Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О монастырских правилах




Б

Соловки «Голгофой нашей Святой Церкви». Именно здесь, на Соловках, содержалось около 30 тыс. заключенных более 60 национальностей, значи­тельную часть которых составляли бывшие офицеры, дворяне, интеллиген­ция, члены политических партий, пытавшихся создать оппозицию больше­визму — анархисты, меньшевики и эсеры, а также представители духовен­ства. Соловки использовались как место ссылки многих известных политических и религиозных деятелей с середины XVI в. Одним из первых узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 1520-х). Позже на Соловки были сосланы Авраамий Палицын (в ми­ру — Аверкий), крупный публицист и политический деятель, «птенцы гнезда петрова» — Петр Толстой и Василий Долгоруков, последний кошевой Запо­ рожской Сечи Петр Кальнишевский, дядя А.С. Пушкина — Павел Ганнибал, декабрист Александр Горожанский и многие др. Если за 400 лет существо­вания соловецкой тюрьмы в ней побывало чуть более 300 человек (в 1903 г. она была упразднена), то за 20 лет советской власти (с 1920 по 1939 г.), здесь находилось более 300 тыс. узников: в 1920 на территории монастыря распо­лагался лагерь принудительных работ; в 1923 на Соловках создается новое карательное учреждение — Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), которые в 1927 г. преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначе­ния (СТОН). Среди знаменитых узников были: выдающийся философ П.А. Флоренский; историки — В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бах­тин, М.О. Гордон; этнографы Н.И. Виноградов, А.А. Евневич, П.К. Казари-нов; поэты и писатели — Б.Н. Ширяев, Л.М. Могилянский, В. Камецкой, О.В. Волков; художники — О.Э. Браза, К.Н. Половцев; профессор Москов­ской консерватории Н.Я. Выгодский; крупнейший исследовательдревнерус-ской литературы Д.С. Лихачев и др. Не многие из них пережили соловецкую ссылку. Погибшие погребены в безымянных братских могилах, разбросан­ных по островам. В память о заключенных СЛОНа сегодня воздвигнут вось­миконечный православный поминальный крест. В 1991 г. Соловецкий мо­настырь возвращен Русской православной церкви.

В 1965 г. в Соловецком кремле начались реставрационные работы. Сегод­ня уже многие объекты приняли свой прежний облик, утраченный в начале XX в.; изучается его история, строится поселок у стен древнего монастыря, взяты под охрану государства все многочисленные культовые, хозяйствен­ные, жилые и инженерные сооружения островов, их уникальная природа. В 1967 г. здесь создан музей-заповедник, в состав которого входит около 170 памятников археологии, истории и архитектуры. В 1974 г. он преобра­зуется в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природ­ный музей-заповедник.

Тысячи паломников со всех концов страны ежегодно приезжают на Со­ловки, чтобы собственными глазами увидеть один из самых чтимых монас­тырей, поклониться известным русским святым, познакомиться с одним из древнейших, а в свое время — и богатейших монастырей русского Севера. В 1988—1989 на Соловки приезжали 25—30 тыс. туристов, однако в настоя­щее время их число не превышает 6 тыс.

Так выглядел Соловецкий монастырь до революции

Монашествующих здесь в XVII в. было от 370 до 450, в XIX в. — 230, в XXI в. — не более 40. Сейчас живут на Соловках и восстанавливают оби­тель 30 иноков во главе с наместником Соловецкого монастыря — архи­мандритом Иосифом (Братищевым). В 1989 г. Соловки включены в пред­варительный список мирового наследия ЮНЕСКО. В 1995 г. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповед­ник включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия наро­дов РФ.

Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку эта книга предназначена для ми­рян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в мо­настыре при паломничестве.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в мона­стыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выпол­няют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя. Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употреб­ляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоя­телем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых

отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас» (в жен­ском монастыре: «Молитвами святых матерей наших...»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь». Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На мо­литву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послу­шании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, перено­сят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

www.zavet.ru

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ

В средние века за стенами монастырей не только сосредоточивалась вся умственная культура. Монастыри выступали единственным учреждением общественного призрения. Там создавались приюты для беспризорных де­тей и нищих, больницы для бедных, богадельни для престарелых и инвали­дов, госпитали для раненых, мастерские и т.д. В свое время Петр I издал так называемое «Объявление», по которому монастыри выполняли две функ­ции: первая — «служить нищим, престарелым и младенцем», вторая — ду­ховная.

Общественное призрение (призревать — значит опекать) заключается в устроении пристанища для старых, бедных, больных, вдов и сирот. Докумен­тально засвидетельствовано, что система общественного призрения стала складываться в XI в., когда на Руси появляются первые православные мо­настыри, которые и стали центрами «благотворения». Киево-Печерский, получивший позднее статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростов­ской земли в течение нескольких веков, получая княжеские и боярские по­жертвования, использовали их для общественного призрения.

Попечительством о бедных, больных, бездомных отличались великие рус­ские князья, начиная с княгини Ольги. Ее доброта к немощным и неиму­щим красной нитью проходит через многие летописи. Важное значение имел Устав князя Владимира (996), который определил общественное призрение как одну из основных функций государства. Он стал основанием для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до XVIII в. Ус­тав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки — княгини Ольги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве, сооружает церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Из своей казны он пове­лел при этой церкви кормить убогих, странных, сирот и вдовиц.

В период княжения Ярослава Мудрого расцвела древнерусская монастыр­ская медицина, гордость которой являются преподобные Антоний, Доми-ан, Феодосии Печерский.

ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1030-1074), древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 г.; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический дея­тель. Автор поучений и посланий.

Преподобный Феодосии для приюта нищих, слепых, хромых и прокажен­ных построил близ своего монастыря (Киево-Печерской лавры) дом с цер­ковью во имя святого Стефана и выделял на его содержание десятую часть всех монастырских доходов. Князь Черниговский Николай Давыдович (XII в.) построил в Киеве больничный монастырь.

В основном благотворительность в широких масштабах была свойственна монастырям, основанным представительницами великокняжеской семьи — Киевскому Покровскому монастырю, основанному Александрой Петров­ной — правнучкой Павла I, знаменитой Марфо-Мариинской Обители ми­лосердия Елизаветы Федоровны и др., а также тем монастырям миссионер­ским, которые поддерживались императором и его семьей. Такими были православные женские монастыри на территории Польши: Леснинский, Вировский. При монастырях организовывались школы и для мальчиков, и для девочек, больница для приходящих больных, приют, различные мастер­ские. Кроме того, сестры занимались огородничеством, пчеловодством, са­доводством. Однако большая часть монастырей просто не имела финансо­вой возможности вести благотворительную деятельность в широких масш­табах. Поэтому, как минимум, в монастыре устраивалась богадельня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.