Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этноцентризм




РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОЦЕНКЕ КУЛЬТУРЫ

Отсутствие открытости или нежелание объективно принимать, что существуют другие способы достичь той же цели, или наивность касательно собственных убеждений и ценностей, все это может привести к этноцентрическому взгляду на мир. Человек страдает этноцентризмом, когда ему кажется, что его собственное мировоззрение «лучшее», «правильное» или даже «единственное». На этноцентрический взгляд, собственные ценности и стандарты являются неизменными, и по своей природе самым эффективным критерием, по которому надо оценивать других людей. Разница в поведении и стиле жизни других людей часто воспринимаются как «странности» и «искажения».

Этноцентрический взгляд опасен. Он мешает людям понимать других. Он может выражать глубокое неуважение к другим людям. Он может вмешиваться в способность человека общаться с людьми, у которых иное культурное воспитание. Он может помешать людям получать выгоду от обмена опытом и успехами с другими культурами.

 

Культурный релятивизм:

Противоположностью этноцентризма является то, что называют «культурный релятивизм». Эта позиция тоже может быть опасной. Теория культурного релятивизма оправдывает любое поведение, если только это поведение соответствует какой-либо культуре или субкультуре. Приемлемость какого-либо действия в рамках культуры служит критерием оценки; считается, что никакое поведение не может быть по своей природе неправильным. Оба эти противоположные взгляда вызывают серьезные ограничения при оценке риска и безопасности для ребенка.

 

Наиболее ресурсная концепция - культурный плюрализм:

Теоретическая позиция, часто называемая «культурный плюрализм», вероятно, самый лучший способ рассмотрения культурного многообразия. Культурный плюрализм основан на той предпосылке, что все группы развивают специфические способы достижения своих целей, и что разница в культуре обусловливается разницей в физической, социальной и эмоциональной обстановке, в которой данной группе необходимо выжить. Отдельные черты культуры имеют ценность, если они выполняют свою функцию, помогают выжить, улучшить социальную интеграцию или организацию, и обеспечивают благополучие членов группы, как индивидуально, так и коллективно. Например, некоторые религиозные и этнические группы испытали чрезвычайное давление и насилие во время гражданских войн. Другие пережили давление и, порой, опасные ситуации в лагерях беженцев. Родители, оказавшиеся в таких ситуациях, часто прибегали к серьезным телесным наказаниям по отношению к своим детям, чтобы обеспечить выполнение неких правил и в целом спокойное поведение. В таких ситуациях шумное, неуправляемое поведение может вызвать вспышку насилия со стороны властей, или изгнание из лагеря беженцев. Выживание семьи в такой ситуации является приоритетом по сравнению с требованием избегать телесных наказаний. Ценность элемента культуры, таким образом, определяется его функциональностью, или полезностью для этой отдельной группы людей.

Эффективность любого культурного убеждения или ценности может измениться с переменой обстановки. Но, в целом, следует всегда оставлять самому человеку решать, будет ли он продолжать придерживаться подхода, присущего его культуре, или он будет адаптироваться к меняющемуся миру. Культурно компетентный социальный работник не станет выносить культурно неприемлемые вопросы на рассмотрение клиента, а будет работать над тем, чтобы побудить его определить и развить совместимые с его культурой планы изменения и развития. Часто, при таком взгляде, социальный работник может сам узнать столько же полезного, сколько и сам даст другим.

Существует несколько потенциальных источников ошибки при попытке рассмотреть и понять уникальные характерные черты отдельной культуры. Наиболее типичными из них являются чрезмерное обобщение и сведение к стереотипам.

 

Сведение к стереотипам

Сведение к стереотипам - широко распространенная ошибка. Стереотипы - это обобщенные утверждения о каких-то предполагаемых чертах отдельной группы людей. Сведение к стереотипам - это общий порок логики: люди делают выводы тогда, когда никакие общие выводы невозможны. В результате, стереотипы часто бывают ложными.

Стереотипы образуются несколькими способами. Иногда они могут быть точным описанием черт, наличествующих у большинства членов культурной группы. Стереотип, такой как «Религия важна для людей латино-американского происхождения» точно отражает черту, общую для многих членов этой культурной группы. Тем не менее, нельзя из этого заключать, что все люди латино-американского происхождения религиозны. Когда некая черта автоматически приписывается какому-то члену определенной культуры, то этому человеку оказывается «медвежья услуга», так как заключение о нем готово еще до личной встречи с ним.

Другие стереотипы могут происходить от недостатка информации о какой-либо культуре. Некоторые стереотипы образуются, когда какие-то члены группы, которые проявляют определенные черты, становятся более заметными, и про них решают, что они представляют всю группу в целом. Например, рассуждения в прессе о подростковых уличных бандах в черных кварталах могут вызвать образование стереотипа о черной молодежи, как о подростках, постоянно вовлеченных в банды и склонных к насильственному, агрессивному поведению.

В области охраны детства социальные работники могут навсегда закрепить у себя стереотипы, если они сделают заключение о какой-то культуре только из наблюдений за семьями своих клиентов. Например, некоторые работники в области охраны детства неправильно заключают, что инцест более приемлем в сельских семьях индейцев-Аппалачей, чем в других группах, в основном, из-за того, что дела, связанные с инцестами, касаются семей такого происхождения. Семьи попадаются на глаза органам охраны детства потому, что в них проявилась индивидуальная или семейная дисфункциональность, и их поведение не всегда является точным отражением культурных норм и ценностей.

Как только «когнитивная составляющая» стереотипа занимает свое место, он может повлиять на все дальнейшие суждения о данной группе. Например, когда кто-то, у кого сформировался стереотип о черных подростковых бандах, сталкивается с черным юношей, который не входит ни в какую банду и не агрессивен, то он воспринимает его как «исключение» из правила.

Следует сделать акцент на том, с какой осторожностью необходимо применять «культурно релевантную информацию» при оценке степени риска жестокого обращения с ребенком и безопасности его дальнейшего нахождения в семье. Существует опасность того, что обнаруженные факты могут быть восприняты социальным работником как проявление стереотипов поведения. Чтобы этого не случилось, необходимо спросить членов семьи о релевантности информации, полученной социальным работником.

Когда кто-то полагает, что все члены отдельной культурной группы разделяют одни и те же ценности, убеждения и социальные установки, то он делает чрезмерное обобщение. Хотя представители одной культуры могут и иметь некоторые общие черты, существует большое количество индивидуальных наборов ценностей, социальных установок и моделей поведения, которые распространены среди разных представителей некой культурной или этнической группы в результате воздействия следующих факторов:

 

Ø Различий в наследственных особенностях, темпераменте, и свойствах личности каждого члена культурной группы

Ø Различий в условиях, в которых данный человек рос (например, городских или сельских, или касающихся проживания в разных частях одной страны)

Ø Степень, в которой данному человеку «были привиты» нормы, ценности и модели поведения другой культурной группы, через брак, какие-либо общественные объединения или благодаря общей мобильности (степень присвоения норм часто определяется длительностью того времени, которое данная культурная группа пробыла в этой стране, и тем, насколько тесно данный человек общается с людьми и институтами, относящимися к другой культуре)

Ø Социо-культурные факторы, такие, как уровень образования, дохода или идентификация с социальным классом (некоторые настаивают, что существует больше различий по ценностям и стандартам между разными социальными и экономическими классами, нежели между расовыми и этническими группами)

Ø Психопатологические и личностные расстройства одного человека или всей семьи, включая наличие психических заболеваний или клинических эмоциональных расстройств

Ø Некоторые признанные культурные группы, на самом деле, состоят из многих различных культур, сгруппированных вместе на основе нескольких общих черт. Например, «испанцы» состоят из людей, говорящих на испанском языке, но происходящих из разных народов и культур, таких как мексиканцы, испанцы, пуэрториканцы, кубинцы, латино-американцы и южно-американцы; «азиаты» состоят из людей, происходящих из стран Азии, включая корейцев, китайцев, вьетнамцев, японцев и других. Похожим образом, термин «черный» или «афро-американец» обозначает людей общего расового или этнического происхождения, а не людей с совершенно одинаковым и общим культурным наследием.

Самая большая опасность стереотипов - это то, что посредством стереотипов может происходить распространение ложной информации, что они поддерживают неверные суждения относительно культурных групп и их отдельных представителей.

Стереотипы, которые содержат негативную информацию, могут вызывать недоверие и страх. Большинство проявляет сильные эмоциональные реакции в отношении тех людей, которых они считают угрожающими, как когда черный при столкновении с белым считает, что тот расист; или когда белый, увидев, как на улице к нему подходит черный, думает, что тот собирается на него напасть.

Если стереотип описывает черту, которую обычно считают позитивной, то его трудней будет опознать как стереотип. Например, утверждение, «азиаты очень вежливы и уважительны к другим» может рассматриваться и как точное описание многих людей, происходящих из Азии, и как комплимент. Тем не менее, это утверждение несет в себе потенциал распространения неверной информации, и, следовательно, может быть вреден.

В области охраны детства сведение к стереотипу мешает объективному наблюдению и индивидуализированной оценке, которая так важна в работе служб охраны детства. Стереотипы могут серьезно повлиять на развитие доверительных отношений в социальной работе и на способность работника общаться с клиентом.

Чтобы быть культурно компетентными, социальные работники должны научиться балансировать между пониманием общих, разделяемых многими черт отдельной культурной группы, но при этом должны избегать создания стереотипов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.