Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культовая архитектура




Б77

лись философией, риторикой, поэзией; необыкновенно расцвело книжное дело. В скрипториях — мастерских по созданию и переписыванию рукопи­сей — писцы и художники создавали творения, перед которыми и по сей день заворожено застывают зрители: тексты, выписанные элегантным шрифтом, восходящим к греческому письму, украшали необыкновенные орнаменты, сочетавшие как кельтские, так и англосаксонские узоры, изображения фан­тастических зверей и птиц, замысловатые плетенки.

Распространение христианства в Европе требовало увеличения числа книг, необходимых для каждой церкви. Письмо и изготовление книги сно­ва становятся обычным занятием и являются почти исключительным делом монахов. Многие монастыри сделали правилом для поступления в члены братства, приносить с собой рукописную книгу (особенно это было распро­странено на раннем этапе возникновения монашества). Между соседними, а иногда далеко отстоящими друг от друга обителями велся активный обмен книгами. Известны случаи, когда рукописи из монастыря в Южной Италии оказывались в монастырях Северной Франции. Крупнейшими монастыр­скими библиотеками VI^X вв. в Италии были Монтекассино и Боббио. Со­держание библиотеки состояло обычно из трех подразделений: а) Библия и ее комментарии; б) писания церковных отцов и последующих теологов; в) мировая литература, куда входили классические поэты и писатели, тру­ды по математике, медицине, астрономии, праву, исторические и философ­ские произведения.

Книги переписывались и иллюстрировались в scriptoria. «Романские сво­ды, опирающиеся на колонны, каменный пол, огромные окна, залитые сол­нцем, возле которых стоят каменные пюпитры. Над ними в напряжении склонились фигуры в длинных одеяниях. В тишине слышен лишь скрип перьев. К пюпитру подходит другая фигура, останавливается, склонившись, жестом дает какие-то указания и неслышно удаляется»13. Это типичная об­становка мастерской письма в средние века в Западной Европе. Процесс переписывания на самом деле был очень сложным. И это отражено в пол­ной мере в поговорке: «Два пальца держат перо, а работает все тело». После того, как книга была переписана, ее отдавали иллюстратору, который худо­жественно ее оформлял. Ведь книга для людей средневековья была не толь­ко источником знаний, предметом поклонения, но и предметом эстетиче­ского наслаждения и восхищения.

Монастыри и аббатства, по мнению Л. Мулена, можно сравнить с цент­рами духовной энергии и социальной активности, с рупорами христиан­ства. Как бы ни оценивалась их деятельность, монастыри все же были мощ­ными факторами рационализации мышления и поведения людей, чудес­ным средством воспитания в людях самоконтроля и уважения к закону, особенно в средневековом мире, где господствовали суеверия и языческие предрассудки, бушевали неподдельные страсти и царили варварские ма­неры. Именно монашество обороняло аванпосты христианства, которым постоянно грозила беда (и изнутри тоже); именно монахи явились тем щитом, благодаря которому города были защищены, а враги отброшены. Одним словом, монашество поддерживало жизнь веры, и благодаря ему вера выжила. Монахи проповедовали религию более внутреннюю, более

;> Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978. С. 69.

личную, в большей степени соответствующую требованиям нравственно­сти. Их проповедь покаяния, их личные примеры подталкивали падшего человека, ставшего жертвой греха, обратиться к сокрушению о своих гре­хах, к раскаянию и исповеди. Идеал бедности, утвердившийся на протя­жении последующих десятилетий, имел своим источником именно мона­шескую жизнь14.

В архитектурном плане монастырь представляет собой комплекс богослу­жебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадле­жавших) общине монахов. В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии — ансамб­ли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — строго регуляр­ные комплексы ламаистских монасты­рей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока име­ли облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная плани­ровка присуща православным монас­тырям Балканского полуострова, Ма­лой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.

Православные монастыри, несом­ненно, способствовали развитию архи­тектуры и изобразительного искусства. Они сочетали в себе византийские тра­диции и элементы местной культуры. Был разработан новый тип монастыр­ского храма, который распространил­ся со временем по всей Руси и стал осо­бенно характерен для XII в. Первым его образцом стал Успенский храм Пе-черского монастыря (1097) Он пред­ставлял собой крестово-купольное шестистолпное строение, увенчанное одним куполом. Согласно свидетельствам Печерского патерика, Успенский собор строили греческие мастера. По его типу начали возводить монастыри и в других городах. Украшение монастырей представлено мозаикой, фрес­ками, майоликовыми плитами.

Самыми сильными и развитыми среди католических монастырей явля­ются, пожалуй, монастыри бенедиктинцев, которые больше других способ­ствовали распространению влияния Римской церкви в Западной Европе. Среди них наиболее влиятельным монастырем в Западной Европе считался монастырь Клюни. Огромные богатства и престиж, достигнутые благодаря поддержке папы, нашли выражение в величественной церкви при аббатстве. Так называемая Клюни III, посвященная св. Петру, была огромной пяти-

См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.

Б7Э

нефной церковью с двумя трансептами и напоминала базилику св. Петра в Риме, но большего размера. Особенности ее архитектуры оказати влияние на дальнейшее церковное строительство. Стрельчатые арки новой церкви увеличивали высоту центрального нефа, а их использование в боковых не­фах было значительным конструктивным новшеством.

В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами. Лавра (греч. lama — улица) — название крупнейших мужских православных мона­стырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721 — 1917 гг. — Сино­ду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Ус-пенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев). В Киево-Печерском монастыре, из стен которого вышло около 50 епископов «на всю землю рус­скую», образование велось по византийскому образцу. Обучали чтению, письму и счету, добавочные знания считались лишними, однако, по жела­нию, их извлекали из переводных византийских учебников и энциклопедий. Для продолжения и углубления самообразования служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийским монастырским ус­тавом. Монашеская братия занималась переписыванием и переплетением книг. Как и в Византии, книга почиталась кладезем «Божественного откро­вения» и мудрости. Украшали книгу, ничего не жалея, так, чтобы сама по себе она являлась драгоценностью. Вся орнаментика книги выполнялась ху­дожником златописцем, а изготовление переплетов-окладов, окованных се­ребром и кружевной филигранью, сверкающих драгоценными камнями и зо­лотыми пластинками с изображениями из финифти (эмали), поручалось златокузнецу и эмальеру15.

В XI в. сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхоза­ветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в XII в. славился русский мастер Алимпий, которому приписывают большую, поразительной красоты икону «Богоматерь Великая Панагия» (так называ­емая Ярославская Оранта). Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи «Рюриковичей», был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.

В Киеве монументальная живопись представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийски­ми и русскими мастерами во второй половине XI в., поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенным и получив­шим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской России являл­ся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно рано и пона­чалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV-XV вв., когда творили гениальные Феофан Грек

15 Любимов Л. Искусство Древней Руси. М, 1981. С. 121.

и Андрей Рублев. Вплоть до XVIII в. икона и мозаика оставались практичес­ки единственной формой художественного самовыражения русских.

Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из ви­зантийского богословия, была св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской ико­нописи важное место занимают образы св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружинники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие

другие, были переняты русскими у ви­зантийцев, у которых они были посто­янным мотивом. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, под­ черкивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.

С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Языческая Русь не знала храмов, она поклонялась своим богам, на специальных полянах, возвышенностях или утаенных местах в лесу. На смену полянам приходит другое место по­клонения, которое было присуще ранним христианам, — пещера. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в се­редине XI в. Печеры, или пещеры, — это место, где первоначально селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество, прине­сенное христианством, — иконы (от греч. eikon — изображение, образ), пред­ставлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истука­нов, символизировавших языческих богов.

Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представ­ленная двумя типами построек — наземными и подземными. Те и другие яв­лялись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.

Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский мо­настырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове — уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печер-ский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монасты­ри и комплексы распространены во многих культурах мира.

На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у ви­зантийских христиан. Его именуют исихией (от греч. hesychia — покой, без­молвие, отрешенность), или молчальничеством, а также пещерным затвор­ничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением чело­веческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не про­никают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредо-

точенности, единению человека с богом через «очищение сердца» слеза­ми. В отличие от Византии пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами предан­ных поклонников.

Кафедральный собор Св. Софии в Киеве

Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфиче­ский русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах г. Влади­мира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Ос­новные концептуальные принципы, технические приемы и художественная ма­нера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета. Можно говорить о том, что она определяла мировую художественную моду. На учебу в Константинополь, как позже во Флоренцию, Рим и Париж, постоянно вы­езжали европейские художники. Поэтому русские перенимали лучшие мировые образцы, а не провинциальные модели, успевшие прочно устареть.

Правда, в отличие от византийцев русские зодчие строили соборы и церк­ви с более узким и высоким силуэтом. Специалисты полагают, что русский самобытный стиль сложился благодаря неустанным экспериментам зодчих с таким важным элементом религиозного здания, как купол. Образцом для подражания при создании самобытного церковного купола византийские модели послужили русским архитекторам лишь отчасти. Более сильное вли­яние оказана форма войлочного шатра, которая была распространена у ски­фов, сарматов, печенегов и других кочевников, с которыми русским прихо­дилось постоянно соприкасаться. Таким образом, луковичная форма церков­ного купола пришла в Россию не из Византии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.