КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практические рекомендации и программа их внедрения 2 страница
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - тот объект, на котором проводится научное исследование. Объектом психологического исследования, например, является человек или группа людей. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ — класс или классы объектов, явлений и т.п., к которым относится или которые включает в себя данное понятие. ОДНОЗНАЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ — способность методики отражать в своих показателях только то явление, для диагностики которого она предназначается. Если признаки, используемые в методике для выводов об уровне развития психологического свойства, отражают не только данное, но и другие свойства человека, то соответствующая методика не считается однозначной. ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — требование, предъявляемое к научным понятиям. О. понятия предполагает указание на конкретные операции или действия, выполнив которые, человек может убедиться в том, что данное понятие не является пустым, т.е. в том, что включенные в него явления действительно существуют. ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закон, в соответствии с которым сила ощущения, возникающего у человека под воздействием некоторого стимула, пропорциональна ло- ______________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика _________________ гарифму величины стимула, выражаемой в физических единицах. Формула О.п.з. выглядит следующим образом: S = k-lgl+c, где S — сила измеряемого ощущения, / — величина воздействующего на орган чувств человека стимула, k, с — постоянные величины, зависящие от органов чувств. ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА —величина, значения которой не остаются постоянными и изменяются от опыта к опыту. П.в. может принимать различные значения. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - предварительное исследование некоторой проблемы, направленное на проверку правильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез и методик, плана и программы. В П.и. уточняются детали будущего эксперимента, поэтому такое исследование иногда называют пробным. ПОДШКАЛА ТЕСТА — относительно самостоятельная часть психологического теста, предназначенная для оценки или измерения одного из нескольких психологических свойств, изучаемых при помощи данного теста. ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - процесс и результат приобретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение представителей данного пола. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ - специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции (см.) и психологического консультирования (см.), связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — сторона объекта исследования (см.), которая в данном случае изучается. Например, объектом исследования может быть человек в целом, а предметом исследования — особенности его внимания. ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА — игра ребенка с материальными предметами или их заменителями, подчиненная культурно-историческим особенностям данного предмета, его назначению в жиз- Словарь основных терминов ни людей. Например, игра с книгой как с источником и хранителем информации будет предметной, а игра с той же самой книгой, где она используется в качестве подставки, не будет предметной. ПРОБЛЕМА — сложный, требующий решения научный или практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными. П. — это вопрос, который все еще стоит на повестке дня и требует своего решения. ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ - психологические тесты (см.), основанные на получении информации о человеке на базе механизма проекции — не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств человека. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - подготовка человека к овладению той или иной профессией и выполнению на достаточно высоком уровне соответствующей профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - отбор людей по психологическим и другим качествам, необходимым для овладения и успешного выполнения той или иной профессиональной деятельности. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — психологические тесты, основная задача которых состоит в изучении познавательных и других психологических процессов. В П.т. используются данные о психических процессах для выводов о состоянии и свойствах человека. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - область деятельности практического психолога (см.), связанная с оказанием психологической помощи людям в форме консультаций и советов. ПСИХОТЕРАПИЯ — область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия ______________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3, Психодиагностика _________________ на больных людей с целью избавления их от разного рода заболеваний. П. — сфера деятельности, пограничная между медициной и психологией (см. также психокоррекцию). РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ — метод математической статистики, позволяющий свести множество частных зависимостей между отдельными значениями переменных к их непрерывной линейной зависимости. В результате Р.а. получают прямую линию, которая наилучшим образом иллюстрирует (аппроксимирует — говоря математическим языком) общий характер зависимости между изучаемыми переменными величинами. РЕЛЕВАНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - характеристики ситуации тестирования, от которых непосредственно зависят его результаты. Р.х.с.п.т. включают в себя восприятие испытуемым ситуации тестирования, целей и задач тестирования, личности экспериментатора и его поведения и др. РЕФЕРАТ — краткое изложение совокупности идей, содержащихся в том или ином тексте или в нескольких текстах: книгах, статьях, докладах и т.п. РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, на которую ориентируется человек, в которой он заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы, правила поведения. Р.г. в значительной степени определяет психологию и поведение того человека, для которого она является референтной. РЕФЛЕКСИЯ — сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Р. — это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения. СИСТЕМА — сложно организованный объект, состоящий из множества более или менее устойчивых элементов, взаимосвязанных друг с другом. Создание, функционирование и развитие С. подчиняется'особым законам, не сводимым и не выводимым из законов функционирования отдельных элементов или частных связей между ними. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ — совокупность признаков, выделяемых данным понятием в тех классах объектов, к которым оно относится (см. также объем понятия). Словарь основных терминов СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — система норм, форм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или в социальной группе (см.) определенное положение. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или к чему-либо. Су. включает в себя три компонента: когнитивный (знания), эмоциональный (переживания) и поведенческий (действия), которые в целом и определяют отношение к соответствующему объекту. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ТЕСТА - изменение, приспособление данного теста, созданного в одной стране, культуре или эпохе, к другим социальным условиям, где он применяется впервые. С.а.т. включает в себя как изменение самих тестовых заданий, так и уточнение норм. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА- название методики, предназначенной для выявления, анализа, табличного, графического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе (см.). СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - стандартизированная социометрическая методика (см.), имеющая установленные, проверенные нормы и стандартизированную процедуру ее практического использования. СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - проводимое в научных целях наблюдение за поведением людей, предполагающее наличие определенной схемы наблюдения, в которой отражено то, что нужно наблюдать, каким образом вести наблюдение и представлять его результаты. СТАТИСТИКА — термин, имеющий два основных значения: а) область математических или практических знаний, в которой представлены способы статистического анализа или обобщенные количественные данные о чем-либо; б) частный показатель, с помощью которого эти данные представляются. СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и работоспособность. СУБТЕСТ — часть психологического теста или его подшкала (см.), имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или иное отдельное свойство. ____________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика ___________ ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ — аспект проблемы (см.), вопрос, который специально изучается в данном конкретном исследовании. ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) -тест проективного типа, созданный американским психологом Г. Марреем. Основу ТАТ составляет серия сюжетно неопределенных картинок, на которых представлены люди в малопонятных ситуациях. Испытуемые по этим картинкам пишут связные рассказы-сочинения, анализ которых позволяет судить о психологии самих испытуемых. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ - раздел современной математики, рассматривающий случайные величины, а также законы, характеризующие множества и отношения случайных величин. ТЕСТ — стандартизированная методика психологического исследования, предназначенная для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентацией на установленные нормы оценок. ТЕСТИРОВАНИЕ — процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека. ТЕСТ КЕТТЕЛА — методика, разработанная англо-американским психологом Р. Кеттелом и предназначенная для выявления количественной оценки 16 различных черт личности человека (факторов — см.). ТЕСТ РОРШАХА— методика психодиагностики личности, разработанная немецким ученым Роршахом для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека. Т.Р. представляет собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации. ТЕСТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА (СПСК) - методика, предназначенная для оценки уровня социально-психологического развития малой группы, как коллектива, с представлением в виде индексов и диаграммы системы существующих в нем коллективистских отношений. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — группа психологических тестов, в основу которых положена оценка практических достижений Словарь основных терминов человека в тех или иных видах деятельности, а также в решении различных задач. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА— группа психологических тестов, предназначенных для изучения мышления человека и количественной оценки уровня его интеллектуального развития. ТЕСТЫ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ - психологические тесты, предназначенные для диагностики устойчивых состояний и свойств человека как личности. ТОЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ -способность данной методики достаточно точно оценивать степень развития у человека тех психологических качеств, для диагностики которых она предназначена. Чем больше различных градаций уровня развития данных качеств позволяет получать методика, тем она точнее. ТРЕВОЖНОСТЬ — психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Т. может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности. Соответственно, различают ситуативную и личностную Т. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК) - способность человека контролировать себя и свое поведение, управлять всем этим, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него. ФАКТОР — математико-статистическое понятие, означающее общую причину многих случайных изменений совокупности переменных величин, событий и т.п. Ф. выявляется при помощи специальной математической процедуры, называемой факторным анализом (см.). ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — процедура или метод математической статистики, основанный на анализе корреляций случайных величин и направленный на то, чтобы выявлять группы случайных величин, взаимно коррелирующих друг с другом. Мате-матико-статистическая основа выявляемых таким образом корреляций называется фактором (см.). ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально-отрицательное переживание человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, сопровождаемое чувством безысходности, тщетности прилагаемых усилий. ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика Х2-КРИТЕРИЙ — математико-статистический критерий, на основе которого судят о статистической значимости связей, существующих между двумя или несколькими переменными, часть которых рассматривается как причина, часть — как следствия наблюдаемых изменений. ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ — устойчивые индивидуальные психологические свойства человека, характеризующие его как личность. Ч.л. могут служить определениями характера, мотивами поведения и т.п. ЭКСПЕРИМЕНТ — метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными. ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА — технически осуществленная запись электрической активности сердечной мышцы в течение определенного промежутка времени, сделанная с помощью специального прибора, называемого электрокардиографом. ЭЛЕКТРОМИОГРАММА — запись электрической активности скелетных мышц, осуществленная посредством устройства, называемого миографом. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА - запись электрической активности мозга человека или его отдельных участков, выполненная в течение некоторого промежутка времени при помощи прибора, именуемого электроэнцефалографом. ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............................................................................... 3 Часть I. Психологическая диагностика Глава 1. Введение в психодиагностику............................................... 6 Общее представление о психодиагностике.................... 7 Из истории психодиагностики....................................... 14 Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19 Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования...................................... 26 Общая характеристика методов психодиагностики..... 26 Методы психодиагностики, их классификация............. 33 Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.................................................. 42 Тесты и тестирование..................................................... 47 Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста.... 56 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста.......................................... 57 Методы диагностики познавательных процессов дошкольников................................................................. 62 Методы диагностики восприятия.................................. 65 Методы диагностики внимания...................................... 73 Методы диагностики воображения............................... 83 Методы диагностики памяти.......................................... 88 Методы диагностики мышления................................... 96 Методы диагностики речи.......................................... 116 Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников.......... 123 Методы изучения межличностных отношений......... 144 Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников..................................................... 148 Итоговая, интегральная характеристика уровня ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников.................... 156 Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста................................................................................................... 157 Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов......................................................... 164 Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу.................................................. 173 Методы диагностики памяти........................................................... 179 Методы изучения воображения....................................................... 193 Методы психодиагностики мышления младшего школьника........................................................................... 198 Методы оценки уровня развития речи у младших школьников....................................................................... 216 Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников....................................................................... 223 Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста........................................................ 259 Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей.................. 270 Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста....................................................................... 270 Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте.......................................... 277 Методы оценки мышления у подростков и старших школьников....................................................................... 281 Методы диагностики личности........................................................ 321 Методы изучения межличностных отношений.......................... 380 Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей......................................................................... 411 Психология и психодиагностика взрослых.................................. 412 Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей.......................................................................... 417 Методы изучения личности взрослого человека......................... 452 Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем............................................................................ 479 Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей.............................. 502 Содержание
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |