Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
•2
7.
Яне люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный порядок
И
8.
Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает
9.
Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее
ЛЭ
10.
Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим принципам и моим интересам
ПШШЭ
Отношение к неудачам
1.
Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи
Ш
ппэ
2.
Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки
ЭЭ
3.
Неудачи приводят меня в отчаяние
Э
.4.
Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных людей
5.
Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не так
И
6.
Неудачи вызывают у меня протест и негодование, желание их преодолевать
7.
Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным
ЭЭ
8.
При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться
л
9.
Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьёзные неприятности я переношу стойко
10.
Неудачи меня пугают, и в них я прежде всего виню самого себя
П
ц
11.
Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание
12.
При неудачах я ещё больше мечтаю о свершении своих желаний
13.
Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться
К
Часть I. Психологическая диагностика
Отношение к приключениям и риску
1.
Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск
Г
сс
2.
Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и всё никак не решусь рискнуть
с
3.
Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому принуждают обстоятельства
с
4.
Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе
5.
Приключения я люблю только весёлые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю
6.
Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства
7.
Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достаётся первая роль
г
8.
Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют
ли
Отношение к лидерству
1.
Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях
ц
2.
Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других
3.
Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится
4.
Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку
и
5.
Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими с удовольствием командую Сам
6.
Периодами я люблю задавать тон, быть первым, но периодами это мне надоедает
7.
Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю
пп
8.
Я не умею командовать другими
лс
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
9.
Я не люблю командовать другими, меня пугает ответственность
И
10.
Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет
И.
Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, чтобы за мной следовали другие
12.
Я охотно следую за авторитетными людьми
Отношение к критике и возражениям
1.
Я не обращаю внимание на возражения и критику, всегда думаю и делаю по-своему
ШШ
К
2.
Слушая возражения и критику, я ищу доводы в своё оправдание, но не всегда решаюсь их высказывать
3.
Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую
4.
Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне
5.
Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев
Л
6.
Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в состояние уныния
7.
От критики мне хочется убежать подальше
8.
В одни периоды критику и возражения я переношу легко, в другие — очень болезненно
9.
Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей
А
10.
Я не слышал ещё справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам
пп
11.
Я сразу правильно реагирую на критику и всегда стараюсь это делать
Ц
Часть I. Психологическая диагностика
12.
Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться
И
13.
Если меня критикуют или мне возражают, то мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет
Отношение к опеке и наставлениям
1.
Я слушаю наставления только тех людей, кто имеет на это право
ЦП
2.
Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья
ЭЭ
3.
Не выношу, когда меня опекают и за меня всё решают
4.
Я не нуждаюсь в наставлениях
5.
Я охотно слушаю советы того, кто меня любит
6.
Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается
ЦЛ
7.
Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а по временам я ругаю себя за то, что не слушал людей
8.
Совершенно не переношу наставления, если они даются начальственным тоном
9.
Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают
И
' 10.
Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны, и не пере-
И.
ношу тех, что мне не по душе Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали
ИИ
12.
Я не решаюсь прервать даже вовсе никчёмное для меня наставление или избабиться от ненужного для меня покровительства
И
13.
Наставления вызывают у меня сильное желание делать всё наоборот
14.
Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
2 | 3
Отношениек правилам и законам
1.
Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение
К
2.
Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти
ГГ
С
3.
Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать
4.
Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов
Г
5.
Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют
Л
6.
Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность
7.
Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание их нарушать
ц
8.
Правила и законы я всегда соблюдаю
9.
Я всегда слежу за тем, чтобы окружающие люди соблюдали правила
и
10.
Часто упрекаю себя за то, что нарушал правила и недостаточно строго соблюдал законы
11.
Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удаётся
Л
12.
Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, но борюсь с теми, которые считаю несправедливыми
Оценка себя в детстве
1.
В детстве я был робким и плаксивым ребёнком
2.
Я очень любил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории
Г
3.
В детстве я обычно избегал участия в шумных и подвижных играх
4.
Я был как все дети и ничем не отличался от моих сверстников
ц
Часть I. Психологическая диагностика
5.
Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и весёлым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным
6.
С детства я был самостоятельным и решительным
Г
с
7.
В детстве я был весёлым и отчаянным
Г
с
8.
В детстве я был обидчивым и чувствительным
СС
9.
В детстве я был очень непоседливым и болтливым
10.
В детстве я был таким же, как и сейчас, меня легко было огорчить, но легко также успокоить и развеселить
л
11.
С детства я стремился к аккуратности и порядку
ИИ
12.
В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играли другие дети
-
л
13.
В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками
и
14.
В детстве я был капризным и раздражительным
ээ
л
15.
В детстве я плохо спал и плохо ел
Отношение к школе
1.
Я любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино
гэинн
2.
Я сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли
э
ээи
3.
В младших классах я любил школу, а потом'она стала меня тяготить
ц
4.
Периодами я любил школу, периодами она начинала мне надоедать
5.
Я не любил школу, потому что учителя относились ко мне не-
6.
справедливо
Школьные занятия меня очень
утомляли
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
7.
Больше всего я любил школьную самодеятельность
'
8.
Я любил школу, потому что там была весёлая компания
9.
Я стеснялся ходить в школу, боялся насмешек и грубости
И
10.
Я очень не любил физкультуру
11.
Я посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе
шш
12.
Школьная обстановка меня очень тяготила
13.
Я старался аккуратно выполнять все задания
ц
Оценка себя в данный момент
1.
Мне не хватает холодной рассудочности
г
2.
Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность
-
3.
Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всём
А
4.
Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других
5.
Мне не хватает усидчивости и терпения
6.
Я считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей
пп
7.
Мне не хватает решительности
8.
Я не вижу у себя больших недостатков
эи
А
9.
В хорошие минуты я вполне доволен собой, а в минуты дурного настроения мне кажется, что у меня не хватает то одного, то другого качества
10.
Я слишком раздражителен
И.
Другие находят у меня крупные недостатки, но я считаю, что они преувеличивают
Отношение к деньгам
1.
Нехватка денег меня раздражает
2.
Деньги меня совершенно не интересуют
ц
ЭИ
3.
Огорчаюсь, когда денег не хватает
Часть I. Психологическая диагностика
4.
Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно
И
5.
Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг
6.
Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить
ЛА
И
7.
Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы
8.
Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить
9.
Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком
10.
Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг
11.
Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их, не задумываясь, периодами всё пугаюсь остаться без денег
12.
Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах
Замечание. В приведенных списках суждений имеется много таких, которые не зашифрованы. Часть подобных суждений в оригинальном, авторском варианте методики Личко служит цели выявления не только акцентуаций, но и патологий характера. Использование описанной методики в этих целях требует специального образования, профессиональной компетенции и доступно только медицинским психологам, психотерапевтам и психиатрам. Поэтому данная часть методики из описания исключена. Тем не менее многими из незашифрованных суждений можно воспользоваться для того, чтобы провести дополнительный качественный анализ особенностей характера испытуемых. Для этого выбранные ими суждения, которые не имеют определенного шифра, необходимо соотнести с данными в начале описания методики краткими характеристиками различных типов акцентуированных характеров.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Другая часть незашифрованных суждений не используется и в оригинальном варианте методики. Они служат для того, чтобы испытуемый мог свободно, без внутреннего напряжения отвечать на все суждения, так как та часть незашифрованных суждений, о которой здесь идет речь, является эмоционально и информационно нейтральной, т.е. ответы на них не свидетельствуют о наличии у испытуемых каких-либо акцентуаций в характере.
Методика 20. Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)
Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной.
Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.
У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, так что каждого,
12 НемовКн.З 353
Часть I. Психологическая диагностика
имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.
Представленная далее методика, разработанная Спилберге-ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 20'Шкала ситуационной тревожности
№
Суждения шкалы
Выбираемые ответы
нет, это не так
пожалуй, так
верно
совершенно верно
1.
Я спокоен
2.
Мне ничто не угрожает
3.
Я нахожусь в состоянии напряжения
4.
Я внутренне скован
5.
Я чувствую себя свободно
6.
Я расстроен
7.
Меня волнуют возможные неудачи
8.
Я ощущаю душевный покой
9.
Я встревожен
10.
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11.
Я уверен в себе
12.
Я нервничаю
13.
Я не нахожу себе места
14.
Я взвинчен
15.
Я не чувствую скованности и напряжения
16.
Я доволен
17.
Я озабочен
18.
Я слишком возбуждён и мнене по себе
19.
Мне радостно
20.
Мне приятно
, 4
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
26.
Я чувствую прилив сил, желание работать
27.
Я спокоен,хладнокровен, собран
28.
Меня тревожат возможные трудности
29.
Я слишком переживаю из-за пустяков
30.
Я бываю вполне счастлив
31.
Я всё принимаю близко к сердцу
32.
Мне не хватает уверенности в себе
33.
Я чувствую себя беззащитным
34.
Я стараюсь избегать критических ситуаций
35.
У меня бывает хандра
36.
Я бываю доволен
37.
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38.
Бывает, что я чувствую себя неудачником
39.
Я — уравновешенный человек
40.
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
Примечание: Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный им ответ.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление