КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология религий
Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Говорят о тысячах религиозных форм и видов, которые возникали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племен, наций, поскольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурного целого лишь тогда, когда у нее появлялась система высших ценностей, неприкасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать сохранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных общностей достигнет многих десятков тысяч. Одних только христианских деноминаций насчитывается около 20 тыс. Самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинные и ложные. Затем было выдвинуто несколько более научное деление — на естественные и религии откровения, которого придерживались многие богословы. Такая типология опирается на генетический принцип (принцип происхождения). Под естественными религиями понимают стихийно и объективно возникшие верования — прежде всего в первобытном обществе. Первобытные человеческие коллективы, такие, как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совместный культ. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному признаку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К. последним религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких, как синтоизм или индуизм. Напротив, религии откровения связаны с харизматической личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателей — Иисус, Будда, Мухаммед. Они появлялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христиан- ство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа. Существуют и другие критерии для классификации религий: ♦ количество верующих и их удельный вес в общей численности населения (статистический); ♦ ареал распространения (картографический); ♦ формы распространения: дискретные, т.е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т.е. распространенные компактно по странам и континентам (христианство, ислам); ♦ правовой статус (религии, которые поддерживаются государством; религии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально); ♦ государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документами; религии национальных меньшинств); ♦ уровень организации (жестко централизованные, не жестко централизованные, децентрализованные). Религии также могут быть: ♦ политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожие); ♦ урбанистическими (городскими и сельскими). Первую научную попытку универсальной систематизации религий предпринял Г. Гегель (1770—1831). Гегель рассматривает каждую религию как ступень самопознания абсолютного духа14. Он считал, что религия в своем саморазвитии проходит три основные стадии: естественной религии, религии духовной индивидуальности, абсолютной религии. Каждая из стадий, в свою очередь, распадается на этапы, которыми становятся конкретные вероучения. Первая стадия — естественная религия — распадается на несколько этапов. Первый из них — непосредственная религия — ознаменован силой колдовства, которой обладает сам человек, но в котором эта сила еще не выступает как сила духа и разума. Второй — раздвоение — выступает в самом себе — включает в себя религию меры (Китай), религию фантазии (брахманизм), религию в-себе-бытия (буддизм). Третий — естественной религии — переход к религии свободы — содержит в себе религию добра и света (Персия), религию страдания (Сирия) и религию загадки (Египет). Вторая стадия религии — это религия духовной индивидуальности. На этой ступени развития Бог является: а) как единый безусловный субъект в религии возвышенного (Иудея); б) как внутренняя необходимость в религии красоты (Греция); в) как внешняя необходимость или целесообразность (Рим). Наконец, третья и последняя стадия — это абсолютная религия, религия безусловная и открывшая себя — христианство. Все религии различаются не по предикатам (признание единого Бога или его созидательной деятельности) — это внешнее для характеристики религии, но по способам явления единого, субстанционального, имманентного — идеи, которая есть активный, 14 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии //Философия религии: В 2 т. М., 1976. определяющий и различающий принцип. Этот подход позволяет философу выработать критерий развития религий по признаку соотношения в них: 1) объективного и субъективного (субстанция и самосознание); 2) бесконечного и конечного; 3) духовного и природного; 4) сущности и явления15. Таким образом, Гегель разбил все религии на три класса (стадии) — табл. 6: а) естественная религия (куда он включил магические культы, китайские б) религия духовной индивидуальности (иудаизм, религии древней Гре в) абсолютная религия (христианство). Таблица 6 Классификация религий по Г Гегелю
К сожалению, в его схеме не нашлось места для ислама, который логически должен предшествовать христианству, как менее совершенная религиозная форма, но хронологически следует за ним. Впрочем, не только для него. Дефицит эмпирических сведений для его теоретической схемы чувствуется на каждом шагу. С тех пор минуло почти два века, и современные классификации грешат другой крайностью — в них избыток эмпирических фактов и недостаток мощных теоретических обобщений. До сих пор в религиоведении не выработано общепринятой типологии. Предлагаются многочисленные варианты и схемы, каждая из которых опирается на тот или иной критерий, представляющийся авторам наиболее убедительным. Так, религии делят по их составу, теологическому содержанию (мифологические/догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искусству и многим-многим иным параметрам. К примеру, в зависимости от объекта поклонения религии делят на: монотеизм (единобожие); 15 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии //Философия религии: В 2 т. М., 1976. ♦ политеизм (многобожие); ♦ генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом); ♦ атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология); ♦ супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм). Религии также делят на «естественные» и «этические» (К.П. Тиле), «натуральные» и «супранатуральные» (Э. фон Гартман), «религии природы», «религии нравственности» и «религии спасения» (Г. Зибек), народно-традиционные, дуалистические (акосмические) и пророческие (Седерблом), на «богооткровенные» и «небогооткровенные» и т.д. Религии, кроме того, различают как по содержанию, так и по масштабам. Одни имеют разветвленную иерархическую структуру, как, например, Римско-католическая церковь, другие, несмотря на свою массовость, не имеют единой иерархии. Таков, например, индуизм. Иногда религии носят локальный характер и не выходят за пределы одной деревни. Между этими крайностями располагается бесчисленное множество других типов религий, различающихся способами передачи информации, степенью доступности и открытости, втом числе мистической или миссионерской направленностью16. Из всего многообразия религиозных учений выделяют так называемые религии спасения. В них земная человеческая жизнь рисуется лежащей во зле, а главной задачей человека объявляется выход из-под власти этого мира и спасение от зла. По способу и направлению спасительного исхода религии спасения делятся на религии аскетизма и религии эскапизма. Первые видят спасение в потустороннем мире, вторые — в особом состоянии свободы от какого бы то ни было бытия. Религии эскапизма — это учения, согласно которым наличное бытие принципиально не может принести человеку ничего хорошего, а иного бытия нет. Освобождение в разных религиях получало наименование нирваны, апатии, атараксии и др. В качестве критерия может выступать гносеологическая ориентация. Некоторые религии, такие, как джайнизм и буддизм, придают наибольшее значение познанию внутреннего: они заняты поисками истины внутри тела и оперируют понятиями просветления, покоя, пустоты. Их принято называть интровертными. Другие религии — экстравертные — сосредоточивают внимание на том, что находится вне тела, и наивысшей ценностью полагают общение между людьми и единение с Богом. К ним относятся иудаизм, христианство, ислам. Важно подчеркнуть, что экстравертным системам присущи черты интровертных и наоборот, а также то, что обе системы признают реальность зла и греха". В последнее время религии нередко подразделяют на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Термины эти происходят от слов «ортос» (верный, правильный), «докса» (мнение) и «праксис» (практика). Подразделяя религии на ортодоксальные и ортопраксические, исследователи имеют в виду прежде всего присущую им тенденцию — доктринальную или деятельную. Каждая религия включает в себя как доктринальные вопросы — символы, 16 BowkerJ.lV. The Meaning of Death. Cambridge, 1991. 17 The Oxford Dictionary of World Religions / Ed. J. Bowker. Oxford, 1997. понятия, богословские системы, так и вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности, — ритуалы, право, регламентация жизни, своеобразный подход к труду, творчеству18. Примером ортодоксальной религии служит христианство, ибо придает наибольшее значение вере. Напротив, иудаизм и ислам обычно рассматриваются как ортопраксические, поскольку особое значение придают праву, регулированию жизни, практике, сверяя свои действия с законом. Можно также говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения. Мертвые религии — это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли. Некоторые из них оставили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов и т.д. Живые религии — это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей, а также появившиеся в последние десятилетия нетрадиционные религиозные объединения. По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутвер-ждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (соте-риологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания). При генеалогическом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии Юго-Восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии и т.п.'9 Самая распространенная и самая простая типология полагает основным критерием классификации религий их распространенность. По этому основанию все религии разделяются на три типа: а) родоплеменные (наиболее примитивные религии человеческих коллек б) национальные (национально-государственные), не выходящие за пре в) мировые религии, не признающие земных границ и претендующие на Ее модификацией является классификация с учетом исторических этапов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), народонацио-нальные, мировые. Лапицкий М.И. Религиозные основы хозяйственной деятельности // Полития. 1998. № 3. Тимощук А.С. Объект изучения (www.philosophy.ru). Географический способ классификации религий — один из самых распространенных в религиоведческой литературе. Все вероучения сгруппированы по месту их возникновения и первичного распространения. На этом основании, в частности, описание буддизма разделено на буддизм тхерава-ды, зародившийся и распространившийся преимущественно в Южной Азии, и буддизм махаяны, зародившийся и распространившийся преимущественно на Дальнем Востоке. Друиды — кельтские священники Географический принцип можно без особых проблем применить почти для всех групп религий, за исключением религий Запада. Религиозная жизнь Запада довольно четко разделена на два этапа — господства языческих учений Средиземноморья, Древней Европы и Ближнего Востока и господства авраамистических религий. К авраамистическим религиям относятся все учения, апеллирующие к авторитету Библии и оперирующие библейскими идеями и образами, поэтому мы не должны удивляться тому, что рядом с христианством и исламом стоят гностицизм, деизм и сатанизм: все эти религии возводят истоки своих вероучений к Библии и активно пользуются библейским материалом. Особую группу составляют секулярные учения религиозного характера, которые с полным основанием можно было бы отнести к вероучениям Запада. По вероучительным признакам религии делят на национальные и мировые. Тогда в одну группу попадают, например, иудаизм и синтоизм, а в другую — буддизм и ислам. Мир религий чрезвычайно обширен и разнообразен. Они различаются между собой по возрасту, распространенности, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жестких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые — толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, иные — предполагают достижение бессмертия. Они конкурируют друг с другом за души лю дей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство. Религии объявляют друг друга ложными, вредными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения. Если мировая карта религий напоминает мозаику, то их развитие походит скорее на беспорядочное броуновское движение, чем на хорошо организованное поступательное восхождение от высшего к низшему или от худшего к лучшему. Ренессанс и возрождение языческой античности на исходе средневековья неожиданно сменяется Реформацией и борьбой за чистоту религиозных идеалов. Просвещение и торжество рационализма уступает место в XIX в. увлечению мистицизмом и спиритуализмом. Наступление атеизма в одних странах разворачивается с его масштабным отступлением в других. Секуляризация освобождает место для нового всплеска религиозности. Современный этап европейской истории — это переменные успехи в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение. Религиозные процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга, меняя направление без всякой видимой логики и строгой последовательности. В учебниках по обществознанию и религиоведению можно встретить еще одну достаточно универсальную и удобную классификацию религий. 1. Исторические типы: а) архаичные (древние) религии: ♦ тотемизм — вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъ ♦ фетишизм — поклонение фетишу, неодушевленному предмету, наде ♦ анимизм — вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне б) современные религии: ♦ теистические — вера в богов (христианство, иудаизм, ислам); ♦ этические — вера в нравственные идеалы связи с Вселенной (буддизм, 2. По количеству богов: ♦ политеистические — вера в нескольких богов; ♦ монотеистические — вера в одного единственного бога. 3. По степени распространения на планете: «мировые — буддизм, христианство, ислам; «локальные (национальные) — иудаизм, конфуцианство, синтоизм. В табл. 7 представлена современная классификация религий. Таблица 7 Современная классификация религий
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |