Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НемовКн. 3 417




J

О


 

 

 

 

 

 

 

Мышление Воображение и речь Личность  
«Логико-коли­чественные от­ношения» Тест Айзенка Тест Беннета «Вербальная фантазия» «Активный словарный запас» тип темпера­мента акцентуации характера  
математи­ческое мышление лингвисти­ческое мышление техническое мышление  
гипер-тимность цикло-идность  
Логика мышления  
                 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Таблица 24 (продолжение)

 

 

Личность
Акцентуации характера Тревожность (по Спилбергеру) Агрессивность
астено- невро- тичность сенси-тив-ность псих- -астенич- ность шизоид-носгь эпилеп-тоид-носгь истеро- ид- ность неустой­чивость конформ­ность ситуаци­онная личностная
     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Таблица 24 (продолжение)

 

Личность Межличностные отношения
Мотивация дости­жения успехов Социометрический статус «Социально-психологическая самоаттестация группы принадлежности»
стремле­ние к успеху боязнь неудачи по вы­борам по откло­нениям ответ­ствен­ность коллек­тивизм спло­чён­ность кон­такт­ность откры­тость органи­зован­ность инфор­мирован­ность общий пока­затель уров­ня развития
     
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Часть I. Психологическая диагностика

ковые номера тех суждений методики СПСК, которые входят в каждую подшкалу. Им на рельефе соответствуют 70 мелких сек­торов, по 10 в каждом большом секторе. На верхнем радиусе релье­фа нанесена оценочная шкала, используемая в методике. Имею­щиеся на нем цифры от 0 до 6, идущие от центра к периферии, соответствуют минимальной и максимальной оценке, которую может получить любой вид изучаемых отношений. Через пунк­ты этой шкалы, соответствующие целым значениям оценок, про­ведены концентрические окружности, которых на рельефе так­же 6. В самом центре рельефа представлены 7 подшкал методи­ки с их порядковыми цифровыми обозначениями и место для выставления общей оценки группы как коллектива (централь­ный малый круг рельефа).

В центральный малый круг рельефа (см. рис. 68 для приме­ра) записывается общая оценка уровня развития в группе всей системы изученных отношений. В расположенные близко к цент­ру рельефа малые сектора, следующие сразу после номеров под­шкал, вносятся средние оценки отношений, соответствующих от­дельным подшкалам методики, причем порядковая нумерация этих оценок соответствует порядку следования слева направо подшкал в бланке испытуемого (табл. 23). Оценки, полученные по 70 частным суждениям, отмечаются в виде точек в 70 малых секторах рельефа, обозначенных сверху цифрами, соответствую­щими порядковым номерам суждений. Точка ставится в середи­не малого сектора в том месте по вертикали, которое на задан­ной оценочной шкале соответствует данной оценке. В заключе­ние все точки соединяются между собой ломаной кривой, как это показано на рис. 68. Она и представляет собой графический рельеф группы.

Таким образом, о группе, результаты исследования которой по методике СПСК представлены на рис. 68, можно сказать сле­дующее. Общий уровень ее развития как коллектива характери­зуется величиной 3,5 балла. По подшкалам данная группа полу­чила, соответственно, следующие оценки: 1. Ответственность — 4,1 балла. 2. Коллективизм — 3,7 балла. 3. Сплоченность — 3,4 бал­ла. 4. Контактность — 3,6 балла. 5. Открытость — 2,7 балла. 6. Ор­ганизованность — 2,8 балла. 7. Информированность — 4,4 балла.


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей _____

Выводы об уровне развития

Решение вопроса о том, на каком уровне социально-психо­логического развития как коллектив находится исследованная группа, принимается на основе сравнения полученных средних ее оценок с теми, которые представлены ниже.

5,0 баллов и выше — почти идеальный уровень развития груп­пы как коллектива.

От 4,5 до 4,9 балла — очень высокий уровень развития груп­пы как коллектива.

От 4,0 до 4,4 балла — высокий уровень развития группы как коллектива.

От 3,0 до 3,9 балла — средний уровень развития группы как коллектива.

От 2,5 до 2,9 балла — низкий уровень развития группы как коллектива.

Меньше 2,4 балла — очень низкий уровень развития группы как коллектива.

Пользуясь этой оценочной шкалой, мы можем сделать вывод о том, что та группа, социально-психологический рельеф кото­рой показан на рис. 68, как коллектив находится на среднем уров­не развития.

Замечание. Этой же оценочной шкалой можно пользоваться для выяснения того, на каком уровне развития в данной группе находятся частные виды отношений, отра­женные в 70 рабочих суждениях, а также отношения, представленные в 7 подшкалах. Можно оценивать уровень развития каждого из них в отдельности.

Контрольные вопросы

1. Чем в психодиагностическом плане отличаются дети под­росткового возраста от младших школьников?

2. Каковы особенности психодиагностики подростков в от­личие от взрослых людей?


Часть I. Психологическая диагностика

3. Психологические свойства старших школьников, которые необходимо иметь в виду, проводя их психодиагностику.

4. Какими методами можно пользоваться для психодиагнос­тики познавательных процессов у подростков и старших школьников?

5. В чем заключаются особенности психодиагностики мыш­ления у подростков и старших школьников?

6. Как оценивать параметры внимания с помощью цифро­вых таблиц?

7. Расскажите о методике «Логико-количественные отношения».

8. Расскажите о структуре, задачах к процедуре применения интеллектуального теста Айзенка.

9. Что представляет собой тест Беннета для оценки техни­ческого мышления и как он применяется?

 

10. С помощью какой методики определяется тип темпера­мента подростка и старшего школьника?

11. Что представляет собой методика выявления акцентуа­ций характера А. Личко?

12. Как определяется тревожность?

13. Расскажите о проективной методике оценки мотивации достижения успехов по Д. Макклелланду, Дж. Аткинсо-ну и др. (методика типа ТАТ).

14. Каким образом тест Розенцвейга применяется для оцен­ки агрессивности?

15. Что представляет собой и как применяется на практике социометрическая методика?

16. Что такое методика социально-психологической самоат­тестации группы как коллектива (СПСК), каковы ее за­дачи и какие данные получаются с ее помощью?

Практические задания

1. Провести обследование подростка или старшего школьни­ка с помощью методики «Логико-количественные отношения» и теста Айзенка. Оценить уровень общего интеллектуального раз­вития.


Глава 5.. Методы психодиагностики подростков и юношей

2. Исследовать особенности математического, лингвистичес­кого и технического мышления подростка или старшего школь­ника при помощи теста Беннета и соответствующих субтестов теста Айзенка.

3. Определить тип темперамента какого-либо подростка или старшего школьника по методике В.М. Русалова.

4. Исследовать проявления акцентуаций характера у подро­стка при помощи методики А.Е. Личко.

5. Оценить степень собственной тревожности при помощи ме­тодики Спилбергера.

6. Оценить и сравнить степень агрессивности двух старших школьников посредством теста Розенцвейга.

7. Определить силу мотивации достижения успехов у двух-трех старших школьников.

8. Провести социометрическое обследование какого-либо класса или студенческой группы при помощи социометрической методики. Построить коллективную социограмму-мишень. Вы­явить лидера в группе.

9. Провести обследование группы подростков или старших школьников при помощи методики самоаттестации группы как коллектива.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.,
1982. - 200 с.

(Социометрический тест: 182-192.)

2. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М., 1972.

3. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития уча­щихся: учебное пособие. Новосибирск, 1990.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоло­гической диагностике. Киев, 1989. — 199 с.

5. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.

6. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учеб­но-воспитательном процессе. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особен­ностей личности: 6-38. Исследование психических процессов,


Часть I. Психологическая диагностика

внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагнос­тика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64.)

7. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68-80.)

8. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с.. [Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков: 81 -102. Личностный опросник Бехтеревского ин­ститута (ЛОБИ): 102-115. Исследования интеллекта: 145-155].

9. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216 с.

(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Не­которые методические подходы к исследованию свойств личнос­ти: 173-186).

10. Методики психодиагностики в спорте / Марищук В.Л., Блу-дов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. М., 1984. — 191 с.

11. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Сто­лица. М., 1987. - 304 с.

12. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое по­собие... Балашов, 1992.

13. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психо­метрия. М., 1984. - 151 с.

14. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.

15. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.

[Школьный тест умственного развития (ШТУР): 10-29. Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник са­моотношения: 87-94. Тест-опросник уровня субъективного конт­роля: 94-99]. '

16. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/
Под ред. Е.М. Гуревича. М., 1981. - 232 с.
[Интеллектуальные тесты: 49-79. Диагностирование специаль­
ных способностей и профессиональных достижений: 79-95. Оп­
росники в психологической диагностике личности: 95-107. Диа-


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

гностика структуры личности (к работам Р.Кеттела): 107-119. Психологическое диагностирование межличностных отношений: 167-197).

17. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.

18. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович И.Я. Изучение лич­ности учащегося и ученических коллективов. М, 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12-38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79-97. Изучение потребностей, интересов и склоннос­тей учащихся: 97-113. Изучение ученических коллективов: 146-172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172-178. Изучение положения школьника в систе­ме межличностных отношений: 178-192).

19. ЦветковаЛ.С, Ахутина Т.В., ПылаеваН.М. Методика оцен­ки речи при афазии. М., 1981. — 67 с.

20. Школьный тест умственного развития. М., 1988.

ГЛАВА 6.

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Краткое содержание

Психология и психодиагностика взрослых людей. Отличие психологи­ческих проблем, характерных для жизни взрослых людей, от проблем, свойст­венных детству, отрочеству и ранней юности. Соотношение жизненных перс­пектив: прошлого, настоящего и будущего — в детстве и взрослости. Разли­чия в психологических установках на самопознание у детей и у взрослых лю­дей. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослости. Выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей.

Изучение познавательных процессов у студентов, учителей н родите­лей. Необходимость и возможность ограничения и изменения методик пси-


Часть I. Психологическая диагностика

ностики внимания в студенческом и более старшем возрасте. Особенности пси­ходиагностики памяти и мышления взрослых. Методика «Корректурная про­ба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания. Психодиагностика динамики процесса заучивания. Методика «Педагогические ситуации», ее применение для оценивания педаго­гических способностей.

Изучение личности взрослого человека. Особенности психолого-педа­гогической диагностики личности. Основные блоки методик, предназначен­ных для педагогической психодиагностики личности. Методика оценки са­мочувствия человека. Методика выяснения степени одиночества. Определе­ние смысла существования человека. Методика оценки свободы выбора. Пси­ходиагностика наличия конфликта в половой сфере. Выяснение враждебнос­ти настроя, расхождение между реальным и идеальным Я. Оценка свободы воли. Диагностика чувства беспомощности, неприкаянности (бездомности). Психодиагностика педагогически важных черт характера человека: оптимиз­ма, объективности, независимости и силы воли. Определение способов разре­шения человеком жизненных проблем: уровня субъективного контроля (УСК), выхода из трудных жизненных ситуаций, чувства юмора. Оценка педагогичес­ки значимых мотивов поведения: аффилиации (мотива установления, сохра­нения и укрепления дружеских связей с окружающими людьми) и мотива до­стижения успехов.

Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей. Психологические особенности педагогических межличностных отно­шений. Психодиагностика родительских установок (отношения взрослых к детям). Определение степени удовлетворенности браком. Выяснение склонно­сти и оценка способности быть лидером.

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ВЗРОСЛЫХ

В реальной жизни человека нередко возникает насущная не­обходимость проведения психодиагностики не только детей раз­ного возраста, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные: обращение взрослого человека к профессио­нальному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие той или иной должнос­ти, определение профпригодности человека и просто психоло­гическое самопознание — изучение человеком самого себя. В этой книге нас, естественно, интересуют не все перечисленные слу­чаи жизни, а так называемые педагогические ситуации, связан­ные со сферой образования: обучением и воспитанием детей, пе­дагогическим общением, руководством детскими и педагогически -


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ми коллективами. Активными участниками таких ситуаций, главными исполнителями наиболее важных профессиональных ролей в них являются студенты педагогических учебных заведе­ний, учителя, воспитатели, руководители системы образования, родители.

Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от кото­рых напрямую зависит ее успешность.

Отбирая методы психодиагностики, изложенные в этой гла­ве, мы прежде всего учитывали образовательные роли, выпол­няемые взрослыми людьми, всеми студентами высших педаго­гических учебных заведений, учителями, воспитателями и ро­дителями. Еще до подробного рассмотрения этих методов целе­сообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с пси­ходиагностикой взрослых людей.

Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, младшие школь­ные годы, отрочество и ранняя юность — это четыре периода че­ловеческой жизни, которые отличаются психологическим отсут­ствием для детей и молодых людей прошлого, которое необхо­димо оценивать, планируя настоящее и будущее; не существует для них и будущего, которое обязательно необходимо соотно­сить с настоящим; не существует настоящего, тесным образом связанного с прошлым и с будущим. Три названные составляю­щие человеческой жизни в сознании ребенка, подростка или юно­ши существуют раздельно, каждая как бы сама по себе. Мысли о будущем представляются в основном мечтами, фантазиями и гре­зами, несбыточными и оторванными от жизни зачастую именно потому, что они никак не соотносятся в сознании ребенка с его прошлым и настоящим. То, к чему ребенок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его прошлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему. Живя мечтами о будущем, даже юноши, не го-


Часть I. Психологическая диагностика

воря уже о детях и подростках, мало думают и делают в настоя­щем для того, чтобы будущее стало реальностью. Отсюда — тра­диционная и много веков из поколения в поколения воспроиз­водящаяся проблема малой эффективности попыток убеждения детей в том,,что, например, в школе необходимо хорошо учиться для того, чтобы подготовить свое будущее, что именно для этого в детстве надо стараться всеми возможными способами приоб­ретать как можно больше разнообразных знаний, умений и на­выков, которые могут понадобиться в будущем. И — столь же традиционное непонимание этого со стороны детей, по крайней мере до тех пор, пока они сами не повзрослеют.

Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоя­щее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой. Свое будущее взрослый человек строит, ориенти­руясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, при­нимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему.

Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в ос­новном интересуются своими физическими, волевыми качест­вами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую оче­редь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции. Если главный вопрос в детской самооцен­ке формулируется так: «Каков я в сравнении с моим же идеа­лом?», то основная самооценочная проблема для взрослых зву­чит несколько иначе: «Каков я на самом деле и почему люди от­носятся ко мне именно так?»

Существенно различаются мотивация и эмоции взрослых и детей. Система интересов взрослых людей в основном концент­рируется вокруг двух вопросов: обеспечение материального бла­гополучия и достижение морального удовлетворения от жизни. Последнее многие из взрослых людей получают или за счет за­бот о семье, о близких людях, или за счет трудовой деятельнос-


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ти. В особенности, это относится к людям так называемых твор­ческих профессий, для которых труд зачастую является целью и смыслом их жизни. Мотивация поведения детей главным обра­зом связана с удовлетворением сиюминутных потребностей, а у более старших из них — также с авторитетом и общением со свер­стниками.

Эмоции радости и грусти доминируют в детстве и в то же вре­мя являются в этом возрасте преходящими, почти не оставляя следов в детской душе. Они вызываются главным образом сию­минутными радостями жизни. Детству почти не свойственны та­кие тяжелые человеческие чувства, как одиночество, фрустра­ция, разочарование в жизни, устойчиво плохое самочувствие и настроение. У большинства нормальных, здоровых детей доми­нируют стенические эмоции, в то время как у многих взрослых людей — астенические. Если ребенок является не вполне эмоци­онально уравновешенным, постоянно улыбается и веселится без особых для этого поводов, то это считается вполне нормальным явлением для детства. Но если подобным образом постоянно ве­дет себя взрослый, то его мы воспринимаем как странного челове­ка. Если, напротив, ребенок неизменно печален, грустен, находится в подавленном настроении или просто в течение длительного вре­мени не проявляет никаких стенических эмоций, то у взрослых людей это вызывает обоснованное беспокойство. В то же время постоянное спокойствие, регулярные жалобы на плохое настро­ение и состояние здоровья для взрослых людей считаются нор­мальным явлением. Сделаем из сказанного некоторые выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых лю­дей. Во-первых, эти методы в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, таккак интел­лектуальное развитие к началу взрослости уже практически за­вершено, а личностное и межличностное еще долгое время про­должаются. Что же касается интеллектуального потенциала в пе­риод взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальней­шем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познаватель­ных процессов, должно давать полезную информацию о том, со­храняются ли с возрастом и, если да, то в какой степени те при­родные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве.


Часть I. Психологическая диагностика

Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики прежде всего с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии, и такая пси­ходиагностика проводится, как правило, при профотборе.

Во-вторых, взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Это обусловлено заня­тостью взрослых и наличием у них большего количества разно­образных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназна­ченные для взрослых людей, должны быть жизненно значимы­ми для них и не отнимать слишком много времени. Кроме того, эти тесты не должны касаться тех сторон души человека, кото­рые он хотел бы скрыть от посторонних людей. Ребенка можно заставить принять участие в исследовании, но со взрослым че­ловеком это делать ни по правовым, ни по моральным сообра­жениям нельзя.

В-третьих, дети с большой готовностью, искренним желани­ем участвуют в групповых обследованиях, испытывая вместе с тем значительные психологические трудности при индивидуаль­ном тестировании и самотестировании. Взрослые, напротив, чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотести­рование. Поэтому тесты для взрослых должны выбираться и со­ставляться таким образом, чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно.

В связи с обсуждаемым вопросом коснемся психодиагности­ки людей студенческого возраста. Поскольку многие студенты колледжей, институтов и вузов, особенно на первых курсах выс­ших учебных заведений, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учетом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для-взрослых людей. Человек в этом возрасте еще не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэто­му тестирование студентов может быть психологически более от­крытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как вы­бора предмета и методов исследования, так и определения под­ходящей обстановки для проведения психодиагностического об­следования.


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Для исследования познавательных процессов в студенческом и более старшем возрасте можно использовать те же самые ме­тодики, которые были подробно описаны в предыдущей главе. Однако число их в данном случае можно существенно сократить за счет исключения, например, тех методик, с помощью которых оценивается объем зрительной и слуховой кратковременной и оперативной памяти. Указанные особенности данных видов па­мяти у взрослых людей, как правило, изменяются мало, во вся­ком случае — не улучшаются, если для этого не проводится спе­циальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшать или долгое время поддержи­вать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых — потому, что они, как не­продуктивные (имеется в виду непроизвольная, непосредствен­ная и механическая кратковременная и оперативная память) мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая на­грузка приходится на долговременную память, а также на про­извольную, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память.

В связи со сказанным для оценки состояния памяти взрос­лого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в который фактически одновременно вклю­чены все основные виды памяти и ее процессы.

Примерно то же самое можно сказать и о внимании. В сту­денческом и в более старшем возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагности­ке объема внимания и отдельно оценивать такие свойства вни­мания, как распределение и переключение. Гораздо важнее иметь интегральные характеристики внимания и портативную мето­дику, которая позволяет их оценивать. Желательно, в частности, иметь два комплексных показателя внимания: продуктивность и устойчивость, распределение и переключение. Кроме того, це­лесообразно в методике, оценивающей эти свойства внимания,


Часть I. Психологическая диагностика

заменить стимульный материал, например кольца Ландольта, на буквенный текст, используемый в методике «Корректурная про­ба». Взрослым людям по роду профессиональной деятельности — там, где их внимание играет существенную роль, — чаще всего приходится иметь дело с разного рода буквенными тестами и поч­ти никогда — с кольцами того типа, которые применяются в ме­тодике Ландольта.

Что касается мышления, то для психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне достаточно, на наш взгляд, применить, например, тест Айзенка, фрагменты (подшкалы) которого были описаны в предыдущей главе. Этот тест включает в себя, кроме двух специальных подшкал, представленных в данной книге в комплексе методик для подростков и старших школьников, пять подшкал общего назначения. Поэтому при проведении психо­диагностики интеллекта взрослых людей вполне можно ограни­читься двумя-тремя наугад выбранными общими подшкалами, в частности — теми, которые не вошли в содержание тестирова­ния подростков и старших школьников.

Выбор методов психодиагностики способностей, а также зна­ний, умений и навыков взрослых людей зависит от рода их дея­тельности. Поскольку в данной учебной книге речь идет о педа­гогической деятельности, то мы сочли целесообразным включить в систему психологического тестирования способностей специ­альную методику под названием «Педагогические ситуации». Она позволяет оценивать умение студента, учителя или родите­ля находить педагогически правильные выходы из сложных си­туаций общения с детьми.

Как и во всех предыдущих случаях (психодиагностика до­школьников, младших школьников, подростков и старших школьников), результаты обследования студентов, учителей и родителей рекомендуется систематически вносить в Индивиду­альную карту психологического самоконтроля взрослого чело­века, форма которой приводится в конце этой главы. Порядко­вые номера описываемых далее психодиагностических методик соответствуют порядковым номерам граф в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека.


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

Методика «Корректурная проба»

По процедуре своего применения данная методика мало чем отличается от методики «Кольца Ландольта». Разница между ними состоит лишь в том, что вместо матрицы с кольцами в методике «Корректурная проба» в качестве стимульного материала ис­пользуется лист бумаги среднего книжного формата с рядами строчных букв, расположенных в случайном порядке без интер­валов (табл. 25).

При оценке продуктивности и устойчивости внимания ис­пытуемый получает задание искать и вычеркивать из текста ка­кую-либо букву. Все остальное, включая анализ, оценку и ин­терпретацию результатов, такое же, как в методике Ландольта.

При оценивании с помощью этой методики распределения и переключения внимания испытуемый получает более сложное задание: работая 5 минут, в течение первой минуты искать и за­черкивать две разные буквы, в течение следующей минуты — две другие буквы, в течение третьей минуты — снова две первые, и так далее, чередуясь, вплоть до конца пятой минуты. Таким об­разом, в процессе работы ему постоянно приходится распреде­лять внимание между двумя буквами и, кроме того, через каж­дую минуту переключать его на поиск двух других букв.

Все остальное в этой методике остается таким же, как и в ме­тодике «Кольца Ландольта», за исключением того, что в резуль­тате проведенного обследования вычисляются два показателя, продуктивности и устойчивости внимания, с одной стороны, рас­пределения и переключения внимания, с другой стороны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.