Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кардинальные идеи и ереси




Содержание вероучения в целом, лежащего в основе каждой религии, оп­ределяют некие кардинальные идеи. В буддизме — это «четыре благородных истины», говорящие о природе страданий, выпадающих в жизни на долю че­ловека и о средствах избавления от них. В исламе — это представление о все­могущем Аллахе и о необходимости безусловного подчинения его воле. В христианстве — это идея распятия сына божьего во искупление грехов че­ловеческих. Формирование религии и обретение сторонников начинается только после провозглашения достаточно оригинальной религиозной идеи, благодаря которой люди могут ответить на принципиальные вопросы свое­го существования, доселе не могущие быть решенными.

Постепенно оригинальная идея обрастает сводом канонических правил и ритуалов, отступление от которых считается ересью.

ЕРЕСИ (от греч. hairesis — особое вероучение) в христианстве — течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в об­ласти догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, валь-денсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В перенос­ном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за нео­споримое; заблуждение.

В качестве ереси признается любая попытка модернизировать основной свод идей, сделать его гибким и послушным для изменяющихся ситуаций. Когда канонические принципы не удовлетворяют верующих, в их среде появляются новые лидеры с новыми идеями, которые призваны не отверг­нуть, а лишь частично видоизменить канон. Последователи канона, назы­ваемые ортодоксами, присваивают новым интерпретациям наименование ереси, т.е. вероотступничества.

КАНОН (от греч. kanon — норма, правило) — свод положений, имею­щих догматический характер: 1) библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», приме­няемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько раз­личается составом произведений; 2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные хрис­тианской церковью в закон; 3) все, что твердо установлено, стало общепринятым (перен.).

На самом же деле ереси представляют новое направление в рамках основ­ного религиозного течения, т.е. являются частной интерпретацией одной из главных идей христианства.

РЕЛИГИОЗНЫЕ И ЦЕРКОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Необходимо различать два понятия: церковные институты и религиозные институты. Это не одно и то же.

Церковь появилась только с возникновением христианства, т.е. 2000 лет назад. Религия, учитывая и ее ранние формы, возникла 30—40 тыс. лет на­зад. Таким образом, религиозные институты намного старше церковных.

ЦЕРКОВЬ [ от греч. kyriake (oikia), букв. — божий дом] — 1) специфи­ческое для христианства понятие мистического сообщества верую­щих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинстве» (прежде всего евхари­стии). Универсальный («вселенский*»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Свя­того Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой эт­нической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государ­ством); 2) христианский храм; 3) в расширенном словоупотреблении — организация последователей той или иной религии на основе общно­сти вероучения и культа.

Подавляющее большинство церковных и религиозных институтов отно­сится не к фундаментальным, а к частным, неосновным институтам, по­скольку фундаментальным институтом человеческого общества, наряду с семьей, производством, государством и образованием, служит сама религия. Религия — понятие более широкое, чем церковь.

Частные институты — это социальные практики. Например, исповедь есть не учреждение или совокупность учреждений, а многовековая практи­ка, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей и аудиторию (совокупность исповедуемых), систему ста-

тусов и ролей. Точно так же нужно понимать и все другие религиозные и церковные институты.

Среди религиозных институтов можно назвать, в частности, институт богослужения, институт вероучительства, институт шаманства, оккультно-мистические институты, мистерии как религиозный институт архаичной эпохи, институт ритуального посвящения, институт крещения. Важным религиозным институтом является секта — отклонение от официального религиозного направления.

Богослужение представляет совокупность особых обрядов — таинств, по­клонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов, призванное поддерживать постоянство и активность религиозных чувств верующих. Во время богослужения происходит чтение священных книг, хоровое песнопе­ние, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопрек­лонение, отбивание поклонов. Богослужение, подобно драматическому теат­ральному действию, происходит только на заранее подготовленной площад­ке в специальном культовом здании — храме или соборе. Архитектура храмов, создаваемая многие тысячелетия, имеет свою эстетику и символику. Красота культовой архитектуры придает особую величественность богослужению. Внешняя эстетика храма гармонирует с его внутренним убранством и усили­вается коллективными молитвами, песнопениями, органной музыкой, цере­мониальными действиями священнослужителей.

Молитва — важная составная часть богослужения, являющаяся словес­ным обращением человека к Богу с просьбой о чем-либо. Молитвой имену­ют обращение верующего к божеству. Этнографы утверждают, что молитва, как религиозный обряд, сложилась на основе языческих заговоров и закли­наний, как элемент вербальной магии (магии слова). Вначале она входила в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.