Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального. 1 страница




Некоторые тенденции развития философии. Современная философия ориентирует человечество не на изменение мира, а на сохранение цивилизации становится экологически ориентированной, общечеловеческой. Кроме того, философия активно участвует (опосредованно) в социально-политической жизни своего времени, что свидетельствует о политизации философии.

Философия ХХ в. характеризуется плюрализмом, стремлением создать целостное учение на основе решения различных проблем. Происходит сближение восточного и западного мышления рационального и иррационального, научного и вненаучного подходов (например, сближение неотомизма и социал-демократических концепций). В философии и науках утверждается «антропный принцип».

 

Тема: ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

1. Природа в истории философской мысли.

2. Природа как объект философского осмысления.

3. Природа живая и неживая. Жизнь как ценность.

4. Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии.

 

Природа - одна из сфер бытия, значительная часть материальной объективной реальности.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Платон, Аристотель, Гиппократ, Геродот).

В средневековой христианской культуре природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился в качестве образа и подобия Бога. Выступая как венец творения и царь природы, человек возвышался над нею. Считалось, что в природе воплощен божественный план. Следовательно, чтобы восславить мудрость творца и прочесть книгу природы, необходимо ее изучить. Такой вывод сыграл роль в возникновении естествознания. Продолжалось укрепление концепции географического детерминизма (Ш.Монтескье и др.). Ш.Монтескье (1689-1755) провозглашал, что власть климата сильнее всех властей. Климат определяет законы, обычаи, сознание человека.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту, источник радости, наслаждения. Подчеркивалось единство человека и природы. “Человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может - даже в мысли - выйти из природы”1. В своем познании природы, полагал Гольбах, человек должен опираться на наблюдения и опыт.

“Географическое” направление в Новое время было выражено во взглядах Тэна, Тюрго, Ренана, Бокля, Бэра. Среди важнейших факторов общественного развития Г.Т.Бокль (1821-1862) назвал пищу, климат, почву и общий вид природы, т.е. ландшафт. В период становления промышленного капитализма целью науки и техники провозглашается господство над природой (Ф.Бэкон). Покорительное отношение к ней выражено словами тургеневского героя Базарова: “Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Проблема природы широко обсуждалась в немецкой классической философии. И.В.Гете (1749-1832) был убежден в объективном характере законов природы.

Ф.В.Шеллинг утверждал идею продуктивности, “абсолютной деятельности” природы, писал о ступенях природы как о ступенях восхождения форм, о многообразии причин в природе.

Гегель писал, что “природа есть в себе некое живое целое”, восходящее “по ступеням развития”, “природа рассматривается как свободная в ее собственной жизнедеятельности”2. Энгельс считал великой заслугой немецкого философа то, “что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса...”3. Это следует из того, что природа у Гегеля выступает ступенью самопознающего и саморазвивающегося, по законам логики, понятия.

Согласно материалистическому воззрению Л.Фейербаха, природа (в единстве с человеком) имеет основания “не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах и причинах”4.

Одним из представителей географического направления является Л.И.Мечников (1838-1888). Он предпринял попытку рассмотреть стартовые позиции развития цивилизаций в зависимости от особенностей гидросферы. В.О.Ключевский рассуждал о влиянии рек на общественную жизнь восточных славян.

Проблему единства человека с космосом, космического масштаба человеческой деятельности обсуждали космисты XIX-XX вв. Одна ветвь русского космизма опиралась на фантастику и теологию (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев). Другая связана с прогрессом естествознания. Человеческая культура - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу. Современный человек, по мнению К.Э.Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. В.И.Вернадский писал о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Ноосфера, по Вернадскому, – среда обитания человечества, управляемая научным разумом, качественно новый этап в эволюции нашего космического дома. Основным фактором эволюции биосферы, ее перехода в ноосферу является человек. А.О.Чижевский указывал на зависимость различных видов творческой деятельности человека от циклов солнечной активности.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении диалектического противоречивого единства названных элементов системы5. Энгельс указывал на целенаправленный характер воздействия общества на природу6.

Маркс выделял в естественной среде обитания человека: а) естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т.д.); б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.). Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, второй - для высокоразвитого общества. Маркс конкретизировал влияние природных условий на историческое развитие, на возникновение общественно-экономических формаций, выделяя значение дифференцированности, разнообразия естественных условий для общественного разделения труда и соответственно для умножения человеческих потребностей и способностей7.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, пока мы неразумны. “Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача...”8. На заре ХХ в. природа рассматривалась А.А.Богдановым как великий враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека, борющегося со слепыми силами стихийности. По мнению ученого, жажду избавления от античеловеческих случайностей приходится ограничивать рамками экологического императива. Необходимым дополнением “товарищеского сотрудничества” становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

В методологическом плане недопустимо преувеличение роли природы (это особенно характерно для возникшей в XIX в. геополитики, например, расизм). Еще более некорректна недооценка географических факторов. Ведь чем более развитым становится общество, тем больше оно окружает себя второй, искусственной природой.

Во второй половине ХХ в. утверждается представление о необходимости ограничивать бесконтрольное и непродуманное употребление научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями (идея коэволюции).

Природа - совокупность естественных условий существования человечества, окружающий человека динамический мир во всем многообразии своих проявлений. Природа существует по своим собственным, независимым от человека основаниям и законам. Культура как нечто противоположное природе выступает как освоенная, возделанная, преобразованная человеком природа.

Человек противостоит природе, одновременно он - ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой.

Природа для человека:

1) естественное условие его существования (Сент-Экзюпери образно сказал, что все земляне - экипаж одного корабля);

2) поле для преобразования;

3) объект познания;

4) момент оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т.д.;

5) объект для проявления ответственности за сохранение той части природы, которая включена в орбиту человеческой деятельности.

Г.Торо (1817-1862) утверждал, что нравственное очищение возможно при условии постоянного контакта человека с природой. А.Швейцер (1875-1965) призывал к “благоговению перед жизнью”. М. Хайдеггер выделял утилитарное и бескорыстное отношение к природе, видел в ней прекрасное.

По отношению к природе наметилось несколько подходов (дилемм)9.

Подход первый: а) природа уступает культуре как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное. Отсюда вытекает необходимость господства человека над природой; б) природа - образец совершенства, превосходит культуру, поэтому человек должен учиться у природы, подчиняться ей.

Подход второй: а) природа - царство стихийных сил, хаоса, неподконтрольного разумению; б) в природе господствует естественная необходимость, и нет места своеволию.

Сформулированные положения истины во взаимодополняемости, в мере проявления.

Понятие “природная среда” (природа) не тождественно с понятиями “окружающая среда”, “естественная среда”, “географическая среда”. В окружающую среду помимо природных включаются социальные, культурные, социально-психологические факторы, традиции, условия формирования индивида и общества. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу: материальные условия жизнедеятельности человека; исходный объект производства; объект эстетического и нравственного отношения. Географическая среда охватывает поверхность Земли. Это подсистема естественной среды обитания человека. Ныне в среду непосредственного контакта общества с природой входит “ближнее” космическое пространство. Сбываются прогнозы космистов о преодолении людьми границ географической оболочки, о расширяющихся возможностях человека в освоении природы.

Результатом производства является искусственная среда обитания, “вторая природа”. Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Масса живых организмов, существующих в естественных природных условиях, еще не подвергшихся очеловечиванию, - биомасса. Сейчас искусственная среда обитания на Земле значительно превосходит естественную среду. Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры, создаются искусственные водохранилища, изменяется атмосфера, климат и т.д.

Представления о живом прошли этапы анимизма (считалось, что человек, животное, растение и т.д. имеют душу и живы до тех пор, пока душа не расстается с телом), гилозоизма (живым считали все, что есть, существует) и тотемизма (отождествление жизни человека и животных).

В Библии разграничивалось живое и неживое, живое творилось после создания неодушевленной материи. Некоторые идеалистические течения полагали, что Бог “вдувает” жизненную силу в неживую материю.

Метафизические материалисты указывали на самозарождение жизни в результате стечения случайных счастливых обстоятельств. Однако опыты Пастера в XIX в. показали, что если питательный раствор герметически закупорить, то произвольного самозарождения не происходит. Г.Гельмгольц высказал гипотезу о том, что жизнь зародилась от метеоритов. Аррениус полагал, что споры бактерий, благодаря действию светового давления, были занесены на Землю вместе с космической пылью. Предположения Гельмгольца и Аррениуса можно подвергнуть сомнению, т.к. космические лучи убивают живое, а Земля защищена от них атмосферой. Вместе с тем, представления о жизни как стадии в эволюции не только нашей планеты, но и космоса (К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского) продуктивны. Актуальна идея жизни (В.И.Вернадского) как фактора планетарного и космического порядка и ответственности наделенного разумом человека за сохранение жизни.

Возникновение земной жизни - закономерный результат предшествующей эволюции нашей планеты. Современная наука называет стадии зарождения живого: появление химических и углеродистых соединений, белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки, которые обладали первыми примитивными признаками жизни; возникновение белковых тел; появление одноклеточных и многоклеточных организмов. Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд. лет назад. 2 млрд. лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера. Понятие “биосферы”, т.е. “области жизни”, введено в биологию Ламарком в начале XIX в., а в геологию - Э.Зюссом в конце XIX в.

Известно, что предками человека были гоминиды, принадлежащие к отряду приматов. Возникновение человека положило начало формированию ноосферы, сферы разума. В 30-е гг. ХХ в. это понятие ввел Леруа. Оно было углублено Тейяром де Шарденом и В.И.Вернадским. Последний трактовал ноосферу с материалистических позиций. Ноосфера (в переводе с греческого – сфера разума) – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития, является высшей стадией биосферы (планетарной оболочки: живые организмы и неживые вещества, охваченные живым), имеет тенденцию к постоянному расширению. Человечество, вооруженное научной мыслью, превращается в ведущую силу, определяющую эволюцию нашей планеты.

От молекулы и клетки до биосферы в целом осуществляется работа самоорганизации: в живой природе постоянно происходят процессы, ведущие не только к повышению, но и к понижению уровня организованности, – процессы отмирания, распада, разложения и т.п., т.е. деградации органической материи. В целом жизнь можно охарактеризовать как борьбу организованности, порядка с хаосом.

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т.е. являются открытыми системами. При этом живому, в отличие от неживых систем, присуща способность к упорядочению, к созданию порядка из хаоса, т.е. способность противодействия возрастанию энтропии.

Направление междисциплинарных исследований, объект которого – процессы самоорганизации в открытых системах природы, называется синергетика (И.Пригожин). Э то новое комплексное направление, которое, распространяя понятия информации и самоорганизации на неживую природу, пытается ответить на вопрос, как и за счет чего последняя в процессе эволюции перерождается в живую. Синергетика как подход к пониманию развития открытых нелинейных систем, как особый стиль мышления основана на идеях системности (целостности) мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности (многовариантности и необратимости), глубокой взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Как новую парадигму мышления синергетику можно охарактеризовать тремя ключевыми идеями: нелинейность, самоорганизация, открытые системы.

Ценность жизни понимается в разных подходах: а) как “благоговение” перед жизнью не только ради человека, но и других существ (Швейцер, Блэкстоун); б) сохранение жизни - необходимая предпосылка для существования человека и человечества – от софиста Протагора (человек как мера всех вещей).

Правильный на первый взгляд тезис о безграничном развитии сущностных сил человека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием ответственности человека перед всем живым на Земле и во Вселенной, превращается в тираническое отношение к природе. Поэтому первая позиция более осмотрительна, хотя и в ней недостаток заключен в том, что считается недопустимым какое бы то ни было вмешательство человека в биосферу. Названные подходы - третья дилемма. В ней, как и в ранее сформулированных первых двух, противоположные положения следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Функция человека как защитника природы, исходя из почтительности к ней, способна защитить и человека от самого себя, т.е. сделать его мерой всех вещей.

Взаимодействие социума и природы осуществляется через практически преобразующую деятельность людей. В процессе производства происходит превращение предметов и явлений природы в предметы, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно и относительно устойчиво по сравнению с быстро меняющейся общественной жизнью.

1. Природа - необходимая предпосылка возникновения, составная часть причин функционирования и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд. тонн биомассы и около 300 млрд. тонн кислорода, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы многократно усиливают мощность человеческих сил. Человек пользуется механическими, физическими, химическими и иными свойствами вещей, чтобы в соответствии со своими целями применять их как орудия воздействия на другие вещи. При этом человек концентрирует рассеянные в природе ресурсы.

2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Природные циклы (время суток, года) определяют ритм жизнедеятельности людей и характер их труда. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектонические явления) способны уничтожить плоды труда человека и затормозить развитие общества. Результаты труда во многом зависят от природных условий. Например, биологические потенциальные возможности для сельскохозяйственного производства различны в разных регионах мира, одной и той же страны. Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себе мощные стимулы для развития адаптационной гибкости. В “Капитале” Маркс развивает мысль английского священника и экономиста Форстера о том, что нет большего несчастья для народа, чем оказаться в условиях, где природа в изобилии дает все средства существования. Порой изобилие полезных ископаемых может служить фактором благодушия, самоуспокоенности, приводить к существенному отставанию в научно-техническом прогрессе. Конечно, помимо природного, здесь проявляются и другие факторы. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.

3. Природа существенно влияет на формирование и развитие общественного сознания. Происходит его “экологизация”, т.е. осознание человеком роли экологических проблем в совершенствовании социальных отношений. Человечество осознает угрозу своему существованию вследствие исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни загрязнения среды его обитания. Ученые подсчитали, что можно потреблять не более 1/10 доли живого вещества на планете, иначе процессы становятся невосполнимыми.

Воздействие общества на природу целенаправленно, универсально и динамично.

1. Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер производственно-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях (для создания уникальных систем связи, в технологических экспериментах, для геологической разведки и картографических съемок, для прогнозирования погоды и т.д.). Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы “вглубь”, открытие и использование новых элементов, микропроцессов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Сейчас используются все известные науке природные элементы и много искусственных. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

2. Человечество становится мощной геологической силой. Повышается интенсивность и эффективность использования природных ресурсов (культивация земель, более полное использование сырья и т.д.). Вместе с тем, это приводит к исчезновению ресурсов и загрязнению среды.

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Антагонистическое отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, в индустриальных технологиях, отсталость технологий в странах “третьего” мира, бесхозяйственность в условиях “ничейной” собственности при государственном социализме привели к экологическому кризису. Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы - это основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер. Требуются всеобщие усилия по его устранению.

Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересами остальных людей. В наше время каждый человек, родившийся в “развитой” западной стране, потребляет в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем житель государств “третьего” мира. На долю 3/4 населения Земли приходится 1/7 мирового дохода, тогда как США, где проживает 5% населения земного шара, потребляют почти 40 % сырья, добываемого на планете, а выбрасывают в окружающую среду более 1/2 отходов цивилизации. Согласно оценкам экспертов ООН, такая модель развития ведет “к рискам и дисбалансам”, может привести цивилизацию к краху. Действия, ставящие под вопрос само существование человечества, приобретают характер антагонизма - между наиболее развитыми странами антагонизма и остальным человечеством, по отношению к которому осуществляется экологическая неоколониальная политика.

Сторонники концепции технократического оптимизма (Фурастье, Кан, Голдман, Наваки) объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем научно-технической революции, несовершенством технологий. Отсюда вытекает вывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, но без изменений в общественном строе свободного предпринимательства.

Второй вывод идет от Руссо - “назад к природе”. Например, Форрестер и другие члены “Римского клуба” предлагают прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира. Это означает отказ от достигнутого уровня развития производительных сил. У нас, как и везде в мире, также имеются элементы “техницистского” (потребительского) отношения к природе, при котором социальные и экологические ориентиры игнорируются. Есть и проявления экологического натурализма (“назад к природе”), особенно после катастрофы на ЧАЭС.

Причина экологических трудностей усматривается также в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе классов, обществ (Белл, Печчеи, Уайт и др.). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологического сознания человека. При этом порой игнорируется, либо недооценивается роль материальных причин.

Современная наука комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы, осознания человеком себя как неразрывной частицы природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека за все живое на Земле. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и рациональной целостностью природной среды. В целом, современная наука к экологической проблеме подходит с позиций реализма и гуманизма, усматривает комплекс направлений: а) научно-технический прогресс, разработка и внедрение наукоемких экономико-эколого-человекосберегающих, экономически эффективных и одновременно человечески здоровых и экологически чистых технологий; б) всеобщее социальное переустройство в направлении “синтезного” строя; в) перестройка международно-правовых, политических и культурных взаимоотношений между народами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человечества; г) формирование экологически воспитанного, компетентного и ответственного человека. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве (коэволюция) - таков магистральный путь развития.

 

 

Тема: СОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ

1. Сознание – стадия отражения, духовная сторона бытия.

2. Сознание как философская проблема.

3. Основные свойства и структура сознания.

4. Проблема искусственного интеллекта.

 

Материалистическая философия рассматривает сознание в его соотнесённости с материей, с отражением как её свойством. Например, Д.Дидро связывал развитие материальных систем с уровнем их организации и рассматривал способность к ощущению как «всеобщее свойство материи или продукт её организованности»[1]. Ф.Энгельс считал, что материя в процессе восходящего развития своих форм вырабатывает такие свойства и способности, вершиной которых является «мыслящий дух». В.И.Ленин выдвинул гипотезу, согласно которой в фундаменте материи имеется родственное ощущениям свойство – отражение.

Отражение есть всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.

Отражение в неживой природе связано с такими видами материальных взаимодействий как физическое и химическое, различными их сочетаниями. Оно содержит элементы информационных процессов, суть которых связана с соответствием структур.

Возникновение органической жизни на Земле явилось качественным скачком в развитии Вселенной. Соответственно появляются биологическиеформы отражения, которые управляют приспособительным поведением биосистем. Информационные связи становятся более подвижными и активными. Возникли такие виды отражения как раздражимость, возбудимость и психика. В отражении проявляется воздействие внешней среды и реализация внутренних установок живого существа. Специализация и развитие аппарата информационного отражения привела на уровне психики к появлению развитого головного мозга (основного результата досоциального этапа отражения).

Элементарная форма психического – ощущение (где есть нервная система, безусловный рефлекс[2]). Восприятие и представление связаны с наличием условных рефлексов и их материального носителя – коры головного мозга. Восприятие – это синтез ощущений, полученных от различных органов чувств. Представление – способность сохранять образ предмета в мозгу, когда предмет не воздействует на органы чувств непосредственно. В психике животных заложены истоки человеческого сознания, имеются элементы конкретного мышления.

У животных психика – продукт биологического развития, человеческая психика – результат биосоциального развития. У человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы сигнализации действительности словом. Кроме ощущений, восприятий и представлений, компонентами человеческой психики выступают также абстрактное мышление, эмоции и воля. Любые психические акты связаны с физиологической деятельностью мозга, с протекающими в нём физико-химическими процессами (лобная часть коры отвечает за краткосрочную память и способность к планированию и предвидению).

Сознание – продукт природы и общественного развития. Мозг, нервная система – лишь возможность человеческого сознания, которая превращается в действительность в общении. Цели и содержание деятельности сознания задаются не мозгом, а социальным образом жизни человека. Среда (природная и социальная) и труд - главные условия, предпосылки формирования человека и его сознания.

Отличие сознания человека от психики животного: 1) целеполагание; 2) языковое абстрактное мышление; 3) самосознание.

Сознание - своеобразный элемент бытия. Например, у Г.Лейбница сознание - общий принцип бытия. У И.Канта сознание самостоятельно по отношению к внешнему миру, в своих априорных формах рассудка независимо от действительности. Представители “философии жизни” (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон) рассматривали сознание в слитности с “жизненной реальностью” как вид бытия, как спонтанную самопроизвольную силу в формах “воли к власти”, “жизненного порыва”, “жизненного разума” и т.п.

В диалектико-материалистической философии сознание есть духовная, идеальная сторона бытия, его обнаружение и раскрытие. Сознание “вплетено” в бытие людей (К.Маркс). Оно не пассивно отражает сущее, а участвует в формировании, упорядочении и организации социальной жизни, вносит в мир начала ценности и свободы; задаёт характер, направление и перспективы развития человеческих сообществ, культуры, цивилизации; открывает человеку самого себя в мире, через познание раскрывает содержание собственного опыта. Сознание - совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя. Сознание – функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.