КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Православные монастыри
Б92 обеспечивавший безопасность паломников, закономерно превращался в ордены монахов-воинов (госпитальеры Мальтийского ордена — 1118, тамплиеры — 1128, Тевтонский орден — 1142, орден Алькантара — 1156 г. и др.). Хотя Бенедикт сначала был отшельником, он считал общежитейные монастыри наиболее доступной для большинства подвижников школой служения Господу. Суровый устав св. Бенедикта предписывал монаху целомудрие, отречение от собственности, верность до самой смерти однажды избранному монастырю. Бенедиктинский устав требовал воздержанности, безоговорочного повиновения аббату, молитв и труда. Смирением, послушанием, молитвой монахи-бенедиктинцы стремились подражать апостолам и стать сопричастными Христу. Бенедикт определил два основных занятия монахов — помимо физического труда они должны были заниматься просвещением и духовным образованием, строго соблюдая часы молитвы. Устав св. Бенедикта был достаточно суров и вполне отражал условия жизни того времени. Монахи должны были носить самую простую одежду, ограничиваться минимальным количеством еды. На сон отводилось только несколько часов. Часто мыться монахам не позволялось, лишь в Рождество и на Пасху полагалась баня, а в субботу — омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке — тонзура — признак монашеского состояния. Образ жизни в монастырях, основанных частично из протеста против обмирщения церкви и ее стремлений к светской власти, был строго аскетическим. Основой общинной жизни было смирение, которое считалось наилучшим средством воспитания самодисциплины. Поэтому ослушников наказывали весьма сурово. Строгая организация монашеской общины, возглавляемой аббатом, а также монашеское послушание и смирение стали образцом для подражания и в светских государственных учреждениях. Уход от мира мыслился как духовный подвиг. Среди основных заповедей, которым обязан был следовать монах-бенедиктинец, значились: любить Бога, любить ближнего своего, как самого себя, умерщвлять плоть, утешать несчастных, не платить злом за зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оплакивать прежние свои грехи, слушаться аббата и т.д. День монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время, поэтому по монастырю люди сверяли время, ориентируясь по звуку колокола. День начинался между полуночью и двумя часами: утренняя служба, затем службы — в шесть, девять, двенадцать, три часа дня, вечерня в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера. Бенедикт первым вводит монашеский обет, который, подобно воинской присяге, должен придать большую ответственность вступающему на путь служения и отречения от мира. Согласно уставу, настоятель монастыря не должен злоупотреблять своею властью. Рядовые монахи могут давать ему советы, и он обязан прислушиваться к ним. Разработанный св. Бенедиктом устав значительно усилил монашество как главную институцию католической церкви. Подобная ориентация сыграла впоследствии принципиальную роль в превращении бенедиктинских монастырей в главные центры культуры Западной Европы. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле. Нагота, как и труд, представлялась наказанием за грех22. Монастырские уставы тщательно регламентировали костюм скорее из уважения к порядку, чем из боязни роскоши. Католические ордены XI—XII вв., вособенности цистерцианцы, для того чтобы подчеркнуть свои особенности, приняли белую, некрашеную одежду. После этого белых монахов стали противопоставлять черным монахам, бенедиктинцам. Нищенствующие ордены пошли еще дальше и стали одеваться в мешковину, суровую и небеленую. Их стали называть серыми монахами. В XIII в. возникают ордены нищенствующих братьев (доминиканцев, францисканцев и кармелитов), которые соблюдают обеты бедности, целомудрия и послушания, следуют строгому монастырскому уставу. После некоторого спада монашеского движения в XIV—V вв. отмечается рост числа новых монашеских орденов на Западе. При этом увеличение числа женских монашеских орденов опережает количество мужских. Для женских орденов характерна строгая затворническая жизнь, соединение молитвенной деятельности с уходом за больными или преподаванием. В истории западного монашества XII в. занимает особое место. Это расцвет эпохи Средневековья, появление городов как значительного, если не сказать массового, явления. Закончилась эпоха хаоса и варварства, расцветают искусства и ремесла, формируется и укрепляет свои позиции класс феодалов, за спиной которого набирает силу средний класс. Христианская церковь как никогда сильна, но сильна и социальная поляризация общества. Выступая от имени угнетенных, первая не могла не реагировать на вторую. Первой реакцией на роскошь верхов — хотя роскошь весьма умеренную и не сравнимую с теперешней — стало движение нищенствующих монахов: во имя евангельской нищеты множество людей восставало против самого раннего в Западной Европе «общества потребления», а также против развращающего влияния городов, порождающих, как считалось, глобальный духов- 22 Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. ный кризис. Именно XIII в. породил такие монашеские ордены, которые будут беднее самих бедных: в 1209 г. — францисканцы, объединившиеся вокруг св. Франциска Ассизского (1182—1226); кармелиты с уставом 1226 г., времен св. Симона Стока; доминиканцы, ревностные последователи Доминика де Гусмана (1170—1221). Позднее к ним присоединятся тринитарии, мерседарии, сервиты (орден основан в 1233 г. семью флорентийскими патрициями), августинцы, которые будут признаны нищенствующими лишь в XVI в.; и последний нищенствующий орден — минимы (создан в 1435 г. св. Франческо де Паоло). Православные монастыри находились как на территории России, так и вне ее пределов. Самыми известными считаются православные монастыри на Афоне — «святой горе», расположенной на полуострове Халкидики, где в X в. появились первые христианские монастыри. Вскоре Афон превратился в своеобразную «иноческую страну». В период расцвета, в XIV—XV вв., Афон насчитывал 40 монастырей и около 40 тыс. монахов. В наши дни число монастырей сократилось до 20 с населением 1 700 братьев. Число монастырей закреплено законом: ни одного больше не может быть основано, но и не один из ныне действующих не может быть закрыт. Кроме этого там есть множество уединенных келий и скитов для отшельников. Говорят, в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Монахи придерживаются византийского времени и используют юлианский календарь, несмотря на то, что в начале XX в. православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль). Окруженные неисчислимыми богатствами, драгоценностями, редкими иконами и рукописями, они живут просто, соблюдая строгие порядки, проводя время в молитве и работе, вдали от соблазнов мирской жизни. Предположительно первый монастырь был основан около 962 г. Афанасием. Монахи-ценобиты, т.е. «живущие в общине», 8 ч в сутки проводили в молитве. Кроме ценобитов существовали также анахореты, жившие в уединенных кельях, сарабаиты, селившиеся по двое, по трое в домах, а также гироваги — странствующие монахи, жившие милостыней. Рядом с монастырями (для защиты от набегов они часто превращались в вооруженные крепости) строились скиты (кельи для отшельников) или обживались пещеры высоко на скальных утесах — в неустанных поисках высших форм духовной жизни на земле. Каждое утро до рассвета монахи созываются для молитвы в церковь монастыря под звуки колокола или деревянной колотушки под названием «семандрон». После службы и святой литургии монахи собираются для простой пищи, состоящей из вареной картошки, салата, грецких орехов, оливок и хлеба из непросеянной муки. Они никогда не едят мясо, и лишь по праздникам на столе появляется рыба. Их день наполнен работой в садах, виноградниках, уборкой и поддержанием порядка в помещениях, ри- сованием икон и изучением богословия. После вечерни монахи разделяют простой ужин, во время которого слушают чтение святых текстов. После захода солнца большие деревянные ворота монастырей запираются, и монахи отдыхают. Распорядок дня монахов делится на три части: 8 часов молитв, 8 часов работы и 8 часов отдыха. Афон — это самостоятельное монашеское государство. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Афонские монастыри поддерживались византийскими императорами, а сегодня греческим правительством. В церковном отношении Афон всегда был подчинен юрисдикции константинопольского патриарха. Доступ сюда женщинам строго запрещен, на Афоне даже нет животных женского пола. Монастыри Афона — настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня — Дары Волхвов, находящиеся в
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |