Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального. 2 страница




Возникновение проблемы сознания связано с пониманием отличия психических процессов от физических, идеального от материального, выработкой представлений о “духе” и “душе”.

В идеалистической и религиозной философии дух – перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало (Платон, Аристотель, библейско-христианские учения). Гегель различал «субъективный дух» (индивид. сознание), «объективный дух» (трансформации идеи в социальных реалиях) и «абсолютный дух» (формы обществ. сознания).

Душа. У Аристотеля душа – активная целесообразная «форма» живого тела, у Декарта – внутренний духовный мир человека, у Лейбница – замкнутая в себе монада, у Гегеля – первичная форма субъективного духа. В русской религиозной философии душа – вселенская реальность, собранная воедино любовью Бога и озаренная красотой святого духа.

В материалистической философии дух есть ценностное выражение интеллекта и эмоций через волевые усилия в действия, а душа – нравственно-психологическая грань сознания человека, характеризующая сопереживание им межличностных отношений и действий. В синтезе дух и душа образуют духовность (это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремления к цели, переживания и поступки).

Можно выделить следующие основные философские позиции по вопросу отношения идеального и материального:

1. Субъективный идеализм рассматривает сознание как врожденное свойство человеческой души, как идеальное, не имеющее выхода к объективной реальности. Абсолютизирует такие свойства сознания как субъективность, абстрактность и активность.

2. Объективный идеализм утверждает, что в основе материальных явлений лежит объективное идеальное. Платон и Аристотель для описания сознания применяли метафору печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект запечатлевается на «дощечке разума». Тем самым была открыта направленность сознания на объект. Средневековая философия обогатила и расширила содержание сознания, направив его еще и на внутренний духовный опыт человека.

3. Представители вульгарного материализма (К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт) считают сознание материальным, мозг производит мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь.

4. Материалистическая линия в понимании сознания не тождественна концепции материальности сознания. Еще Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар утверждали, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздействия окружающих его вещей. В середине XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркнули первичность материального, экономического интереса, сформулировали идею вторичности общественного сознания, его детерминированности материальными факторами. Сознание – продукт социально-исторического развития человека (В.И.Ленин). Итак, сознание – момент чувственно-рационально-практической деятельности людей.

5. Сознание есть идеальное свойство человеческого мозга, высший продукт развития материи (Д.Дидро, К.Гельвеций, Л.Фейербах). Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова и А.И.Введенского доказали нераздельность физиологического и психического. П.К.Анохин и Н.А.Бернштейн показали интегративность деятельности мозга как целостной функциональной системы, раскрыли физиологический механизм опережающего отражения действительности, способствовали пониманию активной роли сознания.

Установлено, что функции двух полушарий мозга у высших животных и человека неодинаковы. Правому полушарию принадлежит ведущая роль в восприятии наглядных явлений действительности, умений ориентироваться в пространстве, оно отвечает за целостность зрительного восприятия и образную память, синтез, творческую, научную и художественную деятельность. От деятельности левого полушария зависит абстрактное мышление (речь, чтение, письмо, математические действия, анализ).

Специализированный на право-левые различия, мозг одновременно един.

6. Дуализм, психофизиологический параллелизм: в деятельности сознания есть два параллельных потока, не имеющих единой основы, - идеальное сознание и материальные механизмы мозга, нервной системы (Э.Мах, Р.Авенариус, И.Дицген).

7. Сознание одновременно идеально и материально в равных отношениях (В.Н.Сагатовский). Сознание есть субъективная идеальная реальность. Но наука допускает и материальность сознания, его существование в соответствии с объективными физическими, кибернетическими, физиологическими, историческими и др. законами. «Противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах … основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным» (В.И.Ленин). Происходит бесконечное объективирование состояния сознания.

В рамках данной концепции находятся некоторые представления, выводящие сознание за границы мозга (М.К.Мамардашвили, элементарные частицы как носители сознания). Сознание размещено вне индивида и представляет собой какое-то полевое образование. По мнению А.К.Манеева, мозг представляет собой блок считывания информации, которая хранится в биополевой системе. Носителями сознания могут быть элементарные частицы-лептоны.

Вышеуказанная позиция не согласуется с классической философской аксиомой о сознании как высшей стадии отражения. Сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологической основе и по содержанию, как образ вторичен к оригиналу.

Выделим ряд рациональных подходов в эволюции взглядов на природу сознания:

· выделение понятия идеального как противоположности материальному (Платон);

· признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц и др. идеалисты);

· утверждение принципа диалектики и постановка вопроса о социально-исторической основе сознания (Гегель);

· подчёркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Л.Фейербах);

· осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм);

· понимание сознания как духовного регулятива саморазвития материи в лице человека, т.е. мир как отношение “космос-человек” (космизм).

Возникновение сознания связано с формированием культуры, с практически-преобразовательной общественной деятельностью людей. Сознание выполняет функцию оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства накопленного опыта на основе информационного отражения. Сознание - целостная мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь. Физиологической основой этого единства является взаимодополняемость левого и правого полушарий головного мозга, контролирующих логическое и ценностно-эмоциональное освоение действительности.

Основные свойства сознания:

1. Универсальность, способность отражать любые свойства предметов, вовлекаемых в деятельность.

2. Объективность, т.е. отражение вещей и процессов такими, как они есть в действительности.

3. Субъективность, т.е. личностная собственная интерпретация ситуации.

4. Способность целеполагания, предварительное создание идеального проекта будущего результата.

5. Творчески-активный характер (преобразование мира, создание нового, избирательность).

6. Связь с языком (познавательная и коммуникативная функция, орудие организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего “я”).

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно (Б.Спиноза, Г.Гегель, К.Маркс, З.Фрейд).

Материалистическая философия выделяет следующие уровни бессознательного:

1. неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Обеспечивает большую скорость и точность операций (производственный процесс, спорт), высвобождает сферу сознания для решения творческих операций;

2. процессы и состояния, до определённой поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);

3. некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.

Основными уровнями сознания являются: осознание, подсознание, надсознание и самосознание.

Осознание связано с пониманием, формирует цели и гипотезы, выражается в отчётливой форме, позволяет выявить объективное место предметов среди других вещей, направлять и контролировать психику и поведение, анализировать собственное сознание. Подсознание выполняет функцию потенциала сознания, оперирует тем, что ещё не стало знанием, но уже имеется в мозге (“кладовая” для творчества). Надсознание есть синтез осознания и подсознания (М.Т.Ярошевский). Самосознание обеспечивает функцию контроля над деятельностью сознания. Его основными формами являются: а) самочувствие, осознание своего тела, его вписанности в мир окружающих вещей и людей; б) осознание себя в качестве принадлежащего к определенному социально-этническому сообществу, культуре; в) возникновение сознания “я” как особого образования, похожего на “я” других людей и в то же время уникального и неповторимого, совершающего поступки и несущего за них ответственность, предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Носителями сознания выступают человечество в целом, различные социально-этнические общности и индивиды. Соответственно выделяются общественное и индивидуальное сознание, а также промежуточное между ними классовое, национальное и т.д.

Общественное сознание - совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Существует в качестве продуктивного фактора истории и культуры тогда, когда его содержание освоено индивидуальным сознанием и деятельностью. Индивидуальное сознание - неповторимый духовный мир конкретного человека, выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды, специфической для определенной личности (микросреды), включает в себя и самосознание.

У общественного и индивидуального сознания общий источник - бытие, единая основа - практика, единый способ выражения - язык. Вместе с тем общественное сознание отвлекается от конкретных специфических черт сознания индивидов, фиксирует только общезначимое в индивидуальном сознании.

Выделяют два типа сознания - обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено на получение непосредственной пользы для индивида. Это расплывчатое, несистематизированное, готовое знание, ценности, нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии.

Теоретическое сознание отражает существенные связи и закономерности действительности. Оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме (научные тексты, формулы, чертежи).

Различают два уровня общественного сознания - общественная психология и идеология.

Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Общественная психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Социально-психологический фактор в современной жизни играет существенную роль.

Идеология - система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В сфере идеологии происходит осознание бытия людей, их интересов, стратегических задач и определяются средства их решения. Идеология (концепции, стереотипы, ценности) не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, философов, историков, деятелей науки и искусства. В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания.

Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Формирование положительной общественной психологии должно быть ориентировано на порядочность, добро, человека, природу и т.д. Общественная идеология должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного образа жизни. А общественная психология еще раз закрепляет осознанное идеологией.

Формы общественного сознания. Наряду с классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание), вычленяются новые формы сознания. Происходит дифференциация и интеграция форм общественного сознания, их взаимообогащение, перекрещивание, имеется и преемственность. Выделяют экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др. формы общественного сознания.

Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.

Таким образом, сознание - высшая стадия отражения, духовная сторона бытия, продукт общественно-исторического развития, условие воспроизводства культуры, свойственная человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении действительности и оценке, предвидении их результатов, разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Проблема искусственного интеллекта. Знание механизма мышления, а также самого “аппарата” мышления (человеческого мозга) представляет человеку возможности моделировать определенные мыслительные процессы в кибернетических системах. Кибернетические системы - объект исследования кибернетики. Слово “кибернетика” в переводе с греческого означает “искусство управления”. Впервые это слово употребил Платон. Американский математик Н.Винер в 1948 г. сформулировал основные идеи и принципы этой науки. В наше время кибернетикой называют науку об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.

Создаются системы, которые моделируют (имитируют) процессы мышления - начиная от ведения домашнего хозяйства до управления сложными производственными процессами, от игры в шахматы до сочинения музыки и стихов.

Мышление есть обобщенное отражение реальной действительности, единство устойчивости и изменчивости, дискретного и непрерывного, процесс вероятностный, а не однозначно детерминированный.

Исследования показывают, что даже самая совершенная техника лишь имитирует логическое мышление, а не деятельность нервных клеток мозга. Деятельность даже одной нервной клетки невозможно воспроизвести с помощью технических устройств, ибо процессы в клетке носят вероятностный характер. Парадокс современной науки и техники заключается в том, что, успешно моделируя мышление человека, техника не в состоянии воспроизвести даже одноклеточное живое существо. Кроме того, человек способен чувствовать. Это окно в мир. Человек способен распознавать объекты без детального их анализа. “Узнавание” же объекта машиной - сложный процесс, т.к. отсутствует идеальный образ объекта.

Машина быстрее и лучше человека считает, лучше человека может выполнить математические и логические операции. Более сложными для нее являются имитация процесса распознавания образов, процесса человеческого восприятия.

Нельзя ли все функции сознания передать машине и создать существо мыслящее, построить искусственный интеллект? Согласно философскому подходу, искусственный интеллект - мыслительная деятельность, осуществляемая на качественно ином субстрате. Необходима биологическая активность того устройства, которое будет выступать в функции сознания, т.е. чтобы машина была живой. Необходима социальность, общественная жизнь. Когда эти условия будут созданы, тогда будет создан искусственный интеллект.

Можно выделить, по крайней мере, три пути развития научных исследований по данной проблеме: 1) создание машин саморазвивающихся и обучающихся и подключение их в человеческую культуру (тогда они должны быть похожи на человека); 2) создание машин на другом субстрате, пусть они существуют наряду с человеком и развиваются социально (нужно ли это делать?); 3) использование машин в качестве усилителя своей интеллектуальной мощи, отдельные функции мышления передаются системе компьютеров, усиливая мозговую деятельность, позволяя расширять творческие возможности за счет диалога с машиной. Пока развитие идет в третьем направлении.

 

 

Тема: ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

  1. Диалектика и антидиалектика в истории философии.
  2. Структура диалектики и антидиалектики.
  3. Законы диалектики:

а) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон отрицания отрицания.

  1. Категории диалектики:

а) категории, выражающие преимущественно связи бытия;

б) категории, выражающие преимущественно изменчивость бытия.

  1. Развитие и прогресс. Системность диалектики.

 

У ранних греческих натурфилософов диалектика мышления выступала как интуитивное созерцание сущего. В этом ограниченность – не было теоретического анализа бытия. Достоинством является целостный взгляд на природу, доверие к объективности.

Выдающимся диалектиком являлся Гераклит, который утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа есть непрерывный поток изменений, мир есть процесс, все существующее изменяется.

Термин «диалектика» впервые применил Сократ, свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных суждений он назвал диалектикой. Платон под диалектикой понимал метод анализа и синтеза понятий. Понятия есть результат вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Диалектика – метод вспоминания, собеседования, доказательства мнений, определений. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.

Аристотель считал, что диалектика имеет дело с вероятностным знанием. Стремясь познать сущность вещей через их понятия, он в центр поставил отношение общего к частному, создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков (конец IV в. до н.э. – II в. н.э.) различала в логике риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений).

В средние века диалектика развивалась как искусство спора. П.Абеляр считал, что цель знания – истина, а диалектика есть искусство для различения истины и лжи.

В истории философии долгое время господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Например, элеаты. Д.Вико (1668-1744) сформулировал теорию исторического круговорота общества: каждый народ проходит в своем развитии три эпохи – божественную, героическую и человеческую, возвращаясь после зрелости к упадку, к первоначальному состоянию. Таким образом, утверждению диалектики препятствовала господствовавшая идея круговорота.

Открытия в естествознании и плодотворные философские гипотезы разрушали образ неизменности природы. Декарт (XVII в.), Кант (XVIII в.), Ламарк, Лейель и др.

Христианское мировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее), также способствовало преодолению идеи круговорота.

Еще одна трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что зафиксировано в философских рассуждениях. Например, у элеатов, Платона.

Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Ф.Вольтером и Ж.-Ж.Руссо идеи исторического развития, включающего этапы революционных преобразований. Ж.Кондорсе (1743-1794) дополнил эти взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития.

Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода.

Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, он систематизировал понятийный аппарат диалектики.

Гегель выделил принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Источник развития имеет логическую, духовную природу. По словам Ленина, Гегель в диалектике понятий угадал диалектику вещей.

Чрезмерная абстрактность и идеализм гегелевской методологии была исправлена Марксом. «Мой диалектический метод, - писал Маркс, - отличен от гегелевского, является его прямой противоположностью … идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[3]. Однако помимо данной противоположности, имеется сходство по многим позициям и преемственность в развитии диалектического метода от Гегеля к Марксу.

У Маркса в «Капитале» единая материалистическая диалектика выступает во взаимосвязанных формах – объективной и субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а также ее отражения в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. Энгельс утверждал, что диалектика головы есть отражение форм движения реального мира как природы, так и истории. Энгельс в «Анти-Дюринге» проследил исторические пути развития диалектики, объяснил проявление законов и категорий диалектики в неживой природе, обществе, духовном творчестве, показал их значение для науки. В «Диалектике природы» он провел диалектико-философскую обработку открытий естествознания.

В целом К.Маркс и Ф.Энгельс синтезировали диалектику и материализм, устранили противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвели под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.

Развивая материалистическую диалектику, В.И.Ленин в работе «К вопросу о диалектике» выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Ленин развивал диалектику применительно к политике.

Зарубежная философия ХХ в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Например, экзистенциалисты – человеческое бытие, неотомисты – сосуществование Бога и природы и т.д.

В современной литературе наметились два подхода к диалектике – скептический и оптимистический. К.Поппер, один из представителей первого подхода, говоря о пользе диалектического метода, утверждал, что он – всего лишь один из возможных способов мышления, который не следует догматизировать, превращать в умозрительную схему. Поппер выдвинул метод проб и ошибок как универсальный, в котором диалектика может рассматриваться как частный случай.

Диалектический метод не претендует на единственно верные ответы на все вопросы. Однако он эффективен при анализе сложных развивающихся систем в единстве с другими способами научного познания (Г.Башляр, И.Пригожин). Например, в рамках второго подхода Пригожин стремится соединить бытие и становление посредством времени, с единых позиций историзма и самоорганизации материи охватить макро- и микромиры как единое целое.

Диалектика подразделяется на принципы, законы и категории.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Будучи всеобщими и универсальными, они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обусловливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Существует два принципа диалектики: связи и развития.

Законы диалектики конкретизируют существо ее принципов. Закон – это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, необходимые, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы диалектики универсальны, т.е. имеют неограниченную область проявления, присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками (частные – законы квантовой механики, общие – закон сохранения и превращения энергии для явлений природы, закон всемирного тяготения и т.д.). В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.

Выделяют три закона диалектики – единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

В категориях диалектики принципы и законы находят еще более развернутую детализацию.

Диалектика – «наука о всеобщей связи» (Ф.Энгельс «Диалектика природы»). Это положение фиксирует структурно-функциональное единство предметов и бытия в целом. Связь понимается как универсальное закономерное внутреннее взаимодействие, которое воплощается в пространстве. Относительная устойчивость бытия отражается в следующих категориях: «единичное-особенное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «качество-количество», «простое-сложное», «часть-целое», «конечное-бесконечное», «форма-содержание».

Диалектика – «наука о всеобщих законах движения и развития» (Ф.Энгельс «Анти-Дюринг»). Это означает, что события и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Становление и превращение вещей, движение и развитие объектов характеризуется временем. Изменчивый план бытия отражается в категориях: «причина-следствие», «случайность-необходимость», «возможность-действительность», «явление-сущность».

Таким образом, оба определения диалектики выражают существо принципов диалектики.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и метафизическое.

Под метафизикой понимают философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве»[4] и определил метафизику как атидиалектику.

Метафизика сыграла положительную роль в развитии науки. Открытия Нового времени были совершены с помощью этого метода, ориентированного на выделение частей целого, их анализ, систематизацию данных.

Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного (системного) взгляда на мир, убеждение в завершенности всех мировых связей, мышление по принципу «или-или», «да-нет».

«Новая» метафизика (со второй пол. XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие лишь как количественные изменения («плоский эволюционизм»); только как качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»); как монотонное повторение со строго линейной направленностью; как движение по кругу, без возникновения нового; как движение, из которого изымается его сущность – противоречие; как сплошной прогресс без сопровождающих его «понятных» движений. «Новая» метафизика возводит подвижность и относительность понятий в культ, за изменчивостью вещей не замечается их устойчивость, действительность превращается в иррациональный поток, исключающий всякую определенность.

Метафизика оставляет в тени само движение, его двигательную силу, источник (источник переносится во вне – Бог, субъект). Диалектика главное внимание уделяет познанию источника «самодвижения».

Формами метафизики является софистика и эклектика. Софистами в Древней Греции называли учителей мудрости, обучавших юношество наукам, в том числе и красноречию. Позднее слово «софистка» стало отождествляться с «пустой» мудростью. Тем не менее, софистика сыграла положительную роль в распространении рационального мышления.

Софистика противопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя одни из них, выхватывая случайные признаки. Это односторонний подход к явлениям, нарушение требований элементарной логики. Софистика оперирует софизмами – всякого рода уловками, по форме правильными, а по содержанию ложными. Например, известный с древности софизм «рогатый». «То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, значит, ты рогат».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.