КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С. Кузьмина Реформа языка
Врезка Е мент власти Мао. Он поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о «подлинно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на сочетание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и интеллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна. Хотя «великая пролетарская культурная революция» и была организована компартией, она проходила зачастую в стихийных формах и в конечном итоге привела к качественному изменению социальной и культурной обстановки в стране (но не к политическим и экономическим). Подверглись репрессиям сотни преподавателей университетов, тысячи неугодных властям деятелей культуры и науки, разорены буддистские храмы, многие памятники культуры. Во время культурной революции интеллигенция была причислена к социальным изгоям наряду с помещиками, кулаками, контрреволюционерами, социально вредными элементами, правыми, предателями, шпионами и «идущими по капиталистическому пути». Партия восприняла просьбы научного сообщества о большей независимости в научной работе как буржуазный вызов, который направлен против ее руководящей роли. Ученые, работавшие до 1949 г. (во время правления националистов) и получившие образование в первые 17 лет существования Китайской Народной Республики, были осуждены как «белые специалисты». В разгар культурной революции многие ученые и другие представители интеллигенции подвергались нападкам в дацзыбао37 за отход от политики, производства и от масс. Университетские профессора обвинялись в «отравлении юных студенческих умов» во время обучения, а на тех, кто учился за границей, наклеивали ярлык американских или советских шпионов38. Интеллигенцию требовалось «перековать», сделать ее из буржуазной «красной», т.е. придерживаться революционной линии и проводить политику партии. Чтобы преодолеть «белизну» и стать «красными специалистами», интеллигенты должны были подвергнуться долгому и тяжкому «политическому перевоспитанию» и «идеологическому реформированию», участвуя в бесконечных политических учебных сессиях, нередко выдерживая «критику» и «самокритику», выполняя тяжелый физический труд на заводах и в деревне. Партия присваивала названия «красный» и «белый» в зави- 37 Дацзыбао представляли собой большие плакаты с заявлениями, написанными крупными иерогли 38 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966—1976 // Науковедение. симости оттого, что казалось важнее вданныи момент: эффективность труда ученых или идеологические ценности39. Интеллигентов унижали на публичных собраниях, допрашивали и держали под арестом красные гвардейцы и другие радикальные активисты40; их дома обыскивались, а собственность конфисковывалась; их ссылали в ньюпенги41, оскорбляли, мучили физически и психологически. Из 170 старших научных сотрудников Китайской академии наук (КАН) в Пекине 131 подвергся нападкам; в Шанхае 40% сотрудников Института физиологии растений КАН обвинили в том, что они являются вражескими агентами, на них возложили ответственность за антикоммунистический заговор во время правления националистов. 106 ученых, в том числе 27 старших научных сотрудников, или 0,41% от общего Многие убеждены, что реформу письма в 1917 г. «придумали» большевики. Отсюда ее восприятие в искаженном, политизированном виде. Именно так оценивали ее те, кто после оказался в эмиграции. Новое письмо вся эмигрантская интеллигенция, в том числе Бунин и Цветаева, считали неприемлемым. Для них графический облик слова был не просто буквенной оболочкой, но и конструктивным элементом художественного замысла. Наше письмо — это «платье с чужого плеча», заимствованное в X в. у южных славян. Постепенно шло приспособление старославянского письма к древнерусскому языку. От некоторых букв, оказавшихся лишними, например от «юсов», отказались очень скоро. Другие — «пси», «кси», «омега» — были отменены реформой Петра I. И тем не менее к началу XX в. русская орфография оставалась в большой степени традиционной, в ней было много условного, устаревшего. Например, писали «старые учебники», но «старыя книги» — в зависимости от рода существительного. А одна буква «ять» чего стоила! Слова «деньги», «десять», «весело» писались через «е», а «дети» или «дело» — через «ять». В слове «ветер» вместо первого «е» стояла «ять». Усваивать грамоту было намного труднее, чем сейчас. Реформа письма готовилась давно. В 1904 г. в Петербурге была создана Орфографическая комиссия, высказавшаяся за упрощение правописания. В частности, в проекте предлагалось исключить некоторые буквы и облегчить правила: не писать твердый знак в конце слов, а мягкий знак — после букв «ж», «ш», «ч», «щ» в таких словах, как «ночь», «мышь», «рожь», «помощь». В обществе поднялась буря: многие, неправомерно отождествляя язык и письмо, видели в отказе от «обветшавших» букв посягательство на язык Пушкина и Тургенева, на русскую культуру в целом. В конце концов в мае 1917 г. Временное правительство выпустило циркуляр о введении нового правописания с нового учебного года. Как видите, разработали реформу не большевики, хотя они и присвоили себе авторство. Но провели ее в конечном итоге именно они. Декрет о введении нового правописания был издан в декабре 1917 г, однако на него, по словам Луначарского, «никто и ухом не повел». Тогда, уже в 1918 г., появился второй декрет, и Володарский объявил, что появление каких бы то ни было текстов в старой орфографии будет считаться «уступкой контрреволюции». В принципе реформа письма носила демократический характер, вполне соответствуя особенностям нынешнего столетия — с его массовой грамотностью и потребностями быстрого обмена информацией. Аргументы и факты. 1996. № 9 39 Wang Yuan. Hua Luogeng. Beijing, 1994. P. 237-240. 40 Красные гвардейцы были сформированы из студентов вузов в период 1966-1968 гг., они верили, 41 Помещения, использовавшиеся для наказания классовых врагов. Термин образован от «и/и» (за числа научного персонала в КАН, были замучены до смерти4^ Более чем зии тыс. научных работников вместе с другими интеллигентами и специалистами были сосланы на фермы, названные «школой кадров 7 мая» либо их ссылали в сельскую местность, чтобы они прошли «идеологическую революцио-низацию». Еще больший ущерб культурная революция нанесла китайской науке, уничтожая научные институты, которые существовали с начала XX в. На целых десять лет полностью прекратилась деятельность учреждений КАН. К 1973 г. в результате катастрофического сокращения под прямой юрисдикцией КАН осталось только 13 институтов из 7 016 (в 1965 г.). Фундаментальные исследования были свернуты43. Культурная революция парализовала систему образования Китая. В 1966 г. страна отказалась от формального высшего образования, объявленного «системой культивирования ревизионистской рассады». Студенты старших курсов и аспиранты были принудительно посланы на фабрики, в сельскую местность, в армейские лагеря на «перевоспитание», а исследовательская работа была резко сокращена. Когда университеты вновь распахнули свои двери в конце 1970 г. (аспирантура была восстановлена только в 1978 г.), по-прежнему превалировала деструктивная политика. Так как Мао Цзэдун объявил, что период обучения нужно сократить, стандартный курс обучения продолжался три года. В соответствии с указанием Мао о приеме студентов из рабочих, крестьян и солдат с практическим опытом предполагалось, что все старшеклассники проработают от двух до трех лет на фермах и заводах, после чего мог рассматриваться вопрос об их приеме в вузы, решение которого должно было основываться на рекомендациях коммуны или завода, а не на результатах каких-либо вступительных экзаменов. Студенты 80% своего времени тратили на изучение научных дисциплин и техники, 15% —на заучивание идей марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна и 5% — на сельскохозяйственный труд и изучение опыта Народной освободительной армии44. Профессора и студенты интенсивно посещали заводы и коммуны, чтобы изучать практические проблемы и решать прикладные задачи. Подобная организация не обеспечивала условий для подготовки следующего поколения ученых. Считается, что из-за культурной революции Китай потерял по меньшей мере один миллион выпускников и 100 тыс. аспирантов45. Культурная революция ввергла Китай в хаос на десять лет и оказала влияние на несколько поколений китайцев. Разрыв между Китаем и научно развитыми странами в области науки и техники увеличился. Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Архео- 42 Wu Heng. Keji zhanxian wushi nian (Пятьдесят лет на фронте науки и техники). Beijing, 1994. Р. 337— 43 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966-1976 // Науковедение. 44 Hoffman M. Lost in the Cultural Revolution //American Scientist. 1994. Vol. 82. № 1. P. 182. 45 Qu Shipei. Zhongguo daxuejiaoyu fazhanshi (Развитие университетского образования в Китае). Shanxi, jiui и luhsupHi о неолитической революции, специалисты по управлению --о менеджерской революции, социологи — «молчаливой революции» и т.д. По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель. Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, никакие открытия последних 10 тыс. лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций — приручению животных и окультуриванию растении. Распространение земледелия считается вторым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества. Развитие общества означает, что на смену старому приходит новое. Такой процесс называют либо прогрессом (поступательным движением вперед), либо социальным нововведением (процессом внедрения в практику научных проектов и идей). Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное. Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы и традиции. А памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |