Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Кузьмина Реформа языка




Врезка

Е

мент власти Мао. Он поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестрой­ке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с пози­ций примитивных представлений о «подлинно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на сочетание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и интеллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» со­стоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна.

Хотя «великая пролетарская куль­турная революция» и была организова­на компартией, она проходила зачас­тую в стихийных формах и в конечном итоге привела к качественному изме­нению социальной и культурной об­становки в стране (но не к политиче­ским и экономическим). Подверглись репрессиям сотни преподавателей уни­верситетов, тысячи неугодных властям деятелей культуры и науки, разорены буддистские храмы, многие памятники культуры. Во время культурной революции интеллигенция была причисле­на к социальным изгоям наряду с помещиками, кулаками, контрреволюци­онерами, социально вредными элементами, правыми, предателями, шпио­нами и «идущими по капиталистическому пути». Партия восприняла просьбы научного сообщества о большей независимости в научной работе как буржуазный вызов, который направлен против ее руководящей роли. Ученые, работавшие до 1949 г. (во время правления националистов) и по­лучившие образование в первые 17 лет существования Китайской Народной Республики, были осуждены как «белые специалисты». В разгар культурной революции многие ученые и другие представители интеллигенции подвер­гались нападкам в дацзыбао37 за отход от политики, производства и от масс. Университетские профессора обвинялись в «отравлении юных студенческих умов» во время обучения, а на тех, кто учился за границей, наклеивали яр­лык американских или советских шпионов38.

Интеллигенцию требовалось «перековать», сделать ее из буржуазной «красной», т.е. придерживаться революционной линии и проводить поли­тику партии. Чтобы преодолеть «белизну» и стать «красными специалиста­ми», интеллигенты должны были подвергнуться долгому и тяжкому «поли­тическому перевоспитанию» и «идеологическому реформированию», уча­ствуя в бесконечных политических учебных сессиях, нередко выдерживая «критику» и «самокритику», выполняя тяжелый физический труд на заво­дах и в деревне. Партия присваивала названия «красный» и «белый» в зави-

37 Дацзыбао представляли собой большие плакаты с заявлениями, написанными крупными иерогли­
фами на широких полосах бумаги, и помещались на стенах или стендах, чтобы их мог прочитать
каждый. Предполагалось, что они будут короткими и излагать только суть, но многие дацзыбао боль­
ше походили на бессвязные настенные газеты, чем на концентрированное изложение позиции.

38 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966—1976 // Науковедение.
2000. № 4.

симости оттого, что казалось важнее вданныи момент: эффективность труда ученых или идеологические ценности39. Интеллигентов унижали на публич­ных собраниях, допрашивали и держали под арестом красные гвардейцы и другие радикальные активисты40; их дома обыскивались, а собственность конфисковывалась; их ссылали в ньюпенги41, оскорбляли, мучили физиче­ски и психологически. Из 170 старших научных сотрудников Китайской ака­демии наук (КАН) в Пекине 131 подвергся нападкам; в Шанхае 40% сотруд­ников Института физиологии растений КАН обвинили в том, что они являются вражескими агентами, на них возложили ответственность за ан­тикоммунистический заговор во время правления националистов. 106 уче­ных, в том числе 27 старших научных сотрудников, или 0,41% от общего

Многие убеждены, что реформу письма в 1917 г. «придумали» большевики. Отсюда ее восприятие в искаженном, политизированном виде. Именно так оценивали ее те, кто после оказался в эмиграции. Новое письмо вся эмигрантская ин­теллигенция, в том числе Бунин и Цветаева, счи­тали неприемлемым. Для них графический облик слова был не просто буквенной оболочкой, но и конструктивным элементом художественного за­мысла.

Наше письмо — это «платье с чужого плеча», заимствованное в X в. у южных славян. Постепен­но шло приспособление старославянского пись­ма к древнерусскому языку. От некоторых букв, оказавшихся лишними, например от «юсов», от­казались очень скоро. Другие — «пси», «кси», «омега» — были отменены реформой Петра I. И тем не менее к началу XX в. русская орфогра­фия оставалась в большой степени традицион­ной, в ней было много условного, устаревшего. Например, писали «старые учебники», но «старыя книги» — в зависимости от рода существительно­го. А одна буква «ять» чего стоила! Слова «день­ги», «десять», «весело» писались через «е», а «дети» или «дело» — через «ять». В слове «ве­тер» вместо первого «е» стояла «ять». Усваивать грамоту было намного труднее, чем сейчас. Реформа письма готовилась давно. В 1904 г. в Петербурге была создана Орфографическая ко­миссия, высказавшаяся за упрощение правописа­ния. В частности, в проекте предлагалось исклю­чить некоторые буквы и облегчить правила: не писать твердый знак в конце слов, а мягкий


знак — после букв «ж», «ш», «ч», «щ» в таких словах, как «ночь», «мышь», «рожь», «помощь». В обществе поднялась буря: многие, неправомер­но отождествляя язык и письмо, видели в отка­зе от «обветшавших» букв посягательство на язык Пушкина и Тургенева, на русскую культуру в целом. В конце концов в мае 1917 г. Временное

правительство выпустило циркуляр о введении нового правописания с нового учебного года. Как видите, разработали реформу не большевики, хотя они и присвоили себе авторство. Но провели ее в конечном итоге именно они. Декрет о введе­нии нового правописания был издан в декабре 1917 г, однако на него, по словам Луначарского, «никто и ухом не повел». Тогда, уже в 1918 г., появился вто­рой декрет, и Володарский объявил, что появление каких бы то ни было текстов в старой орфографии будет считаться «уступкой контрреволюции». В принципе реформа письма носила демокра­тический характер, вполне соответствуя особен­ностям нынешнего столетия — с его массовой грамотностью и потребностями быстрого обмена информацией. Аргументы и факты. 1996. № 9

39 Wang Yuan. Hua Luogeng. Beijing, 1994. P. 237-240.

40 Красные гвардейцы были сформированы из студентов вузов в период 1966-1968 гг., они верили,
что являются гвардией Мао Цзэдуна и опорой социализма.

41 Помещения, использовавшиеся для наказания классовых врагов. Термин образован от «и/и» (за­
пугивать, усмирять), соединенного со словом «gut» (чудовище, изверг) и «she» (змея, злобный че­
ловек) и «shen» (дьявол, демон).

числа научного персонала в КАН, были замучены до смерти4^ Более чем зии тыс. научных работников вместе с другими интеллигентами и специалиста­ми были сосланы на фермы, названные «школой кадров 7 мая» либо их ссы­лали в сельскую местность, чтобы они прошли «идеологическую революцио-низацию». Еще больший ущерб культурная революция нанесла китайской науке, уничтожая научные институты, которые существовали с начала XX в. На целых десять лет полностью прекратилась деятельность учреждений КАН. К 1973 г. в результате катастрофического сокращения под прямой юрисдикцией КАН осталось только 13 институтов из 7 016 (в 1965 г.). Фунда­ментальные исследования были свернуты43.

Культурная революция парализовала систему образования Китая. В 1966 г. страна отказалась от формального высшего образования, объяв­ленного «системой культивирования ревизионистской рассады». Студен­ты старших курсов и аспиранты были принудительно посланы на фабри­ки, в сельскую местность, в армейские лагеря на «перевоспитание», а ис­следовательская работа была резко сокращена. Когда университеты вновь распахнули свои двери в конце 1970 г. (аспирантура была восстановлена только в 1978 г.), по-прежнему превалировала деструктивная политика. Так как Мао Цзэдун объявил, что период обучения нужно сократить, стан­дартный курс обучения продолжался три года. В соответствии с указани­ем Мао о приеме студентов из рабочих, крестьян и солдат с практическим опытом предполагалось, что все старшеклассники проработают от двух до трех лет на фермах и заводах, после чего мог рассматриваться вопрос об их приеме в вузы, решение которого должно было основываться на рекомен­дациях коммуны или завода, а не на результатах каких-либо вступитель­ных экзаменов. Студенты 80% своего времени тратили на изучение науч­ных дисциплин и техники, 15% —на заучивание идей марксизма-лениниз­ма и Мао Цзэдуна и 5% — на сельскохозяйственный труд и изучение опыта Народной освободительной армии44. Профессора и студенты интенсивно посещали заводы и коммуны, чтобы изучать практические проблемы и решать прикладные задачи. Подобная организация не обеспечивала усло­вий для подготовки следующего поколения ученых. Считается, что из-за культурной революции Китай потерял по меньшей мере один миллион вы­пускников и 100 тыс. аспирантов45. Культурная революция ввергла Китай в хаос на десять лет и оказала влияние на несколько поколений китайцев. Разрыв между Китаем и научно развитыми странами в области науки и тех­ники увеличился.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, техничес­кие, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке со­вершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Архео-

42 Wu Heng. Keji zhanxian wushi nian (Пятьдесят лет на фронте науки и техники). Beijing, 1994. Р. 337—
341; Yao Shupinget al. Zhongguo kexueyuan fazhanshi (История Китайской Академии наук) // Zhongguo
kexueyan (Китайская Академия наук) / Ed. Qian Linzhao, GuYu. Beijing, 1994. Vol. 1. P. 154-156.

43 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966-1976 // Науковедение.
2000. № 4.

44 Hoffman M. Lost in the Cultural Revolution //American Scientist. 1994. Vol. 82. № 1. P. 182.

45 Qu Shipei. Zhongguo daxuejiaoyu fazhanshi (Развитие университетского образования в Китае). Shanxi,
1993. P. 648.

jiui и luhsupHi о неолитической революции, специалисты по управлению --о менеджерской революции, социологи — «молчаливой революции» и т.д.

По своей продолжительности реформы и революции могут не различать­ся. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Таким об­разом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность пред­намеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения элект­роники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, никакие открытия послед­них 10 тыс. лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных ре­волюций — приручению животных и окультуриванию растении. Распростра­нение земледелия считается вторым после искусства добывания огня вели­чайшим достижением человечества.

Развитие общества означает, что на смену старому приходит новое. Та­кой процесс называют либо прогрессом (поступательным движением впе­ред), либо социальным нововведением (процессом внедрения в практику на­учных проектов и идей).

Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное. Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселившись на новое место, народ переносил с собой не па­мятники материальной культуры, а обычаи, нормы и традиции. А памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.