Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогический эксперимент




Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наи­более трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи-экспериментато­ры П. Фресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои техни­ческие требования. Он не терпит спешки, но взамен медлитель­ности и даже некоторой громоздкости дарует радость увереннос­ти, частичной, может быть, но зато окончательной»1.

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его слож­ность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведен­ном эксперименте можно получить наиболее доказательные ре­зультаты, особенно касающиеся причинно-следственных зави­симостей. Однако на пути подготовки и в процессе проведения настоящего эксперимента возникает немало проблем и трудностей, которые приходится преодолевать. Но мы начнем разговор не с них, а с более точного и общего определения экспериментально­го метода в педагогической психологии.

Эксперимент — это особый вид исследования, направленно­го на проверку научных и прикладных гипотез — предположе-

1 Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1. М., 1966. С. 155.


Часть II, Введение в научное психологическое исследование

ний вероятностного характера, требующих строгой логики до­казательства, опирающегося на достоверные факты, установлен­ные в эмпирических исследованиях. Без гипотез нет эксперимен­та, как нет его без убедительного теоретического и статистичес­кого доказательства, отвечающего современным требованиям.

В эксперименте всегда создается некоторая искусственная, или экспериментальная, ситуация, выделяются причины изучае­мых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действия этих причин, выясняются статистические связи меж­ду исследуемым и другими явлениями.

Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:

1. Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследова­ния, проверяемых в нем гипотез.

2. Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвер­дились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

3. Точное определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор и разработка валидных и надежных методов пси­ходиагностики состояний исследуемого объекта и предмета иссле­дования до и после проведения эксперимента.

5. Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

6. Определение подходящей формы представления результа­тов проведенного эксперимента.

7. Характеристика области научного и практического приме­нения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного экспе­римента.

Рассмотрим кратко каждый из этих пунктов.

Под проблемой эксперимента понимается некоторый глобаль­ный, еще не решенный в науке или в практике вопрос.

Целями эксперимента называются те промежуточные и ко­нечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Разница между про­блемой и целью эксперимента состоит в том, что формулировка проблемы обычно является общей, а формулировки целей — до-


_____ Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований __

статочно конкретными. В проблеме лишь указывается на неко­торый трудноразрешимый вопрос, в то время как формулиров­ки целей содержат в себе результаты, которые должны быть по­лучены в процессе решения данной проблемы.

Конечными результатами психолого-педагогического экспе­римента могут быть, например, изменения, которые происходят в интеллекте (познавательных процессах), личности и межлич­ностных отношениях ребенка, ускорение психологического и по­веденческого развития детей, повышение качества обучения и воспитания, расширение и углубление знаний, формирование по­лезных для жизни умений и навыков и др. Целью психолого-педагогического эксперимента может стать все, что хотя бы в ка­кой-то степени способствует улучшению и повышению качест­ва образовательного процесса. В эксперименте может быть не­сколько целей, одни из которых являются промежуточными, а другие — конечными.

Конечная цель эксперимента, как правило, достигается не сра­зу, а через ряд промежуточных этапов. К примеру, если конеч­ная цель заключается в том, чтобы ускорить процесс развития учащихся, то в качестве промежуточных целей могли бы высту­пить следующие:

- оценка наличного уровня психологического развития уча­щихся;

- установление желательного конечного уровня развития учащихся;

- определение средств, с помощью которых можно было бы ускорить развитие учащихся;

- разработка методики практической, экспериментальной ра­боты с детьми с целью ускорения их развития;

- выбор психодиагностических методов, посредством кото­рых можно установить, действительно ли ускорение процесса психологического развития имело место.

Задачи в отличие от целей представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения иссле­дования. Допустим, что психолог-экспериментатор ставит перед собой конечную цель добиться ускорения процесса умственного развития детей в начальных классах школы. Имея в виду необ-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.