Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифопоэтическое мышление




Мифопоэтическоемышление разновидность поэтического осмысления реальности, окружавшей первобытного человека, через призму мифов и преданий. Структура и приемы такого мышления сильно отличаются от структуры и приемов научного рационального мышления. В полном смыс­ле мифопоэтическое мышление надо называть иррациональным, нелогич­ным. Если в рациональной логике проводится разграничение между чело­веком и его свойствами, принадлежащими ему вещами и т.д., то в иррацио­нальном творчестве они отождествляются по принципу: если ты хочешь убить человека, то тебе достаточно сжечь, утопить, закопать принадлежащую ему вещь или надругаться над его именем.

Ярким примером являются так называемые «черепки проклятий». Изве­стно, что египетские жрецы, чтобы обезопасить фараона от ненужных ему испытаний, наносили на глиняные сосуды имена неугодных ему правите­лей Сирии и Палестины, а потом разбивали эти сосуды, сопровождая дей­ствия соответствующими заклинаниями. Смысл этой странной процедуры состоял в том, что сосуд с написанным на нем именем человека становился как бы тождественным человеку и враги фараона должны были погибнуть, как сосуды. Древний мотив сохранился до наших дней в сказке о Кащее Бес­смертном. Вся его сила была заключена в яйце, разбив которое герой уби­вал реального злодея.

Другой разновидностью мифопоэтического мышления выступает прин­цип «часть равна целому», согласно которому имя, прядь волос или тень человека могли целиком и полностью заменять самого хозяина, они могли жить независимо от него, путешествовать, совершать преступления, всту­пать в контакты и т.п. Мировая литература сохранила как фантастический мотив то, что раньше казалось очевидной истиной: достаточно назвать по­весть Гоголя «Нос» или сказку Андерсена «Тень».

Третий принцип древнего типа мышления называется персонификацией. Неодушевленный мир, окружавший человека, наделялся душой, превращал­ся в живое существо. Когда выяснялась причина, скажем, наводнения или массового падежа скота, то ее не искали в других событиях, тесно связан­ных с первыми. За событием стояло не «что-то», а «кто-то». Если поля за­сыхают без воды, то надо принести жертву богу дождя, а не строить ороси­тельные каналы. Если на море штиль, необходимо принести жертву богу ветра. Если человек заболел, значит, в него вселились злые духи, их нужно прогнать магическими заклинаниями. События в окружающем мире про­исходят не по безличным объективным законам, а по воле и желанию бо­гов, проискам злых сил, козням леших и домовых, прихотям фортуны.

Отсюда вытекает следующая особенность мифопоэтического мышле­ния — субъективный идеализм. Для древнего человека, как и для современ­ного ребенка, реально только то, что он чувствует, видит, слышит, во что он верит. Оба думают, что если они отвернутся, вещь исчезнет. Реальны вурда­лаки, ведьмы, деды морозы, кащеи, в которых верят детишки, реальны были грифоны, драконы и химеры, изображавшиеся египтянами Среднего цар­ства рядом с газелями и лисицами.

Время мыслилось циклически и было связано с идеей вечного возвраще­ния. Все нововведения выдавались за восстановление забытого порядка, а соответствие идеи, социального учреждения и вообще любого нововведения установившейся традиции, и лучше всего как можно более древней, служи­ло достаточным основанием их истинности и правильности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.