КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Марксизм и религия
Карл Маркс (1818—1883) и марксисты связывали религию с условиями существования человека в классовом обществе. В религии человек компенсирует свои земные страдания представлением о таком «другом» мире, где его страдания будут вознаграждены, зло будет наказано и справедливость восторжествует. Религия воплощает в себе одновременно и убожество мира, в котором человек лишен достойного существования, и протест против него. Взяв за отправную точку положение Л. Фейербаха об отсутствии у религии собственного, вне этого мира, содержания, К. Маркс попытался наполнить его социально-экономическим смыслом. Он полагал, что человек создает религию, религия же не создает человека. Взгляды Маркса на религию и атеизм формировались под непосредственным влиянием Фейербаха. Считая религию причиной всех несчастий человечества, Фейербах всю жизнь стремился «низвергнуть» Бога и установить культ «человечества». Он писал: «На место любви к Богу надо поставить любовь к человеку, как единственно истинную религию»69. Религия — это, по Фейербаху, отчужденные формы сознания. Единственная реальная основа всех форм сознания — человек, который должен быть единственным предметом философии. Он стремился на место существующих религий поставить новую — религию человека, религию любви к человеку. Сведение религии к антропологии, предпринятое Л. Фейербахом, может, по мнению Маркса, привести к правильным результатам только в том случае, если сущность человека понимать как совокупность всех общественных отношений. Человеческое общество, согласно марксистскому учению, само выбирает себе «истину» и мораль, соответствующую уровню социально-экономического развития данного общества. Если религиозные представления носят иллюзорный характер, то вопрос заключается не в том, чтобы разоблачать несостоятельность этих религиозных иллюзий, а в том, чтобы понять, почему человек нуждается в этих иллюзиях. Таким образом, свою главную задачу Маркс видел в сведении религии к ее земной основе. С его точки зре- 69 ФеиербахЛ. Hs6p. философские произведения. М., 1955. Т. II. С. 809. ния не существует особого царства религиозных феноменов, первичных по отношению к земным событиям, определяющих законы этого мира. Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация — исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»70. Согласно К. Марксу, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью. Таким образом, религия у Маркса коренится в социальных структурах, в них следует искать объяснение ее происхождения, функций и развития. Религия предстает у К. Маркса как идеальная надстройка над экономическим базисом антагонистического общества, изменяющаяся вслед за изменениями в производственных отношениях. Надстройка всегда вторична, а базис первичен. Он дал конкретно-исторический анализ социальных корней и принципов христианства, его буржуазной разновидности — протестантизма. В свое время Маркс сказал, что религия не имеет своей истории, подразумевая вторичный, производный характер религии от социально-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |