Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Континуум форм распространения культуры




Рассмотренные три формы распространения культуры — заимствования, диффузия и открытия — можно считать общими. Внутри них выделяются частные формы, представляющие собой конкретные культурные практики заимствования новшеств.

Все многообразие частных форм распространения культуры — от торго­вого обмена народов и туризма до колонизации и насильственной русифи­кации (американизации, европеизации) — можно расположить на некото­ром континууме (рис. 11). Полюса такого континуума представлены двумя противоположными формами распространения: стихийное (нецеленаправ­ленное) и организованное (целенаправленное) распространение.

Рис. 11 Континуум форм распространения культуры

Организованной формой является только такой способ, при котором в качестве основной цели сознательно выдвигается навязывание, перенесение или заимствование культурных образцов у другой страны, а также органи­зованная форма распространения культурных образцов господствующей культуры на все этносы и социальные группы населения внутри одной стра­ны. Борьба с неграмотностью, принявшая в 1920—1930-е гг. в СССР харак­тер массовой и хорошо спланированной правительством кампании, отно­сится к числу подобных способов распространения культуры. Сегодня Ми­нистерство культуры проводит единую политику в сфере государственных средств массовой информации и книгоиздания, осуществляет поддержку деятельности полиграфических предприятий, а также организаций и учреж­дений одноименного профиля.

В этом смысле миссионерство и шпионаж своей главной целью имеют, в одном случае — насаждение другим народам своей религии (христианства, ислама, буддизма), а в другом — заимствование культурных нововведений: чертежей ядерного оружия, промышленных секретов и т.п. Торговля меж­дустранами, хотя и является насквозь организованным процессом, относит­ся к стихийным формам потому, что культурный обмен выступает побочным эффектом, а на первом месте стоит купля и продажа товаров и прибыль (т.е. экономические цели — главные).

К организованным формам относятся экономическая помощь развитых стран слаборазвитым, так как она оказывается при условии, что в странах-реципиентах произойдут демократические преобразования и будут усвоены культурные ценности капитализма. Колонизация располагается посредине. Ее главная цель — добыча новой и дешевой рабочей силы в Африке, а вовсе не распространение западной культуры. Оно происходит позже — как по-

бочный эффект. Колонизация Азии, Африки и Латинской Америки corm"
вождалась не только введением новых технологий, но попытками замеццт'
старые ценности западной моралью и верованиями. Завоеватели считаю
свою культуру выше туземной. Когда СССР вторгся в Афганистан в 1980 /
изменился способ производства туземных племен, политическая структура'
стратификация. " " >

К стихийным формам следует относить лишь те способы распространецИя культурных артефактов, которые возникают сами собой, никем заранее нр планируются, не управляются, никак не организуются и ни оцениваются

Они возникают в точках массовых эт­нических контактов. Стихийные фор­мы растянуты во времени, а организо­ванные — сжаты, поскольку они пла­номерно внедряются правительством или местными властями. Когда Петр | выбрал стратегию европеизации (про­рубил «окно в Европу»), то в очень ко­роткое время, специальным указом, всему дворянству сбрили бороды. Но если нет вмешательства властей, то процесс стихийного распространения культуры затягивается на десятилетия и столетия. Время сокращается в том случае, если заимствуются более прогрессивные ценности, например, вос­точные страны перенимают западный образ жизни.

Организованное распространение нередко принимает форму насиль­ственного культурного внедрения. Оно осуществляется по-военному быст­ро, эффективно, но держится краткое время, часто вызывая народные воз­мущения. Достаточно вспомнить волнения в Корее в конце XIX в., связан­ные с попыткой насильственно изменить национальную прическу, а сопротивление старообрядцев религиозной реформе Никона в России про­должалось не одно столетие. Как правило, новые элементы полностью вы­тесняют старую культуру, при стихийных формах процесс идет медленно, но новшество приживается надолго. Часто новое синтезируется и органич­но уживается со старым. Процесс врастания в японскую культуру иннова­ций китайско-корейского происхождения занял целое тысячелетие, об их иностранном происхождении в конечном итоге забыли. Сегодня только филологи напоминают нам об иноязычном происхождении привычных рус­ских слов «халат», «арбуз», «революция» и др.

Наиболее яркий пример _ распространение европейской обуви на Вос­токе. Устройство интерьера национального дома корейцев и японцев (не­смотря на значительные Различия) на протяжении многих столетий выра­ботало у этих народов обычай разуваться и переобуваться, входя в помеще­ние. В результате в современном быту корейцев и японцев преобладает нешнурованная европейская обувь, широко распространены всевозможные приспособления для надевания обуви, используются туфли-слипперы не только в домашнем быту, но и на производстве, в транспорте. В Корее обы­чай переобуваться сохраняется даже при входе в жилое помещение, обстав­ленное европейской мебелью. Домашние туфли стали непременной деталью сервиса европейских отелей и в Корее, и в Японии. Кроме того, в Японии в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.