Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Православные монастыри




Б92

обеспечивавший безопасность паломников, закономерно превращался в ордены монахов-воинов (госпитальеры Мальтийского ордена — 1118, там­плиеры — 1128, Тевтонский орден — 1142, орден Алькантара — 1156 г. и др.). Хотя Бенедикт сначала был отшельником, он считал общежитейные мо­настыри наиболее доступной для большинства подвижников школой служе­ния Господу. Суровый устав св. Бенедикта предписывал монаху целомудрие, отречение от собственности, верность до самой смерти однажды избранному монастырю. Бенедик­тинский устав требовал воздержанности, бе­зоговорочного повиновения аббату, молитв и труда. Смирением, послушанием, молитвой монахи-бенедиктинцы стремились подражать апостолам и стать сопричастными Христу.

Бенедикт определил два основных занятия монахов — помимо физического труда они должны были заниматься просвещением и духовным образованием, строго соблюдая часы молитвы. Устав св. Бенедикта был дос­таточно суров и вполне отражал условия жиз­ни того времени. Монахи должны были но­сить самую простую одежду, ограничиваться минимальным количеством еды. На сон отво­дилось только несколько часов. Часто мыть­ся монахам не позволялось, лишь в Рождество и на Пасху полагалась баня, а в субботу — омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке — тонзура — признак монашеского состояния. Образ жизни в монастырях, основанных частично из протеста против обмирщения церкви и ее стремлений к светской власти, был строго аскетическим. Основой общинной жизни было смирение, кото­рое считалось наилучшим средством воспитания самодисциплины. Поэто­му ослушников наказывали весьма сурово. Строгая организация монаше­ской общины, возглавляемой аббатом, а также монашеское послушание и смирение стали образцом для подражания и в светских государственных уч­реждениях. Уход от мира мыслился как духовный подвиг. Среди основных заповедей, которым обязан был следовать монах-бенедиктинец, значились: любить Бога, любить ближнего своего, как самого себя, умерщвлять плоть, утешать несчастных, не платить злом за зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оп­лакивать прежние свои грехи, слушаться аббата и т.д. День монаха прохо­дил в молитвах, чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время, поэтому по монастырю люди сверяли время, ори­ентируясь по звуку колокола. День начинался между полуночью и двумя часами: утренняя служба, затем службы — в шесть, девять, двенадцать, три часа дня, вечерня в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера.

Бенедикт первым вводит монашеский обет, который, подобно воинской присяге, должен придать большую ответственность вступающему на путь слу­жения и отречения от мира. Согласно уставу, настоятель монастыря не должен злоупотреблять своею властью. Рядовые монахи могут давать ему советы, и он обязан прислушиваться к ним. Разработанный св. Бенедиктом устав значитель­но усилил монашество как главную институцию католической церкви.

Подобная ориентация сыграла впоследствии принципиальную роль в пре­вращении бенедиктинских монастырей в главные центры культуры Западной Европы. Монахи, служившие средневековым людям примером для подража­ния, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявле­нием изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смыс­ле. Нагота, как и труд, представлялась наказанием за грех22. Монастырские ус­тавы тщательно регламентировали кос­тюм скорее из уважения к порядку, чем из боязни роскоши. Католические ор­дены XI—XII вв., вособенности цистерцианцы, для того чтобы подчеркнуть свои особенности, приняли белую, некрашеную одежду. После этого белых монахов стали противопоставлять черным монахам, бенедиктинцам.

Нищенствующие ордены пошли еще дальше и стали одеваться в мешко­вину, суровую и небеленую. Их стали называть серыми монахами. В XIII в. возникают ордены нищенствующих братьев (доминиканцев, францискан­цев и кармелитов), которые соблюдают обеты бедности, целомудрия и по­слушания, следуют строгому монастырскому уставу. После некоторого спада монашеского движения в XIV—V вв. отмечается рост числа новых монашес­ких орденов на Западе. При этом увеличение числа женских монашеских орденов опережает количество мужских. Для женских орденов характерна строгая затворническая жизнь, соединение молитвенной деятельности с уходом за больными или преподаванием.

В истории западного монашества XII в. занимает особое место. Это рас­цвет эпохи Средневековья, появление городов как значительного, если не сказать массового, явления. Закончилась эпоха хаоса и варварства, расцве­тают искусства и ремесла, формируется и укрепляет свои позиции класс феодалов, за спиной которого набирает силу средний класс. Христианская церковь как никогда сильна, но сильна и социальная поляризация общества. Выступая от имени угнетенных, первая не могла не реагировать на вторую. Первой реакцией на роскошь верхов — хотя роскошь весьма умеренную и не сравнимую с теперешней — стало движение нищенствующих монахов: во имя евангельской нищеты множество людей восставало против самого ран­него в Западной Европе «общества потребления», а также против развраща­ющего влияния городов, порождающих, как считалось, глобальный духов-

22 Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992.

ный кризис. Именно XIII в. породил такие монашеские ордены, которые будут беднее самих бедных: в 1209 г. — францисканцы, объединившиеся вокруг св. Франциска Ассизского (1182—1226); кармелиты с уставом 1226 г., времен св. Симона Стока; доминиканцы, ревностные последователи Доми­ника де Гусмана (1170—1221). Позднее к ним присоединятся тринитарии, мерседарии, сервиты (орден основан в 1233 г. семью флорентийскими пат­рициями), августинцы, которые будут признаны нищенствующими лишь в XVI в.; и последний нищенствующий орден — минимы (создан в 1435 г. св. Франческо де Паоло).

Православные монастыри находились как на территории России, так и вне ее пределов. Самыми известными считаются православные монастыри на Афоне — «святой горе», расположенной на полуострове Халкидики, где в X в. появились первые христианские монастыри. Вскоре Афон превратился в своеобразную «иноческую страну». В период расцвета, в XIV—XV вв., Афон насчитывал 40 монастырей и около 40 тыс. монахов. В наши дни число мо­настырей сократилось до 20 с населением 1 700 братьев. Число монастырей закреплено законом: ни одного больше не может быть основано, но и не один из ныне действующих не может быть закрыт. Кроме этого там есть множе­ство уединенных келий и скитов для отшельников. Говорят, в тайных кель­ях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые по­чти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника.

Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Монахи придерживаются византийского времени и используют юлианский календарь, несмотря на то, что в начале XX в. право­славная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль). Окруженные неисчислимыми богатствами, драгоценностями, редкими ико­нами и рукописями, они живут просто, соблюдая строгие порядки, проводя время в молитве и работе, вдали от соблазнов мирской жизни.

Предположительно первый монастырь был основан около 962 г. Афана­сием. Монахи-ценобиты, т.е. «живущие в общине», 8 ч в сутки проводили в молитве. Кроме ценобитов существовали также анахореты, жившие в уеди­ненных кельях, сарабаиты, селившиеся по двое, по трое в домах, а также гироваги — странствующие монахи, жившие милостыней. Рядом с монас­тырями (для защиты от набегов они часто превращались в вооруженные крепости) строились скиты (кельи для отшельников) или обживались пеще­ры высоко на скальных утесах — в неустанных поисках высших форм духов­ной жизни на земле. Каждое утро до рассвета монахи созываются для молит­вы в церковь монастыря под звуки колокола или деревянной колотушки под названием «семандрон». После службы и святой литургии монахи собира­ются для простой пищи, состоящей из вареной картошки, салата, грецких орехов, оливок и хлеба из непросеянной муки. Они никогда не едят мясо, и лишь по праздникам на столе появляется рыба. Их день наполнен работой в садах, виноградниках, уборкой и поддержанием порядка в помещениях, ри-

сованием икон и изучением богословия. После вечерни монахи разделяют простой ужин, во время которого слушают чтение святых текстов. После захода солнца большие деревянные ворота монастырей запираются, и мо­нахи отдыхают. Распорядок дня монахов делится на три части: 8 часов мо­литв, 8 часов работы и 8 часов отдыха.

Афон — это самостоятельное монашеское государство. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Афонские монастыри поддерживались византийскими императорами, а сегодня гре­ческим правительством. В церковном отношении Афон всегда был подчи­нен юрисдикции константинопольского патриарха. Доступ сюда женщинам строго запрещен, на Афоне даже нет животных женского пола.

Монастыри Афона — настоящие музеи византийских времен. Это вели­чественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня со­хранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, со­брания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и моза­ик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пре­святой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня — Дары Волхвов, находящиеся в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.