КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы табличного и графического представления результатов эксперимента 2 страница
Часть II. Введение в научное психологическое исследование случае степенью свободы будет число, равное и — 2, где п — количество данных в коррелируемых рядах.) Заметим, что значимость коэффициента корреляции зависит и от заданного уровня значимости или принятой вероятности допустимой ошибки в расчетах. Если, к примеру, коррелируется друг с другом два ряда цифр по 10 единиц в каждом и получен коэффициент корреляции между ними, равный 0,65, то он будет значимым на уровне 0,95 (он больше критического табличного значения, составляющего 0,6319 для вероятности допустимой ошибки 0,05, и меньше критического значения 0,7646 для вероятности допустимой ошибки 0,01). Метод множественных корреляций в отличие от метода парных корреляций позволяет выявить общую структуру корреляционных зависимостей, существующих внутри многомерного экспериментального материала, включающего более двух переменных, и представить эти корреляционные зависимости в виде некоторой системы. Один из наиболее распространенных вариантов этого метода — факторный анализ — позволяет определить совокупность внутренних взаимосвязей, возможных причинно-следственных связей, существующих в экспериментальном материале. В результате факторного анализа обнаруживаются так называемые факторы — причины, объясняющие множество частных (парных) корреляционных зависимостей. Фактор — математико-статистическое понятие. Будучи переведенным на язык психологии (эта процедура называется содержательной или психологической интерпретацией факторов), он становится психологическим понятием. Например, в известном 16-факторном личностном тесте Р. Кеттела, который подробно рассматривался в первой части книги, каждый фактор взаимно однозначно связан с определенными чертами личности человека. С помощью выявленных факторов объясняют взаимозави-. симость психологических явлений. Поясним сказанное на примере. Допустим, что в некотором психолого-педагогическом эксперименте изучалось взаимовлияние таких переменных, как характер, способности, потребности и успеваемость учащихся. Предположим далее, что, оценив каждую из этих переменных у Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных достаточно представительной выборки испытуемых и подсчитав коэффициенты парных корреляций между всевозможными парами данных переменных, мы получили следующую матрицу интеркорреляций (в ней справа и сверху цифрами обозначены в перечисленном выше порядке изученные в эксперименте переменные, а внутри самого квадрата показаны их корреляции друг с другом; поскольку всевозможных пар в данном случае меньше, чем клеток в матрице, то заполнена только верхняя часть матрицы, расположенная выше ее главной диагонали). Анализ корреляционной матрицы показывает, что переменная 1 (характер) значимо коррелирует с переменными 2 и 3 (способности и потребности). Переменная 2 (способности) достоверно коррелирует с переменной 3 (потребности), а переменная 3 (потребности) — с переменной 4 (успеваемость). Фактически из шести имеющихся в матрице коэффициентов корреляции четыре являются достаточно высокими и, если предположить, что они определялись на совокупности испытуемых, превышающей 10 человек, — значимыми. Зададим некоторое правило умножения столбцов цифр на строки матрицы: каждая цифра столбца последовательно умножается на каждую цифру строки и результаты парных произведений записываются в строку аналогичной матрицы. Пример: если по этому правилу умножить друг на друга три цифры столбца и строки, представленные в левой части матричного равенства, то получим матрицу, находящуюся в правой части этого же равенства: Часть II. Введение в научное психологическое исследование Задача факторного анализа по отношению к только что рассмотренной является как бы противоположной. Она сводится к тому, чтобы по уже имеющейся матрице парных корреляций, аналогичной представленной в правой части показанного выше матричного равенства, отыскать одинаковые по включенным в них цифрам столбец и строку, умножение которых друг на друга по заданному правилу порождает корреляционную матрицу. Иллюстрация: Здесь xv ху х3 и хА — искомые числа. Для их точного и быстрого определения существуют специальные математические процедуры и программы для ЭВМ. Допустим, что мы уже нашли эти цифры: хх = 0,45, х2= 0,36 х3 - 1,12, х4 = 0,67. Совокупность найденных цифр и называется фактором, а сами эти цифры — факторными весами или нагрузками. Эти цифры соответствуют тем психологическим переменным, между которыми вычислялись парные корреляции. хх — характер, х2 — способности, х3 — потребности, х4 — успеваемость. Поскольку наблюдаемые в эксперименте корреляции между переменными можно рассматривать как следствие влияния на них общих причин — факторов, а факторы интерпретируются в психологических терминах, мы можем теперь от факторов перейти к содержательной психологической интерпретации обнаруженных статистических закономерностей. Фактор содержит в себе ту же самую информацию, что и вся корреляционная матрица, а факторные нагрузки соответствуют коэффициентам корреляции. В нашем примере х3 (потребности) имеет наибольшую факторную нагрузку (1,12), а х, (способности) — наименьшую (0,36). Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных Следовательно, наиболее значимой причиной, влияющей на все остальные психологические переменные, в нашем случае являются потребности, а наименее значимой — способности. Из корреляционной матрицы видно, что связи переменной х3 со всеми остальными являются наиболее сильными (от 0,40 до 0,75), а корреляции переменной х2 — самыми слабыми (от 0,16 до 0,40). Чаще всего в итоге факторного анализа определяется не один, а несколько факторов, по-разному объясняющих матрицу интеркорреляций переменных. В таком случае факторы делят на генеральные, общие и единичные. Генеральными называются факторы, все факторные нагрузки которых значительно отличаются от нуля (нуль нагрузки свидетельствует о том, что данная переменная никак не связана с остальными и не оказывает на них никакого влияния в жизни). Общие — это факторы, у которых часть факторных нагрузок отлична от нуля. Единичные — это факторы, в которых существенно отличается от нуля только одна из нагрузок. На рис. 75 схематически представлена структура факторного отображения переменных в факторах различной степени общности. Рис. 75. Структура факторного отображения взаимосвязей переменных. Отрезки, соединяющие факторы с переменными, указывают на высокие факторные нагрузки Часть II. Введение в научное психологическое исследование Результаты психолого-педагогического эксперимента, или психологического тестирования, кроме их текстового описания, можно представить в виде таблиц, схем, графиков, рисунков и т.п. Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и по вертикали наборы количественных и качественных данных, заключенных в рамки или без них. Таблицы могут иметь и не иметь названия, подзаголовки, указывающие на то, какие данные в них содержатся. Таблицы строятся и оформляются не произвольно, а в соответствии с определенными правилами. Рассмотрим эти правила. Таблицы, если их более двух-трех в тексте, нумеруются. Слово «таблица» обычно пишется справа или в середине вверху над таблицей. Непосредственно под ним располагается, если оно есть, название таблицы. Иногда для этого делаются примечания, касающиеся некоторых особенностей материала, содержащегося в таблице. Такие примечания помещаются, как правило, непосредственно под таблицей. Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах, а также рубрикацию по строкам, где обозначены особенности представляемого материала. Рассмотрим в качестве примеров формы и способы построения типичных таблиц: - не имеющей названия, без общего заголовка и примечаний (табл. 36); - разграфленной, с названием и заголовком (табл. 37); - разграфленной, с названием, заголовками и примечанием (табл. 38). В таблице, построенной по образцу табл. 36, нет общего заголовка, который объединил бы названия всех столбцов, а есть только названия частных подзаголовков, относящиеся к отдельным столбцам. Нет также общего названия таблицы, так как содержание представленных в ней данных ясно само по себе. Имеются названия отдельных строк таблицы — без них было бы непонятно, что характеризуют собой цифры, имеющиеся в строках Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных Таблица 36
таблицы. Подобного рода таблицы рекомендуется строить тогда, когда общее количество данных, представляемых в столбцах и строках таблицы, относительно невелико (не более четырех различных видов данных по столбцам и строкам, т.е. не более четырех столбцов и четырех строк). Во всех других случаях рекомендуется строить разграфленные таблицы с названиями, общими и частными подзаголовками (табл. 37). Таблица 37 Результаты обследования шестилетних и семилетних детей с точки зрения их психологической готовности к обучению в школе (данные представлены в десятибалльной шкале оценок)
Часть II. Введение в научное психологическое исследование В тех случаях, когда в таблице необходимо представить очень большое количество данных, которые невозможно полностью описать в подзаголовках столбцов или строк из-за громоздкости самих названий, обращаются к таблицам третьего типа (табл. 38), где соответствующие названия закодированы, а их расшифровка дается в примечании к таблице. Таблица 38 Данные комплексного обследования детей из X классов средней школы
Примечание. А — Иванов, Б — Петров, В — Сидоров,...; I — социально-демографические данные о детях; II — успеваемость по отдельным предметам. III — данные о психологическом развитии; 1 — возраст, 2 — пол, 3 — социальное происхождение, 4 — место жительства, 5 — математика, 6 — физика, 7 — история, 8 — география, 9 — внимание, 10 — память, 11 — мышление, 12 — речь. Другой способ представления экспериментальных данных — графический. График на плоскости представляет собой некоторую линию, которая изображает зависимость между двумя переменными, а график в пространстве — плоскость, представляющую зависимость между тремя переменными. При использовании двумерного графика по горизонтальной линии на плоскости обычно размещают независимую переменную — ту, которая изменяется по намерению экспериментатора и рассматривается в качестве возможной искомой причины. По вертикали располагают зависимую переменную — ту, которая является или рассматривается в качестве предполагаемой причины. Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных Рис. 76. График зависимости между способностями и успеваемостью учащихся1. Рис. 77. Трехмерное распределение экспериментальных данных. По оси X — уровень эмоционального возбуждения, по оси У— уровень тревожности, по оси Z — продуктивность деятельности. Часть II. Введение в научное психологическое исследование Если речь идет о трехмерном, пространственном графике, то по линиям X и Yb его горизонтальной плоскости чаще всего размещают независимые, а по линии Z в вертикальной плоскости — зависимую переменную. Однако могут быть отступления от этого правила. Они имеют место, например, тогда, когда в эксперименте изучаются одна независимая и две зависимые переменные. В этом случае данные, касающиеся независимых переменных, размещаются вдоль вертикальной оси X, а данные, относящиеся к зависимым переменным, — вдоль осей Y и Z.
Рис. 78. Виды гистограмм «а плоскости. А — гистограмма распределения оценок в классе. Б — гистограмма распределения показателей готовности детей разного возраста к обучению в школе. Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных Рассмотрим два примера. На рис. 76 представлен плоскостной, а на рис. 77 — пространственный графики. Графики могут строиться по отдельным точкам (рис. 76) или представлять собой непрерывные линии (плоскости, рис. 77). Особую разновидность графических изображений экспериментальных результатов представляют собой гистограммы. Это столбчатые диаграммы (рис. 78), состоящие из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой. Их высота отражает степень или уровень развитости того или иного качества у испытуемого. Цифры, указывающие на частоту встречаемости качества в выборке испытуемых, размещаются или внутри столбцов гистограммы, или над ними, или по вертикальной оси графика. Иногда для наглядности, особенно в том случае, если гистограмма соответствует трехмерному пространству, ее изображают как объемную (рис. 79). Контрольные вопросы 1. Для чего необходима математико-статистическая обработка экспериментальных данных? 2. Классификация методов математической статистики и их назначение. 3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия? 4. Каким образом определяются мода и медиана, какой цели они служат? 5. Для чего необходимо знать эмпирическое распределение экспериментальных данных? 6. Что такое интервал и с какой целью совокупность выборочных данных разделяют на интервалы? 7. Методы вторичной статистической обработки экспериментальных данных. 8. Что такое критерий Стъюдента и в каких случаях он применяется? 9. Что такое критерий Фишера?
10. Что такое критерий х2? 11. Понятие о корреляции. 12. Коэффициент линейной корреляции. 13. Коэффициент ранговой корреляции. 14. Понятие о факторном анализе и его назначение. Часть II. Введение в научное психологическое исследование 15. Общее представление о регрессионном исчислении. 16. Способы графического представления экспериментальных данных. 17. Способы табличного представления экспериментальных данных. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: (Корреляционные исследования: 378-424.) 2. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М., 1976. (Что такое статистика: 37-39. Нормальная кривая и нормальное распределение: 63-71. Арифметическое среднее и стандартное отклонение: 72-79. Медиана и мода: 91-94. Распределение Стъюдента: 129-136. Хи-квадрат распределение: 136-150. Распределение Фишера: 150-153. Сравнение двух выборочных дисперсий из нормальных совокупностей: 241-245. Сравнение двух выборочных средних из нормальных совокупностей: 245-270. Проверка распределений по хи-квадрат критерию согласия: 295-296. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена: 368-372. Оценивание прямой регрессии: 371-381. Проверка равенства нескольких дисперсий: 448-453). 3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., (Измерение в психодиагностике: 13-20. Корреляция и факторный анализ: 20-33.) 4. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и П. (Измерение в психологии: 197-229. Проблема надежности измерения: 229-231). 5. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. [Методы психологии (с элементами математической статистики): 20-39]. 6. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном (Основные математические процедуры психодиагностического исследования: 35-51.) ________ Глава 4. Проведение экспериментального исследования _____ Глава 4. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Краткое содержание
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |