КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НемовКн. 3 417
J О
Таблица 24 (продолжение)
Таблица 24 (продолжение)
Часть I. Психологическая диагностика ковые номера тех суждений методики СПСК, которые входят в каждую подшкалу. Им на рельефе соответствуют 70 мелких секторов, по 10 в каждом большом секторе. На верхнем радиусе рельефа нанесена оценочная шкала, используемая в методике. Имеющиеся на нем цифры от 0 до 6, идущие от центра к периферии, соответствуют минимальной и максимальной оценке, которую может получить любой вид изучаемых отношений. Через пункты этой шкалы, соответствующие целым значениям оценок, проведены концентрические окружности, которых на рельефе также 6. В самом центре рельефа представлены 7 подшкал методики с их порядковыми цифровыми обозначениями и место для выставления общей оценки группы как коллектива (центральный малый круг рельефа). В центральный малый круг рельефа (см. рис. 68 для примера) записывается общая оценка уровня развития в группе всей системы изученных отношений. В расположенные близко к центру рельефа малые сектора, следующие сразу после номеров подшкал, вносятся средние оценки отношений, соответствующих отдельным подшкалам методики, причем порядковая нумерация этих оценок соответствует порядку следования слева направо подшкал в бланке испытуемого (табл. 23). Оценки, полученные по 70 частным суждениям, отмечаются в виде точек в 70 малых секторах рельефа, обозначенных сверху цифрами, соответствующими порядковым номерам суждений. Точка ставится в середине малого сектора в том месте по вертикали, которое на заданной оценочной шкале соответствует данной оценке. В заключение все точки соединяются между собой ломаной кривой, как это показано на рис. 68. Она и представляет собой графический рельеф группы. Таким образом, о группе, результаты исследования которой по методике СПСК представлены на рис. 68, можно сказать следующее. Общий уровень ее развития как коллектива характеризуется величиной 3,5 балла. По подшкалам данная группа получила, соответственно, следующие оценки: 1. Ответственность — 4,1 балла. 2. Коллективизм — 3,7 балла. 3. Сплоченность — 3,4 балла. 4. Контактность — 3,6 балла. 5. Открытость — 2,7 балла. 6. Организованность — 2,8 балла. 7. Информированность — 4,4 балла. _______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей _____ Выводы об уровне развития Решение вопроса о том, на каком уровне социально-психологического развития как коллектив находится исследованная группа, принимается на основе сравнения полученных средних ее оценок с теми, которые представлены ниже. 5,0 баллов и выше — почти идеальный уровень развития группы как коллектива. От 4,5 до 4,9 балла — очень высокий уровень развития группы как коллектива. От 4,0 до 4,4 балла — высокий уровень развития группы как коллектива. От 3,0 до 3,9 балла — средний уровень развития группы как коллектива. От 2,5 до 2,9 балла — низкий уровень развития группы как коллектива. Меньше 2,4 балла — очень низкий уровень развития группы как коллектива. Пользуясь этой оценочной шкалой, мы можем сделать вывод о том, что та группа, социально-психологический рельеф которой показан на рис. 68, как коллектив находится на среднем уровне развития. Замечание. Этой же оценочной шкалой можно пользоваться для выяснения того, на каком уровне развития в данной группе находятся частные виды отношений, отраженные в 70 рабочих суждениях, а также отношения, представленные в 7 подшкалах. Можно оценивать уровень развития каждого из них в отдельности. Контрольные вопросы 1. Чем в психодиагностическом плане отличаются дети подросткового возраста от младших школьников? 2. Каковы особенности психодиагностики подростков в отличие от взрослых людей? Часть I. Психологическая диагностика 3. Психологические свойства старших школьников, которые необходимо иметь в виду, проводя их психодиагностику. 4. Какими методами можно пользоваться для психодиагностики познавательных процессов у подростков и старших школьников? 5. В чем заключаются особенности психодиагностики мышления у подростков и старших школьников? 6. Как оценивать параметры внимания с помощью цифровых таблиц? 7. Расскажите о методике «Логико-количественные отношения». 8. Расскажите о структуре, задачах к процедуре применения интеллектуального теста Айзенка. 9. Что представляет собой тест Беннета для оценки технического мышления и как он применяется?
10. С помощью какой методики определяется тип темперамента подростка и старшего школьника? 11. Что представляет собой методика выявления акцентуаций характера А. Личко? 12. Как определяется тревожность? 13. Расскажите о проективной методике оценки мотивации достижения успехов по Д. Макклелланду, Дж. Аткинсо-ну и др. (методика типа ТАТ). 14. Каким образом тест Розенцвейга применяется для оценки агрессивности? 15. Что представляет собой и как применяется на практике социометрическая методика? 16. Что такое методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК), каковы ее задачи и какие данные получаются с ее помощью? Практические задания 1. Провести обследование подростка или старшего школьника с помощью методики «Логико-количественные отношения» и теста Айзенка. Оценить уровень общего интеллектуального развития. Глава 5.. Методы психодиагностики подростков и юношей 2. Исследовать особенности математического, лингвистического и технического мышления подростка или старшего школьника при помощи теста Беннета и соответствующих субтестов теста Айзенка. 3. Определить тип темперамента какого-либо подростка или старшего школьника по методике В.М. Русалова. 4. Исследовать проявления акцентуаций характера у подростка при помощи методики А.Е. Личко. 5. Оценить степень собственной тревожности при помощи методики Спилбергера. 6. Оценить и сравнить степень агрессивности двух старших школьников посредством теста Розенцвейга. 7. Определить силу мотивации достижения успехов у двух-трех старших школьников. 8. Провести социометрическое обследование какого-либо класса или студенческой группы при помощи социометрической методики. Построить коллективную социограмму-мишень. Выявить лидера в группе. 9. Провести обследование группы подростков или старших школьников при помощи методики самоаттестации группы как коллектива. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., (Социометрический тест: 182-192.) 2. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М., 1972. 3. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся: учебное пособие. Новосибирск, 1990. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 199 с. 5. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с. 6. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов, Часть I. Психологическая диагностика внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64.) 7. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68-80.) 8. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с.. [Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков: 81 -102. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ): 102-115. Исследования интеллекта: 145-155]. 9. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216 с. (Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186). 10. Методики психодиагностики в спорте / Марищук В.Л., Блу-дов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. М., 1984. — 191 с. 11. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столица. М., 1987. - 304 с. 12. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое пособие... Балашов, 1992. 13. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрия. М., 1984. - 151 с. 14. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. 15. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989. [Школьный тест умственного развития (ШТУР): 10-29. Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник самоотношения: 87-94. Тест-опросник уровня субъективного контроля: 94-99]. ' 16. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/ Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей гностика структуры личности (к работам Р.Кеттела): 107-119. Психологическое диагностирование межличностных отношений: 167-197). 17. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993. 18. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М, 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12-38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79-97. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся: 97-113. Изучение ученических коллективов: 146-172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172-178. Изучение положения школьника в системе межличностных отношений: 178-192). 19. ЦветковаЛ.С, Ахутина Т.В., ПылаеваН.М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981. — 67 с. 20. Школьный тест умственного развития. М., 1988. ГЛАВА 6. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Краткое содержание Психология и психодиагностика взрослых людей. Отличие психологических проблем, характерных для жизни взрослых людей, от проблем, свойственных детству, отрочеству и ранней юности. Соотношение жизненных перспектив: прошлого, настоящего и будущего — в детстве и взрослости. Различия в психологических установках на самопознание у детей и у взрослых людей. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослости. Выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей. Изучение познавательных процессов у студентов, учителей н родителей. Необходимость и возможность ограничения и изменения методик пси- Часть I. Психологическая диагностика ностики внимания в студенческом и более старшем возрасте. Особенности психодиагностики памяти и мышления взрослых. Методика «Корректурная проба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания. Психодиагностика динамики процесса заучивания. Методика «Педагогические ситуации», ее применение для оценивания педагогических способностей. Изучение личности взрослого человека. Особенности психолого-педагогической диагностики личности. Основные блоки методик, предназначенных для педагогической психодиагностики личности. Методика оценки самочувствия человека. Методика выяснения степени одиночества. Определение смысла существования человека. Методика оценки свободы выбора. Психодиагностика наличия конфликта в половой сфере. Выяснение враждебности настроя, расхождение между реальным и идеальным Я. Оценка свободы воли. Диагностика чувства беспомощности, неприкаянности (бездомности). Психодиагностика педагогически важных черт характера человека: оптимизма, объективности, независимости и силы воли. Определение способов разрешения человеком жизненных проблем: уровня субъективного контроля (УСК), выхода из трудных жизненных ситуаций, чувства юмора. Оценка педагогически значимых мотивов поведения: аффилиации (мотива установления, сохранения и укрепления дружеских связей с окружающими людьми) и мотива достижения успехов. Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей. Психологические особенности педагогических межличностных отношений. Психодиагностика родительских установок (отношения взрослых к детям). Определение степени удовлетворенности браком. Выяснение склонности и оценка способности быть лидером. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ВЗРОСЛЫХ В реальной жизни человека нередко возникает насущная необходимость проведения психодиагностики не только детей разного возраста, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные: обращение взрослого человека к профессиональному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие той или иной должности, определение профпригодности человека и просто психологическое самопознание — изучение человеком самого себя. В этой книге нас, естественно, интересуют не все перечисленные случаи жизни, а так называемые педагогические ситуации, связанные со сферой образования: обучением и воспитанием детей, педагогическим общением, руководством детскими и педагогически - Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей ми коллективами. Активными участниками таких ситуаций, главными исполнителями наиболее важных профессиональных ролей в них являются студенты педагогических учебных заведений, учителя, воспитатели, руководители системы образования, родители. Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от которых напрямую зависит ее успешность. Отбирая методы психодиагностики, изложенные в этой главе, мы прежде всего учитывали образовательные роли, выполняемые взрослыми людьми, всеми студентами высших педагогических учебных заведений, учителями, воспитателями и родителями. Еще до подробного рассмотрения этих методов целесообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с психодиагностикой взрослых людей. Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, младшие школьные годы, отрочество и ранняя юность — это четыре периода человеческой жизни, которые отличаются психологическим отсутствием для детей и молодых людей прошлого, которое необходимо оценивать, планируя настоящее и будущее; не существует для них и будущего, которое обязательно необходимо соотносить с настоящим; не существует настоящего, тесным образом связанного с прошлым и с будущим. Три названные составляющие человеческой жизни в сознании ребенка, подростка или юноши существуют раздельно, каждая как бы сама по себе. Мысли о будущем представляются в основном мечтами, фантазиями и грезами, несбыточными и оторванными от жизни зачастую именно потому, что они никак не соотносятся в сознании ребенка с его прошлым и настоящим. То, к чему ребенок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его прошлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему. Живя мечтами о будущем, даже юноши, не го- Часть I. Психологическая диагностика воря уже о детях и подростках, мало думают и делают в настоящем для того, чтобы будущее стало реальностью. Отсюда — традиционная и много веков из поколения в поколения воспроизводящаяся проблема малой эффективности попыток убеждения детей в том,,что, например, в школе необходимо хорошо учиться для того, чтобы подготовить свое будущее, что именно для этого в детстве надо стараться всеми возможными способами приобретать как можно больше разнообразных знаний, умений и навыков, которые могут понадобиться в будущем. И — столь же традиционное непонимание этого со стороны детей, по крайней мере до тех пор, пока они сами не повзрослеют. Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоящее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой. Свое будущее взрослый человек строит, ориентируясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, принимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему. Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в основном интересуются своими физическими, волевыми качествами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую очередь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции. Если главный вопрос в детской самооценке формулируется так: «Каков я в сравнении с моим же идеалом?», то основная самооценочная проблема для взрослых звучит несколько иначе: «Каков я на самом деле и почему люди относятся ко мне именно так?» Существенно различаются мотивация и эмоции взрослых и детей. Система интересов взрослых людей в основном концентрируется вокруг двух вопросов: обеспечение материального благополучия и достижение морального удовлетворения от жизни. Последнее многие из взрослых людей получают или за счет забот о семье, о близких людях, или за счет трудовой деятельнос- Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей ти. В особенности, это относится к людям так называемых творческих профессий, для которых труд зачастую является целью и смыслом их жизни. Мотивация поведения детей главным образом связана с удовлетворением сиюминутных потребностей, а у более старших из них — также с авторитетом и общением со сверстниками. Эмоции радости и грусти доминируют в детстве и в то же время являются в этом возрасте преходящими, почти не оставляя следов в детской душе. Они вызываются главным образом сиюминутными радостями жизни. Детству почти не свойственны такие тяжелые человеческие чувства, как одиночество, фрустрация, разочарование в жизни, устойчиво плохое самочувствие и настроение. У большинства нормальных, здоровых детей доминируют стенические эмоции, в то время как у многих взрослых людей — астенические. Если ребенок является не вполне эмоционально уравновешенным, постоянно улыбается и веселится без особых для этого поводов, то это считается вполне нормальным явлением для детства. Но если подобным образом постоянно ведет себя взрослый, то его мы воспринимаем как странного человека. Если, напротив, ребенок неизменно печален, грустен, находится в подавленном настроении или просто в течение длительного времени не проявляет никаких стенических эмоций, то у взрослых людей это вызывает обоснованное беспокойство. В то же время постоянное спокойствие, регулярные жалобы на плохое настроение и состояние здоровья для взрослых людей считаются нормальным явлением. Сделаем из сказанного некоторые выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей. Во-первых, эти методы в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, таккак интеллектуальное развитие к началу взрослости уже практически завершено, а личностное и межличностное еще долгое время продолжаются. Что же касается интеллектуального потенциала в период взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальнейшем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познавательных процессов, должно давать полезную информацию о том, сохраняются ли с возрастом и, если да, то в какой степени те природные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве. Часть I. Психологическая диагностика Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики прежде всего с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии, и такая психодиагностика проводится, как правило, при профотборе. Во-вторых, взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Это обусловлено занятостью взрослых и наличием у них большего количества разнообразных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназначенные для взрослых людей, должны быть жизненно значимыми для них и не отнимать слишком много времени. Кроме того, эти тесты не должны касаться тех сторон души человека, которые он хотел бы скрыть от посторонних людей. Ребенка можно заставить принять участие в исследовании, но со взрослым человеком это делать ни по правовым, ни по моральным соображениям нельзя. В-третьих, дети с большой готовностью, искренним желанием участвуют в групповых обследованиях, испытывая вместе с тем значительные психологические трудности при индивидуальном тестировании и самотестировании. Взрослые, напротив, чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотестирование. Поэтому тесты для взрослых должны выбираться и составляться таким образом, чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно. В связи с обсуждаемым вопросом коснемся психодиагностики людей студенческого возраста. Поскольку многие студенты колледжей, институтов и вузов, особенно на первых курсах высших учебных заведений, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учетом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для-взрослых людей. Человек в этом возрасте еще не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэтому тестирование студентов может быть психологически более открытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как выбора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Для исследования познавательных процессов в студенческом и более старшем возрасте можно использовать те же самые методики, которые были подробно описаны в предыдущей главе. Однако число их в данном случае можно существенно сократить за счет исключения, например, тех методик, с помощью которых оценивается объем зрительной и слуховой кратковременной и оперативной памяти. Указанные особенности данных видов памяти у взрослых людей, как правило, изменяются мало, во всяком случае — не улучшаются, если для этого не проводится специальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшать или долгое время поддерживать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых — потому, что они, как непродуктивные (имеется в виду непроизвольная, непосредственная и механическая кратковременная и оперативная память) мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая нагрузка приходится на долговременную память, а также на произвольную, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память. В связи со сказанным для оценки состояния памяти взрослого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в который фактически одновременно включены все основные виды памяти и ее процессы. Примерно то же самое можно сказать и о внимании. В студенческом и в более старшем возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагностике объема внимания и отдельно оценивать такие свойства внимания, как распределение и переключение. Гораздо важнее иметь интегральные характеристики внимания и портативную методику, которая позволяет их оценивать. Желательно, в частности, иметь два комплексных показателя внимания: продуктивность и устойчивость, распределение и переключение. Кроме того, целесообразно в методике, оценивающей эти свойства внимания, Часть I. Психологическая диагностика заменить стимульный материал, например кольца Ландольта, на буквенный текст, используемый в методике «Корректурная проба». Взрослым людям по роду профессиональной деятельности — там, где их внимание играет существенную роль, — чаще всего приходится иметь дело с разного рода буквенными тестами и почти никогда — с кольцами того типа, которые применяются в методике Ландольта. Что касается мышления, то для психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне достаточно, на наш взгляд, применить, например, тест Айзенка, фрагменты (подшкалы) которого были описаны в предыдущей главе. Этот тест включает в себя, кроме двух специальных подшкал, представленных в данной книге в комплексе методик для подростков и старших школьников, пять подшкал общего назначения. Поэтому при проведении психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне можно ограничиться двумя-тремя наугад выбранными общими подшкалами, в частности — теми, которые не вошли в содержание тестирования подростков и старших школьников. Выбор методов психодиагностики способностей, а также знаний, умений и навыков взрослых людей зависит от рода их деятельности. Поскольку в данной учебной книге речь идет о педагогической деятельности, то мы сочли целесообразным включить в систему психологического тестирования способностей специальную методику под названием «Педагогические ситуации». Она позволяет оценивать умение студента, учителя или родителя находить педагогически правильные выходы из сложных ситуаций общения с детьми. Как и во всех предыдущих случаях (психодиагностика дошкольников, младших школьников, подростков и старших школьников), результаты обследования студентов, учителей и родителей рекомендуется систематически вносить в Индивидуальную карту психологического самоконтроля взрослого человека, форма которой приводится в конце этой главы. Порядковые номера описываемых далее психодиагностических методик соответствуют порядковым номерам граф в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей Методика «Корректурная проба» По процедуре своего применения данная методика мало чем отличается от методики «Кольца Ландольта». Разница между ними состоит лишь в том, что вместо матрицы с кольцами в методике «Корректурная проба» в качестве стимульного материала используется лист бумаги среднего книжного формата с рядами строчных букв, расположенных в случайном порядке без интервалов (табл. 25). При оценке продуктивности и устойчивости внимания испытуемый получает задание искать и вычеркивать из текста какую-либо букву. Все остальное, включая анализ, оценку и интерпретацию результатов, такое же, как в методике Ландольта. При оценивании с помощью этой методики распределения и переключения внимания испытуемый получает более сложное задание: работая 5 минут, в течение первой минуты искать и зачеркивать две разные буквы, в течение следующей минуты — две другие буквы, в течение третьей минуты — снова две первые, и так далее, чередуясь, вплоть до конца пятой минуты. Таким образом, в процессе работы ему постоянно приходится распределять внимание между двумя буквами и, кроме того, через каждую минуту переключать его на поиск двух других букв. Все остальное в этой методике остается таким же, как и в методике «Кольца Ландольта», за исключением того, что в результате проведенного обследования вычисляются два показателя, продуктивности и устойчивости внимания, с одной стороны, распределения и переключения внимания, с другой стороны.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |