Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об экспериментальной педагогической психологии




С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ

ГЛАВА 1.

ЧТО ТАКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Краткое содержание

Понятие об экспериментальной педагогической психологии. Основные тенденции в развитии современной психологии. Научные и прикладные на­правления психологических исследований. Различие между экспериментально-научной и экспериментально-прикладной психологией. Основные признаки экспериментального психолого-педагогического исследования. Примеры экс­периментальных психолого-педагогических исследований.

Проблемы экспериментальной педагогической психологии. Определение предмета экспериментальной педагогической психологии. Проблема ускоре­ния психологического развития детей. Проблема преодоления кризисов в раз­витии. Проблема выделения сензитивных периодов в развитии и управления ими. Проблема выбора содержания обучения, соответствующего возможностям ребенка, перспективам его развития. Проблема развивающихся методов и средств обучения. Проблема профессиональной психологической подготов­ки и повышения психологической квалификации учителя.

Способы и средства научного решения проблем экспериментальной пе­дагогической психологии. Прикладное теоретическое исследование и приклад­ной психолого-педагогический эксперимент как средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии. Примеры приклад­ных теоретических исследований. Основные признаки научного, эксперимен­тального решения психолого-педагогических проблем. Понятие об актуаль­ности, новизне и практической значимости экспериментально решаемой пси­холого-педагогической проблемы.


Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология

Развитие современной психологической науки характеризу­ется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно рас­ширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. В отличие от прошедших веков не интересы ака­демической науки, а сама жизнь диктует психологии новые про­блемы исследования. Если раньше психология в основном пред­ставляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время бы­стрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии, где также широкое применение находит эксперимент. Однако такой эксперимент ориентирован не на получение так называе­мых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач. К подобного рода экспериментам может быть отнесена, например, опытная проверка ценности и полезности психологических рекомендаций, используемых в практической медицине, образовании, экономике, праве и других областях жизни.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделе­ние развитых отраслей психологии на собственно научные и при­кладные. Научные направления ориентированы на получение тео­ретических знаний, необходимых для общего, принципиально­го решения проблем, связанных с познанием человека, его пси­хологии и поведения. В прикладных отраслях на научной осно­ве ставятся и решаются практические задачи, связанные с со­вершенствованием деятельности человека, улучшением его по­ведения и повышением уровня психологического развития, вы­рабатываются практические рекомендации.

По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической пси­хологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания,


Часть II. Введение в научное психологическое исследование

которые обогащают соответствующую науку, но не всегда нахо­дят практическое применение, а в прикладных психолого-педа­гогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет прежде всего о практике обучения и воспитания детей, под­готовки и повышения квалификации специалистов, в том числе преподавателей, учителей и руководителей системы образования. Основными признаками любого экспериментального психо­лого-педагогического исследования являются следующие:

1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимо­го вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспери­ментального научного исследования.

2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиво­речиво сформулированного предположения о том, как в прин­ципе может быть разрешена проблема.

3. Наличие такого гипотетического решения данной пробле­мы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.

4. Подготовка и проведение научного эксперимента, предназ­наченного для проверки этой гипотезы.

5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с исполь­зованием достоверных и точных методов математической ста­тистики.

Приведем несколько примеров прикладных эксперименталь­ных психолого-педагогических исследований.

Пример 1. Эксперимент, цель которого состоит в том, чтобы найти и практически проверить эффективные психолого-педа­гогические средства ускорения развития ребенка.

Предполагается, что психолог-экспериментатор, наблюдаю­щий за ходом процесса развития детей в сложившихся условиях их обучения и воспитания, сопоставляя это развитие с резерв­ными возможностями ребенка, делает вывод о том, что в сложив­шейся педагогической практике эти возможности используют­ся далеко не полностью. Проанализировав причины такого со-


_____ Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология

стояния дел, исследователь формулирует гипотезу, включающую в себя предположение о характере желательных изменений и их возможном эффекте. Эта гипотеза может, например, содержать в себе утверждение о том, что задуманное (проверяемое в экспе­рименте) изменение условий обучения и воспитания должно бу­дет привести к ускорению психологического развития детей.

Далее, исходя из сформулированной гипотезы, задумывает­ся и проводится эксперимент, направленный на проверку дан­ной гипотезы. Если она подтверждается, то на ее основе делают­ся выводы и даются практические рекомендации по совершен­ствованию обучения и воспитания детей, которые затем внедря­ются в жизнь.

Пример 2. Эксперимент, предполагающий научную провер­ку некоторого нового метода обучения.

Допустим, что, изучив реальное состояние дел в применении на практике различных методов обучения, психолог или педагог делает вывод о том, что сложившиеся методы обучения недоста­точно и не полностью учитывают возможности усвоения детьми полезной учебной информации, что эти методы могут и должны быть существенно улучшены или заменены на более совершенные.

Далее в форме научной гипотезы высказывается предполо­жение о том, каким должен быть более совершенный метод обу­чения, и для проверки правильности данной гипотезы организу­ется и проводится эксперимент. Суть эксперимента может со­стоять в том, чтобы доказать данную гипотезу, т.е. продемонст­рировать, что предложенный новый или измененный старый ме­тод обучения действительно дает в научении лучшие результа­ты, чем до сих пор применяемые методы. Подтверждение этой гипотезы в научном прикладном эксперименте явится основа­нием для дальнейшего внедрения в педагогическую практику но­вого метода обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.