КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кардинальные идеи и ереси
Содержание вероучения в целом, лежащего в основе каждой религии, определяют некие кардинальные идеи. В буддизме — это «четыре благородных истины», говорящие о природе страданий, выпадающих в жизни на долю человека и о средствах избавления от них. В исламе — это представление о всемогущем Аллахе и о необходимости безусловного подчинения его воле. В христианстве — это идея распятия сына божьего во искупление грехов человеческих. Формирование религии и обретение сторонников начинается только после провозглашения достаточно оригинальной религиозной идеи, благодаря которой люди могут ответить на принципиальные вопросы своего существования, доселе не могущие быть решенными. Постепенно оригинальная идея обрастает сводом канонических правил и ритуалов, отступление от которых считается ересью. ЕРЕСИ (от греч. hairesis — особое вероучение) в христианстве — течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, валь-денсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение. В качестве ереси признается любая попытка модернизировать основной свод идей, сделать его гибким и послушным для изменяющихся ситуаций. Когда канонические принципы не удовлетворяют верующих, в их среде появляются новые лидеры с новыми идеями, которые призваны не отвергнуть, а лишь частично видоизменить канон. Последователи канона, называемые ортодоксами, присваивают новым интерпретациям наименование ереси, т.е. вероотступничества. КАНОН (от греч. kanon — норма, правило) — свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различается составом произведений; 2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) все, что твердо установлено, стало общепринятым (перен.). На самом же деле ереси представляют новое направление в рамках основного религиозного течения, т.е. являются частной интерпретацией одной из главных идей христианства. РЕЛИГИОЗНЫЕ И ЦЕРКОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ Необходимо различать два понятия: церковные институты и религиозные институты. Это не одно и то же. Церковь появилась только с возникновением христианства, т.е. 2000 лет назад. Религия, учитывая и ее ранние формы, возникла 30—40 тыс. лет назад. Таким образом, религиозные институты намного старше церковных. ЦЕРКОВЬ [ от греч. kyriake (oikia), букв. — божий дом] — 1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинстве» (прежде всего евхаристии). Универсальный («вселенский*»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством); 2) христианский храм; 3) в расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Подавляющее большинство церковных и религиозных институтов относится не к фундаментальным, а к частным, неосновным институтам, поскольку фундаментальным институтом человеческого общества, наряду с семьей, производством, государством и образованием, служит сама религия. Религия — понятие более широкое, чем церковь. Частные институты — это социальные практики. Например, исповедь есть не учреждение или совокупность учреждений, а многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей и аудиторию (совокупность исповедуемых), систему ста- тусов и ролей. Точно так же нужно понимать и все другие религиозные и церковные институты. Среди религиозных институтов можно назвать, в частности, институт богослужения, институт вероучительства, институт шаманства, оккультно-мистические институты, мистерии как религиозный институт архаичной эпохи, институт ритуального посвящения, институт крещения. Важным религиозным институтом является секта — отклонение от официального религиозного направления. Богослужение представляет совокупность особых обрядов — таинств, поклонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов, призванное поддерживать постоянство и активность религиозных чувств верующих. Во время богослужения происходит чтение священных книг, хоровое песнопение, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопреклонение, отбивание поклонов. Богослужение, подобно драматическому театральному действию, происходит только на заранее подготовленной площадке в специальном культовом здании — храме или соборе. Архитектура храмов, создаваемая многие тысячелетия, имеет свою эстетику и символику. Красота культовой архитектуры придает особую величественность богослужению. Внешняя эстетика храма гармонирует с его внутренним убранством и усиливается коллективными молитвами, песнопениями, органной музыкой, церемониальными действиями священнослужителей. Молитва — важная составная часть богослужения, являющаяся словесным обращением человека к Богу с просьбой о чем-либо. Молитвой именуют обращение верующего к божеству. Этнографы утверждают, что молитва, как религиозный обряд, сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). Вначале она входила в
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |