КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Почему религия называется религией?
В. И. Гараджа К числу вопросов, рассматриваемых религиеведением и различающихся по своей значимости, относится вопрос о том, почему религия называется религией, т. е. каково происхождение этого термина. Религия — производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употреблял слово «религия», например, Цицерон в I в. до н.э. К религии относились и представления о богах (мифология), и соответствующие действия, связанные с этими представлениями и регламентирующие жизнь римлян. То, что у римлян называлось религией, у китайцев именовалось chiao, у индусов — dharma, у арабов — din. Когда возникло христианство, оно восприняло от римлян слово «религия» и использовало его в своих целях, вложив в него содержание, отличающееся от прежнего. Через христианство это слово вошло впоследствии во все европейские языки. Под религией христиане понимали сначала только свою, христианскую веру. Религией называлось только христианство, в отличие от всех нехристианских верований, которые объединялись в понятии язычества. Крупнейший христианский теолог, один из отцов церкви, епископ Августин, живший в IV в., называл христианство религией, рассматривая это слово как производное от «вновь связывать, воссоединять»: христианство есть религия — путь воссоединения и примирения человека с богом, — человека, отпавшего от бога, когда он встал на путь греха. Это действительно специфически христианское представление, которое нельзя перенести, например, на античные религии. Раннему христианству было чуждо, таким образом, представление о других религиях, нехристианских религиях, о том, что христианство — одна из многих религий. Христианская религия соединяет людей, обязательством призванных к служению, выделяя их из того мира, частью которого являются языческие культуры. Христианство, именуя себя религией, тем самым противопоставляет себя языческой культуре. Первое в истории христианства расширение понятия «религия» и распространение этого термина на язычество имело изначально чисто полемическую функцию: христианство как «истинная зу, считал религию навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и снимает для верующего необходимость выработки собственного персонального невроза. Для Эмиля Дюркгейма религия — связная система верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну духовную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками. У русского философа С.Н. Трубецкого религия есть «организованное поклонение высшим силам» (включающее в себя три общих элемента — веру, представления и культ)4. По Б. Малиновскому, религия необходима человеку для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу. Пауль Тиллих считал религию поиском тех ответов, которые вера может дать на высшие жизненные вопросы о времени, пространстве, причине и материи. Организованная религия, по мысли Станислава Грофа, является статуированной групповой деятельностью, происходящей в установленном месте (храме или церкви), и включает систему назначенных служителей, и здесь неважно, имели они личные переживания духовных реальностей или нет. Философ Альфред Н. Уайтхед полагал, что религия — это то, как человек справляется со своим одиночеством (или в другом переводе: религия — средство избежать человеческого одиночества). Скотт Хат-филд определял религию как поведение, процесс или структуру, которые хотя бы частично ориентированы на сверхъестественное. Дон Свенсон определяет религию в терминах священного: «Религия — это индивидуальный или коллективный опыт восприятия священного, который воплощает себя в мифологии, ритуалах, этосе, а кроме того интегрирован в организацию»5. Пауль Коннелли подходит к сути дела следующим образом: религия коре- религия» противопоставлялось «ложным религиям» — греческой и римской, которые рассматривались как неудачное, демоническое подражание божественному образцу христианской религии. Это давало также возможность оторвать языче- ство от его культурного контекста, и таким образом открывался путь для примирения христианства с античной культурой, для ее ассимиляции христианством. Великие географические открытия, знакомство с Новым Светом привели к дальнейшему расши- рению понятия религии. Оно было распространено на верования американских индейцев и других «дикарей». В XVIII в. возникает представление о том, что существуют разные проявления «естественной религии», составляющей основу и общее достояние всех религий. «Естественная религия» воплощается в конкретных религиях, отличающихся друг от друга по форме выражения, но в основе своей сходных. Особенности разных религий обусловлены особенностями тех обществ, тех культур, в которых они существуют, подобно различиям в морали, искусстве, в целом — в образе жизни и мышления. Так к началу XIX в. появляется и входит в употребление термин «религия» в его современном значении: религия как одна из областей духовной жизни наряду с моралью, философией, наукой, искусством. Такова история слова «религия». Источник: Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. М., 1995 4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1899. Т. XXVl-a. С. 539. 5 Don Swenson. Society, Spirituality, and the Sacred: A Social Scientific Introduction, Broadview Press, 1999-JAN. нится в попытке человека представить либо упорядочить свои верования, чувства, фантазии и действия, которые появились у него в ответ на переживание или столкновение с чем-то священным, таинственным или духовным6. У Дж. Фрезера религия есть «умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни». Как таковая религия «состоит из теоретического и практического элементов, а именно из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им»7. Бог один — религий много Американский социолог Дж. М. Йингер8 определяет религию как систему верований и действий, посредством которых группа людей решает высшие проблемы своей жизни: существование смерти, зла, страданий, вины. Религия — это попытка найти ответы на разочарования и горести, трагедии, парадоксы и краткость жизни. Иными словами, это попытка обрести цель жизни и смысл существования. Вот почему она предстает у него средством «релятивации» человеческих несчастий и страданий, интерпретируемых как элементы высшего блага. Согласно Йингеру, слово «религия» может быть возведено либо к латинскому religere, что означает «связывать вместе», либо к religare, что означает «повторять» или «переигрывать». Для видного американского социолога Р. Бэллаха религия есть совокупность символических обрядов и действий, которые связывают человека с предельным состоянием его существования. «Религия — это человеческое отношение к священному мироустройству, — уверен представитель феноменологической социологии Питер Бергер, — которое включает в себя все человеческие существа; другими словами, это верование в миропорядок, смысл которого равным образом включает и превосходит человека». По мнению Г. Бермана, религия — не просто набор доктрин и обычаев, относящихся к сверхъестественному, а выражение людьми коллективной озабоченности по поводу высшего смысла и цели их жизни в соответствии с разделяемой верой и преданностью духовным ценностям9. 6 Connelly P. Definition of Religion and Related Terms (www.darc.org). 7 Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1987. С. 54-55. 8 Йингер Дж. Социологический взгляд на религию // Религия и общество: Хрестоматия по социо 9 Берман Г. Дж. Право и религия (www.msps.ru). Согласно социобиологии, религия — одна из древнейших и эффективных защитных систем, непосредственно связанных с возможностями человеческого разума и тела, а также с проблемой выживания. Надежность этой системы позволила человеку помимо проблемы выживания заняться и другими предметами, в том числе исследованием собственной природы и окружающего мира10. Согласно одной из версий, религия — любая система верований в Бога или богов, часто включающая ритуалы, этический кодекс и философию жизни". При такой широкой трактовке под религию подпадают не только язычество, христианство или буддизм, но также атеизм, агностицизм, гуманизм и этическая культура, поскольку в них есть своя философия жизни и они специфическим образом решают вопрос о существовании Бога или богов. Ведь атеизм — это тоже учение о божественном. Для того чтобы отрицать божественное, атеизм должен выделить его, разработать его понятие, заняться критикой других учений о божественном, выяснить возможную связь между божественным и человеческим и, в конце концов, поставить на место божественного нечто иное. А если атеизм — это лишь особая разновидность богословия, значит, атеистическая философия есть философия религиозная. Сама по себе религия является практикой, считал А. Грант, а поэтому ее сущность заключается почти исключительно в обычаях и обрядах12. Webster's New World Dictionary определяет религию как специфическую систему верований и культов, которые нередко предполагают также этический кодекс поведения и некую философию. В отечественных словарях дается, в частности, такое определение: религия — тип мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические (культовые) действия, основанные на вере в существование сверхъестественных сил (бога или богов), либо на становлении определенной системы культов; то или иное конкретное вероисповедание, исторические формы развития религии (буддизм, христианство, ислам и др.). Если обобщить многочисленные определения религии, то их можно свести к следующим базовым положениям: 1. Религия — один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой. 2. Религия —один из фундаментальных институтов человеческого общества. 3. Религия — сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное. 4. Религия — специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение Бога. 10 The Oxford Dictionary of World Religions / Ed. J. Bowker. Oxford, 1997. 11 Various definitions of the word «religion» (www.religioustolerance.org). 5. Религия — совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование. 6. Религия — система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни. 7. Религия — группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордены, секты). 8. Религия — миропонимание и мироощущение, а также связанное сними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, которая в зрелых формах религии выражается понятием божества или Бога. 9. Религия — совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п. Усилия мыслителей, которые предпринимались ими на протяжении многих веков, не прошли даром: человечество накопило огромную библиотеку или, точнее сказать, картотеку цитат и высказываний, которые касаются дефиниций религии. Недостаток подавляющего большинства определений религии, — а это относится к любому научному определению, касающемуся каких-либо важных понятий и категорий, — заключается в том, что одной фразой, из которой строится обычная дефиниция, невозможно охватить все многообразие религиозных явлений. Обязательно что-либо оказывается за рамками дефиниции. Скажем, одни определения точно фиксируют особенности мировых религий, но не учитывают языческих верований, другие, кажется, охватили то и это, но оставили за бортом новые религиозные движения и т.д. Кто-то имеет субъективный взгляд на вещи, выражая в своей дефиниции лишь те религии или их свойства, которые ему нравятся либо кажутся существенными. Иные авторы предлагают настолько обтекаемые формулировки, что они с одинаковым успехом подходят и для религии, и для культуры или духовной сферы в целом. Вот почему специалисты сходятся во мнении, что дать одно-единственное определение религии, способное служить универсальным кодом для всего многообразия религиозных явлений, невозможно. В результате им приходится мириться с существованием десятков и сотен определений. В широком смысле под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры, в узком смысле (конкретная религия) — это духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера. Религия в последнем своем значении имеет иерархическую структуру. Многие конкретные религии часто подразделяются на ветви более низкого таксономического уровня, а те, в свою очередь, — еще более низкого порядка и т.д. Так, человек, придерживаясь христианства, может быть сторонником одной из его ветвей, например протестантизма, принадлежать к такой форме протестантизма, как баптизм, и являться членом одной из баптистских религиозных организаций, предположим Южной баптистской конвенции13. 13 Пучков П.И. О классификации религий (http://cbook.ru).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |