КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифология в первобытном обществе
Всякая религия в своей основе содержит миф, но не всякий миф обязательно превращается в религию. Когда миф появился на заре человеческой истории, для него еще не было даже нужного понятия. Термин «миф» появился совсем недавно — в XIX в. Им этнографы и антропологи стали обозначать любой рассказ, повествование или описание, в котором отражалась объективная реальность не так, как ее могла бы отобразить беспристрастная наука. Миф (от греч. mythos — предание) — это сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования. 40 тыс. лет назад, когда появились первые наскальные рисунки мифологического содержания, историю племени можно было составить только на основе устных рассказов старейшин. Они передавали молодому поколению то, что сами слышали от своих отцов. С течением времени какие-то данные из устных преданий, возможно, терялись, какие-то заменялись новыми, что-то подправлялось и «улучшалось». Таким способом за столетия складывалось коллективное повествование об истории народа. В нем все играли роль авторов и слушателей одновременно. Поскольку проверить истинность рассказанного строгими научными методами невозможно — ни сейчас, ни тогда, — такие истории и решено было именовать мифами. Впрочем, и опровергнуть истинность рассказанных событий научными методами также нельзя, а поскольку таких жанров — не поддающихся научной проверке — в человеческой культуре очень много, и далеко не все они называются обидным словом «миф», то считать его выдумкой лишь на основе расхождений с наукой вряд ли правильно. Мифом следует именовать все то, что представляется глазам, чувствам и мысли человека само собой разумеющимся, очевидным, что является непосредственно воспринимаемым, и, как правило, некритически как своего рода данность, которую никто не ставит под сомнение. Собственно, так и относились к истории своего рода или племени в глубокой древности. И сегодня мы сталкиваемся с тем, что рождает мифы — это наше обыденное сознание, вера во все, что слышишь и видишь как в истину в последней инстанции. Особенно, если тебе говорят, что эти факты или сведения исходят от высшего существа — высшему авторитету и поручительству в любом деле. Вот почему формула мифа может выглядеть так: Обыденное сознание + некритическое восприятие услышанного + беспрекословное доверие к источнику информации Поскольку и сама наука — в нынешнем ее понимании — появилась лишь в Новое время, т.е. в XVIII в., а до того, при объяснении природных и общественных явлений, люди полагались на любые сведения, в том числе и не совсем достоверные, то слово «миф» отражает просто-напросто донаучный этап развития цивилизации. Миф не объясняет, не анализирует мир, не вникает во внутреннюю логику явления, но лишь описывает его, устанавливая внешнюю канву связей, цепочки процесса, движения, развития явления. Итак, мифологическое сознание — это обыденное сознание. И как таковое опирается оно на «очевидность», на веру. Вера, доверие, внушаемое некритичному, наивному сознанию человека очевидностью происходящего вокруг него, есть основа мифа, мифологии и религии, следовательно, основа культуры и культа. Около 250 млн человек в Африке, Америке и Океании живут в условиях первобытных или традиционных обществ. Религия и жизнь для них — единое целое. Все, что они думают, говорят и делают, находится в пределах духовного мира, к которому они постоянно обращаются за поддержкой и благословением. Верховного бога они отождествляют с солнцем и небом, а прочих божеств упорядочивают наподобие своих обществ. Масаи Восточной Африки поклоняются богу солнца — Единому, а йоруба в Нигерии — Верховному богу. Обитатели джунглей и жители густонаселенных районов одинаково поклоняются духам и силам природы и почитают предков. Благодаря слову человек научился выражать свое отношение к миру, свое мировоззрение, которое на ранних этапах развития приняло форму мифологии. Мифология (греч. mythologna, от mythos — предание, сказание и logos — слово, рассказ, учение) — первая развитая форма мировоззрения, выраженного словом. Это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы. Первоначальными формами мифологии служили фетишизм (когда одушевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм (фетишизация общины или племени, выраженная в образе того или иного основателя этой общины или племени), а более высокой ступенью ее развития явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от самой вещи. Древнейшие верования римлян сводились к одушевлению природы, культу предков и священного огня, как олицетворения душ умерших (гении и юноны, майны, лемуры). Религиозные верования древних греков отличались антропоморфизмом, т.е. грек представлял себе богов, олицетворявших силы природы, в виде людей — со всеми человеческими слабостями, но более могущественными, прекрасными и бессмертными. Специалисты относят мифологию ко всеобъемлющей системе правил (начиная с обычаев, установленных первопредками), подразумевающей включение человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос. Мифология захватывала всего человека — его душу, разум, мировоззрение, чувства и даже социальное бытие. Он не мог выйти за ее рамки и находиться вне ее, пока являлся членом первобытного общества. Он рождался и умирал в ней и с ней. Грубо говоря, мифология напоминает современную тоталитарную секту, которая целиком и полностью подчиняет себе человека, заставляя жить и думать в соответствии со своими законами. Правда, в современном обществе насчитываются сотни и тысячи сект, а в небольшом традиционном обществе существовала одна единственная мифология, и свободы выбора у человека не было никакой. Основой мифологии выступает миф. Миф, как и мифология, понимается в двух значениях — позитивном и негативном. В позитивном это сакральный феномен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культуры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен. В негативном миф понимается как сгусток суеверий, а мифология — как фантастическое отражение реальности в сознании первобытного общества. Для культурологии важен скорее первый, позитивный аспект. Мифы, как и легенды выступают основным жанром фольклорных произведений героического характера, вобравшими знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков. Когда сегодня говорят о мифизации или мифологизации того или иного явления, то подразумевают негативный аспект, а именно тот факт, что данное явление рационально непостижимо и должно благоговейно приниматься таким, какое оно есть. В противоположность этому демифологизация подразумевает освобождение явлений и понятий от их былой мифической формы, попытку их рационального объяснения. Мифология возникла и характеризует архаичное (первобытное) общество, а в остаточной форме сохранилась в более развитых обществах. Множество мифологических пережитков вошло в состав современных религий — христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др., хотя занимают в них подчиненное место. В христианстве они сохранились вместе с ее социальной базой — народной культурой. Мифологические культурные пережитки в наибольшей степени сохранились в ритуально-обрядовой практике христианства, но почти полностью устранены из его центральной части — вероучения, куда входит онтологическая доктрина (как устроен мир), гносеологическая доктрина (как познавать мир) и богооткровение. Составными частями мифологии «классической» эпохи, т.е. первобытного общества, где мифология зародилась, расцвела и пришла к упадку, являются: ♦ архаичные верования (тотемизм, фетишизм); ♦ мифологическая картина мира; ♦ архаичные культы (главный из них — культ предков); ♦ архаичные институции (главный среди них — тайный союз жрецов). Мифология представляет собой исторически самый ранний способ выражения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исторические события как божественные деяния. Фольклористы обнаружили в народных верованиях, обычаях, сказках остатки древних мифов, доживших до нашего времени. Сегодня мы смотрим на мифологию как на самую примитивную форму общественного сознания. И есть почему. Когда политического вождя, государство в целом, общественный строй или народные массы непомерно возвеличивают, обожествляют и, ослепленные этими предрассудками, готовы пожертвовать ради них всем другим, даже собственным счастьем, мы говорим о мифологизации сознания. По существу это шаг назад от просвещения во тьму веков. Так вот тогда, во тьме веков, появление мифологии представляло гран-диозную революцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрения, которая объясняла и земной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы заглянете в мир древних мифологий, вы ощутите величие и грандиозность этого здания. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из нее вдохновение.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 10867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |