КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НемовКн. 3
Часть I. Психологическая диагностика 17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то б) настоящий руководитель должен только уметь руко 18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными людьми. 19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с а) да, б) нет. 21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему при а) да, б) нет. 22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзь а) дадите возможность принять решение наиболее ком б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем а) да, б) нет. 24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние а) да, б) нет. 25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить а) да, б) нет. 26. Кто, с" вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить а) да, б) нет. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 28. Уважаете ли вы дисциплину? 29. Какой из следующих двух руководителей для вас пред а) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мне 30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мне а) коллегиальный, б) авторитарный. 31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупот а) да, б) нет. 32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоми а) человек с громким голосом, выразительными жестами, б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, за 33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если счи а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение. 34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других лю а) да, б) нет. 35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложе а) да, б) нет. 36. Что бы вы предпочли? а) работать под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без руководителя. 37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы се а) согласен, б) не согласен. 17* 515 Часть I. Психологическая диагностика 38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет. 3 9. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? а) да, б) нет. 40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? а) у меня опускаются руки; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть. 41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна вы а) да, б) нет. 43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реор а) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю. 44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседни а) да, б) нет. 45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть а) да, б) нет. 46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что- а) да, б) нет. 47. Кем вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем. 48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую. 49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важны а) да, б) нет. 50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родит елей Оценка результатов и выводы В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 66,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476,48а, 496, 506. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов. Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату. Для роли педагога лучше всего подходит человек, у которого лидерские склонности выражены средне или сильно, но без диктата. Методика 27. «Эффективность лидерства» Следующий опросник в отличие от предыдущего оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет». Текст опросника 1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новей а) да, б) нет. 2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми? а) да, 6) нет. Часть I. Психологическая диагностика 3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете? а) краткий, ясный, точный; б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом. 4. Разъясняете ли вы другим причины и основания прини а) да, б) нет, 5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно а) да, б) нет. 6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в а) да, б) нет. 7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление а) да, б) нет. 8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь? 9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчинен а) да, б) нет. 10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими а) да, б) нет. 11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом а) да, б) нет. 12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хоро а) да, б) нет. 13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и а) да, б) нет. 14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать а) да, б) нет. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных? а) да, б) нет. 16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? а) да, б) нет. 17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии а) да, б) нет. 18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, а) наедине, б) в присутствии других. 19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, до а) да, б) нет. 20. Доверяете ли вы своим подчиненным? 21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основ а) да, б) нет. 22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каж а) да, б) нет. 23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для плани а) да, б) нет. 24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации? 25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их а) да, б) нет. 26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу? 27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей а) да, б) нет. Часть I. Психологическая диагностика 28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохране а) да, б) нет. 29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? 30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с а) да, б) нет. 31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необхо а) да, б) нет. 32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удов а) да, б) нет. 33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в обще а) да, б) нет. 34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и а) да, б) нет. 35. Уверены ли вы в себе? а) да, б) нет. 36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? а) да, б) нет. 37. Часто ли вы проявляете творчество в работе? а) да, б) нет. 38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на спе а) да, б) нет. 39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии реше а) да, б) нет. 40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если по а) да, б) нет. ■^ef* Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей Замечание. Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты. За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов. Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным. Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный. Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива. Контрольные вопросы 1. Специфика социально-психологических проблем, характерных для взрослых людей в отличие от детей. 2. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослых людей. 3. Особенности психодиагностики познавательных процессов у взрослых людей. 4. Методы изучения внимания взрослых людей. 5. Оценка динамики процесса запоминания у взрослых людей. 6. Оценка педагогических способностей взрослых людей. 7. Что такое педагогическая психодиагностика? 8. Методы психодиагностики состояний личности взрослого человека и выводы о его готовности к педагогической деятельности. 9. Методы психодиагностики черт характера взрослых людей. Часть I. Психологическая диагностика 10. Определение способов решения взрослым человеком жизненных проблем с целью установления его готовности к педагогической работе. 11. Педагогически направленная оценка мотивов поведения взрослого человека. 12. Методы педагогического изучения межличностных установок и отношений взрослых людей. 13. Психодиагностика родительских установок. 14. Определение степени удовлетворенности браком. 15. Выяснение склонности и способности быть лидером. 16. Оценка эффективности стиля руководства людьми. Практические задания 1. Произвести оценку собственных состояний личности: самочувствия, одиночества, смысла существования, свободы воли и выбора, конфликта в половой сфере, враждебности настроя, расхождения между реальным и идеальным Я, ощущения беспомощности и неприкаянности. Сделать из этого выводы о возможности занятий педагогической деятельностью. 2. Произвести психодиагностику следующих черт характера: оптимизма, объективности, силы воли и независимости. 3. Определить способы решения жизненных проблем, включая диагностику уровня субъективного контроля, способов выхода из затруднительных жизненных ситуаций, чувства юмора у двух-трех взрослых людей или студентов. 4. Оценить мотив аффилиации и мотивацию достижения успехов у двух-трех взрослых людей, включенных в педагогическую работу с детьми. 5. Провести психодиагностику родительских установок (отношений), степени удовлетворенности браком у двух-трех родителей благополучных и неблагополучных детей. Сделать педагогические выводы о правильности этих установок и о влиянии удовлетворенности браком на воспитание детей. 6. Выяснить склонность и способность быть эффективным лидером у двух-трех студентов педвуза. Индивидуальная карта психологического самоконтроля взрослого человека Таблица 31
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |