КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этимология и типология
ЯЗЫЧЕСТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Гь. Франк С.Л. Проблема «христианского социализма» // Новый Мир. 1990. № 4. Идеи «христианского социализма» ориентированы на широкие слои населения. Его идеалы, включающие в себя христианские моральные нормы, утверждающие необходимость союза различных демократических сил, демократизации системы образования, информации, децентрализация экономики и развитие кооперативного движения, привлекают сегодня многочисленных сторонников. Христианские социалисты активно пропагандируют одну из центральных идей М. Харрингтона — принцип расширяющегося демократического контроля, подчеркивая важность применения его во всех сферах общественной жизни. Широкий комплекс религиозных верований и обрядов, именуемых собирательным термином язычество, имеет самое древнее происхождение и представлен практически во всех культурах мира. Язычеству (тотемизму, фетишизму, анимизму] посвящали свои работы ведущие ученые мира — социологи и социальные антропологи М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Уайт, Дж. Фрэзер, Э. Тайлор, Ф. Ратцель, А. Рэдклифф-Браун, М. Мосс, Л. Морган и многие другие. Об истории язычества как фундаментальной части человеческой культуры выходили и продолжают выходить огромные компендиумы знаний —академические монографии и многотомные сочинения1. В последнее время язычество сошло со страниц исторических фолиантов и превратилось в повседневную практику для сотен тысяч людей по всему миру. В увлечении язычеством люди ищут ответ не только на вопросы о своем культурном прошлом, но и на злободневные вопросы современного общества, охваченного духовным кризисом, экономическими и социальными потрясениями, мировоззренческим нигилизмом. Неоязычество — второе издание архаичных верований — приобретает не только религиозную, но также социальную и политическую окраску. За рубежом по отношению к нему употребляется термин pagan (язычник). Он происходит от латинского paganus — сельский житель, поскольку Римская империя имела огромную сельскую периферию (окраину), представленную в первых веках нашей эры так называемыми варварами. Русское слово «язычество» — литературного происхождения. Оно ведет свою родословную от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «иноземцы», которые не были крещенными в эпоху Киевской Руси. Таким образом, словом «язычники», или «нехристи» русские книжники именовали тех, кто исповедовал другое, чем они, верование. О сельских жителях или сельской периферии здесь речь не идет. Разделение на «столичных» и «периферийных» жителей на Руси возникнуть тогда не могло, поскольку вся Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы (Barbaricum). СПб., 2000. страна была аграрной, да и в России не было колонизированных народов, как у римлян. В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и послуживший их основой. Таким образом, в термин «язычество» вкладывается три демаркационных признака: аграрный, религиозный и исторический. В нашей стране язычество никогда не было предметом социологического исследования, поскольку, за редким исключением, в России не сохранилось живых носителей таких верований, а тех, кто еще был жив, скажем, эвенки или чукчи, опрашивали не социологи, а этнографы. Но сегодня наблюдается ренессанс языческих верований, десятки тысяч людей увлекаются исторической реконструкцией язычества, то и дело возникают новые объединения и организации. Кроме того, остатки языческих верований сохранились в массовом сознании и поведении как органическая часть культурного бытования русского и некоторых других народов. Все это делает достаточно актуальным изучение язычества именно средствами социологической науки. Языческими называются религии, которые предшествовали распространению монотеистических (единобожных) религий — христианства и ислама. Язычеству присущ политеизм — т.е. вера не в одного, а во многих богов. Характер всех языческих религий примерно однотипен: имеет место вера в божество, каждый из которых символизирует различные стихии, силы природы или «курирует» разные направления человеческой деятельности2. При этом обычно выделяются несколько главных божеств. Например, у славян это Род — прародитель всех других богов и творец мира, Мокоша (Макошь) — богиня плодородия, Перун — бог грома, молний и небесного огня, Велес — покровитель скотоводства и бог богатства. У мордовского народа в качестве главного языческого бога почитался Инешкипаз. Чуваши поклонялись как главному богу — Султи Тура, богине-праматери — Асме, божеству Тавам Ыра — доброму духу, выполняющему для людей роль ангела-хранителя. У удмуртов главные языческие божества — Инмар (божество Солнца), Квазь — божество неба и Кэлчинь — божество земли. Марийцы почитали верховного бога-творца — Ош Кугу Юмо (Большого Белого Бога), Мланде Аво Юмо (Мать-Солнце), Мер Юмо — бога всего живого и др. Главным божеством древних тюрок, в частности, предков татар и башкир, был Тенгри-хан. Важное отличие мировых религий и язычества заключается в национальности. Христианство и ислам интернациональны, они не делят верующих на национальности. Напротив, каждая языческая религия — узконациональное явление и создана для одного народа. Об этом свидетельствует и само слово язычество: «язык» на древнерусском — народ. До сих пор язычество, прежде всего восточно-славянское и древнерусское, активно изучалось в рамках истории, философии, этнографии, лингвистики, археологии. Получили известность фундаментальные труды В.Я. Проппа, В.Н. Топорова и В.В. Иванова, Б.А. Успенского, С.А. Токарева, Б.А. Рыбакова. Истоки язычества древних славян обнаружены за много тысячелетий до начала нашей эры, а его отголоски сохранялись вплоть до недавнего времени. 2 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. № 47. 2001. Говоря о своеобразии в эволюции и формах восточно-славянского и древнерусского язычества, мы не должны забывать, что его развитие не шло в стороне от путей, по которым развивались языческие комплексы других народов. В связи с этим более широким культурно-историческим контекстом имеет смысл рассматривать так называемые архаичные религии, куда и относится, собственно говоря, славянское язычество. Символы воды, корней и солнца на разных ритуальных браслетах. Наверху в арочке — бог растительности и корней — Переплут. Язычество было широко распространено в дохристианской Руси В научной литературе все религии подразделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие). Их также можно группировать на архаичные и мировые религии. Если соединить обе классификации, то у нас получатся: ♦ архаичные политеистические религии (тотемизм, фетишизм и т.д.); ♦ мировые монотеистические религии (христианство, ислам, буддизм). Архаичные религии — более древние. Они основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии. Мировые религии — более молодые. Их основой выступает религиозная вера.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |