13 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 120—121.

Диффузионизм как теоретическое направление в изучении культур По явился в конце XIX в. Представители этого направления считают главны содержанием исторического процесса контакт, столкновение, заимствовя ния и перенос культур. Диффузионизм был распространен в скандинавски странах в виде историко-географического направления, в Германии — уц* ния о «культурных кругах» (культурно-историческая школа), в США э/ направление существовало под названием «age-and-area» (возраст/время и пространство). Основателем диффузионизма был немецкий исследоватепк Ф. Ратцель. В его работах сформулированы основные положения диффузио­низма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние куль­тур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или несколь­ких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические пред­меты), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (куль­турный круг).

В рамках диффузионизма получила развитие теория культурных кругов, представители которой Лео Фробениус (1873—1938), Фриц Гребнер (1877-1934), Грэфтон Эллиот Смит (1871 — 1938) и другие поставили во главу угла не генезис, а процессы распространения культуры14. «Культурный круг» представляет искусственно созданное по произвольно отобранным элемен­там понятие, не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими «кругами» в географическом пространстве. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в тео­рии миграций, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдель­ных элементов. Распространение культурных элементов или комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Други­ми словами, элементы одного «круга» могут распространятся путем диффу­зии и накладываться на элементы другого «круга». Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история куль­туры — это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»)15.

Лео Фробениус был крупнейшим специалистом по культурам народов Африки, куда он совершил более 10 экспедиций. Итогом стали фундамен­тальные работы, в том числе «Происхождение африканских культур»16, сразу поставившие его в ряд крупнейших африканистов. В этой работе он пред­принял попытку выявить в пределах Африки культурные провинции-окру­ги»), каждая из которых характеризовалась наличием ряда признаков, глав­ным образом из сферы материальной культуры. Фробениус понимал куль­турный круг не как простой набор явлений культуры, а как целостный комплекс. Он впервые в этнографической практике ввел в широком масш­табе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенных к книге, до сих пор представляет несомненную

14 Culture: The Diffusion Controversy. N.Y., 1927; Smith E.G. The Migrations of Early Culture. Manchester,
1929; Voget F. W. A History of Ethnology. N.Y., 1975.

15 См.: Воронцова Л.П. Диффузионизм // Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. С. 176-177.

16 Frobenius L. Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. Berlin, 1898.

научную ценность. Фробениус рассматривал две формы передвижения куль­туры: перенос — без значительного движения народа и перемещение — с народами. Культура у него растет сама по себе, без человека, без народа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. Основное понятие его концепции «культурная провинция» (культурный круг) представляло собой некую совокупность предметов материальной культуры, которые имеют между собой известное сходство. Л. Фробениус, например, выделял «запад­ноафриканский культурный круг», охватывающий бассейн реки Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. Признаки этого культурного круга таковы: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной те­тивой, плетеный щит, музыкальные элементы с растительными струнами, барабан в форме песочных часов, мас­ки и пр. Фробениус обратил внимание также на поразительные сходства мно­гих черт «западноафриканского куль­турного круга» с культурой Новой Гви­неи и других частей Меланезии17. Согласно воззрениям Фрица Гребне-ра каждое явление и материальной, и духовной культуры (лук и стрелы, свай­ное жилище, земледелие, тайные мужские союзы, культ духов умерших и че­репов, лунная мифология и т.п.) возникло в истории лишь однажды и толь­ко в одном месте и затем из этого центра распространилось по земле. В Австралии и Океании он обнаружил от 6 до 8 отдельных и самостоятель­ных «культурных кругов», каждый из которых состоит из некоторого числа (от 5 до 20) элементов культуры. Он расположил их в порядке возникнове­ния: 1) тасманийская (ранненигритская); 2) культура бумеранга (новонигрит-ская, древнеавстралийская); 3) тотемическая (западно-папуасская); 4) двух-классовая (восточно-папуасская); 5) меланезийская культура лука; 6) прото-полинезийская; 7) новополинезийская; 8) индонезийская. К характерным признакам восточно-папуасской культуры он относил: земледелие с возде­лыванием клубневых растений; рыболовство при помощи ставных сетей; дощатая лодка; хижина с двухскатной крышей; огневая пила; спиральное плетение корзин; тяжелая палица с утолщением на конце; широкий щит, де­ревянный или плетеный; два экзогамных класса с женским счетом; тайные мужские союзы и пляски в масках; культ духов умерших и черепов; лунная мифология; людоедский миф; пластические изображения духов; круговой орнамент; сигнальный барабан; флейта Пана; однострунный музыкальный инструмент; звучащие дощечки18.

Согласно их взглядам, был только один мировой центр цивилизации — Египет, откуда созданная древними египтянами высокая культура распро­странилась по всему миру. А по мнению ассирологов Ф. Делича и Г. Винк-лера19, почти все, если не все, цивилизации земли имеют своим истоком ва-

17 Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения//Изучение ис­
тории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.

18 См.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

19 Делич Ф. Библия и Вавилон. Апологетический очерк. СПб., 1912; Винклер Г. Вавилонская культура
в ее отношении к культурному развитию человечества. М., 1913.

вилонскую. В конечном итоге тезис диффузионистов о том, что культур» распространяется главным образом путем заимствований, исключал созда ние обобщающей генетической теории культуры. Понятие эволюции, а тек. более прогресса, у диффузионистов напрочь исчезло. Совершенно исчезло и понятие общества. Если существование общества и признавалось, то он0 рассматривалось как производное от культуры или как один из ее аспектов Согласно этому подходу, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культу­ры возникают в результате соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.

Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX в. оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный вестернизацией. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изобретения _ встречается в истории гораздо реже двух первых.

Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении

Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Огонь, колесо, капкан, корабль, порох были открыты в одном или двух местах, а затем через культурные контакты распространились везде. Распространенный пример диффузии сегодня — потребительские товары: кока-кола, гамбургер распространились из США по всему миру и вошли в другие языки. Так же большинство американцев свои первые контакты с японской культурой осуществили через покупку автомобиля или стерео и их первыми японскими словами были «Тойота» или «Тошиба».

Легче усваиваются материальные элементы культуры, если они демонст­рируют явное превосходство, например, огнестрельное оружие заменило лук и стрелы. Труднее усваиваются чужие нормы и ценности, так как здесь не­возможно доказать, что они эффективней собственных20. Еще одна осо­бенность: чужая технология вряд ли усвоится, если она потребует слишком сильных изменений в других сферах культуры народа.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, об­мен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с вели­ким путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а сто­летие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Однако культурные ценности и идеи могут распространяться и без помощи людей. Они остаются на своих местах, а их мысли путешествуют по миру, най­дя себе подходящее транспортное сред­ство, например, Интернет. Исследова­тели давно уже обратили внимание на то, что некоторые явления культуры совершенно не обязательно должны воз­никать в данном обществе в результате его эволюции, они вполне могли быть заимствованы, восприняты им извне. Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не своди­мая к этим процессам.

Таким образом, каналом стихийного распространения культуры служат не только люди, но также язык, книгопечатание, радио, телевидение, Ин­тернет. В средневековой Европе греческий и латинский языки служили меж­дународным средством общения. Латинский язык во многих европейских государствах был языком литературы, науки, официальных бумаг и религии (католицизма). Научные сочинения вплоть до XVIII в. часто писались имен­но на латыни. Латинский преподавался как обязательный предмет в шко­лах, на латыни читались лекции в университетах, велось богослужение в католических храмах, создавались литературные произведения, и, конечно же, латинский язык оказал на английский громадное влияние.

Распространение, или диффузия культурных инноваций по своему векто­ру принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонта­льное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть меж­групповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона

20 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 481.

пцди w-iFnaiD lupnjuHiajibHbiM распространением, а заимствование арист0
ратией элементов простонародного говора — вертикальным. *v

Культурная диффузия может происходить не только между странами народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) ^ классами, например между высшим и низшим. Межгрупповая диффу3 " давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговори,? язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас иИ России стала походить на стилевые особенности преступной субкультур.6 Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с пре' ступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лек сикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального слен­га. Стратификационная диффузия21 выражается в двустороннем процессе-

Д. Моррис Одежда и статус

Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обес­печение комфорта, соблюдение приличий и де­монстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пури­танским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Анг­лии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами. Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного со­циального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом де­монстрационная функция одежды регламентиро­валась очень жестко. В Англии XIV в. костюм оп­ределялся не вкусом или стилем, а законом. Пар­ламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если че­ловек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он под­вергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запреща­лось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника. Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая «не свой» ко­стюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус. В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские


джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ас­социироваться с досугом и возможностью не рабо­тать, постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневную одежду выс­шего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества. Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — использовались клет-

чатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжест­вах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы на Западе наметилась обрат­ная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Ста­ло немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представите­лей общественных «низов» — она позволяет по­казать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней». Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ро­весник. 1990. № 7 С. 12-13

21 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 70.

♦ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

♦ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскре­пощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обще­стве превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высо­коквалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппарату­ры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отли­чительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось у высших слоев знати, затем перешло к самураям, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жилищем.

Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в выс­шем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х гг. XX в. в США насчитывалось 42 тыс. бильярдных клубов (poolroom), но к середине 1960-х их число сократилось до 11 тыс. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-аме­риканцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования на­селения и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно, американские мужчины стали больше ориентиро­ваться на семейный досуг, нежели проведение свободного времени в сомни­тельных закрытых для женщин заведениях22.

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символичес­кая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притя­гиваются тем, что является общим им всем.

Стратификационная диффузия имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). Первый вариант уже был рассмот­рен. Примером второго выступают японские деревянные сандалии на под­ставках, так называемые гэта, которые были изобретены низшим классом, затем восприняты высшим и, наконец, стали достоянием всех классов23. Другой пример — знаменитый скифский звериный стиль. В ранний пери­од, в VII—V вв. до н.э., он бытовал в воинской среде, выполняя религиозно-магические функции, но в IV—III вв. до н.э. он перекочевал в аристократи­ческую среду, приняв парадно-декоративные функции.

Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем», и наоборот. Такое перемещение называ­ют еще культурной ротацией.

22 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 84.

23 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 176.

Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативны сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низщи страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение ца селения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части, а имен, но активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой куль­туры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.

Зрезка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.