![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возраст
Вы принимали участие в выборах губернатора Нижегородскойоблает! летом этого года? 1 —да 2 — нет 3 — не помню 1 — до 30 лет 2-30—39 лет 3—40—49 лет 4 — 50—59 лет 5 — 60 лет и старше Произведя расчет кросстабуляции, вы открываете файл в текстовом ре дакторе Word, и в его окне отобразится следующая картина: Значение 0 (или,00) — как при вводе данных, так и при расчетах — означает «нет ответа». Как описано в нашей работе: Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Н.Новгород: Изл во НКИ, 1999. Мы не рассматриваем здесь вариант версии SPSS 8.0, где таблицы непосредственно экспортируютс путем копирования из окна SPSS в окно Word. Var (variable) — сокращенное обозначение слова «переменная». 00002 означает порядковый номе вопроса в анкете и в матрице базы данных SPSS. Верхняя цифра в каждой ячейке показывает частоту, т.е. число респондентов определенной категории, давших такой ответ. Так, в ячейке, расположенной на пересечении строки 1 (возраст до 30 лет) и столбца 1 (ответ «да» на вопрос об участии в выборах), стоит цифра 133, означающая, что из общего числа опрошенных в возрасте до 30 лет 133 человека дали утвердительный ответ. Нижняя цифра в этой ячейке (50,4) говорит о том, что эти 133 человека составляют 50,4% от общего числа респондентов этого возраста, т.е. за 100% принято 264 (см. крайний правый столбец). Однако нас в большей степени интересует процедура редактирования этой таблицы, т.е. последовательность действий для приобретения этой таблицей свойств обозримости и «читаемости». Мы видим, что при импортировании файла SPSS в текстовый редактор Word разделительные линии (изображенные в формате MS-DOS средствами так называемой псевдографики) превратились в ряды и столбцы букв кириллицы. Один из способов редактирования мог бы состоять в следующем. Вначале создать пустую таблицу в формате Word с таким же числом строк и столбцов, а затем последовательно, одну за другой, перенести в соответствующие ячейки цифры частот и процентов. Мы предлагаем здесь другой способ, как нам кажется, более рациональный и быстрый. Вначале уберем строки, составленные из букв кириллицы, а также лишние белые поля, после чего исходная таблица приобретет такой вид:
Теперь произведем замену каждой буквы Ф на точку с запятой с помощью команды Правка -» Заменить, а также добавим точки с запятыми в двух нижних строках:
Теперь, выделив фрагмент целиком, преобразуем его в таблицу (рис. 60), как было описано выше. Последний этап заключается в том, чтобы обозначить в таблице заголовок, подлежащее и сказуемое, подставив вместо номеров варианты значения соответствующих переменных, а также изменить размеры и типы шрифта. Это и придаст нашему кросстабу окончательный вид (табл. 36). Аналогично составляются и редактируются таблицы в тех случаях, когда мы производим расчет не в процентах, а в средних значениях баллов тех или иных оценок.
Рис. 60 Иногда в аналитических целях возникает необходимость ранжировать полученные частоты и проценты с тем, чтобы сразу расставить приоритеты. Так, в том же исследовании мы задавали респондентам вопрос относительно их оценок изменения различных направлений деятельности администрации за истекшие 100 дней правления нового нижегородского губернатора Г.Ходырева. Этот вопрос выглядел в анкете следующим образом (сами направления были расставлены просто в алфавитном порядке, чтобы подчеркнуть ценностный нейтралитет авторов анкеты, кодировка же — с 38 по 53 просто определяет их порядок): «Как Вы оценили бы изменения в решении проблем, происшедшие после смены областного руководства (табл. 36а)?» Таблица 36 Зависимость участия в выборах от возраста
Таблица 36а
Мы не будем описывать здесь всю процедуру редактирования соответству ющей таблицы — это описание оказалось бы слишком громоздким19 и не при бавило бы ничего нового к методическим указаниям, приведенным выше Отметим лишь, что в данном случае как раз и необходимо заготовить шаб лон пустой таблицы и последовательно, раз за разом перенести в ее ячейю все полученные значения. Давайте отразим полученную в результате расче тов таблицу, в которой вместо заданной кодировки различных значений каж дой из переменных просто расставим процент ответов, полученный каждыд из этих значений в ходе опроса; при этом мы пока сохраняем тот порядо) следования, который был принят в анкете (табл. 37). В этой таблице мы выделили полужирным шрифтом модальные значени: переменной в каждом столбце — так они сразу бросаются в глаза. Для удоб ства последующего анализа можно применить и другой прием — проранжи ровать данные в таблице, т.е. разместить их в порядке убывания от самого ча стого — того значения переменной, который получил наибольшее число от ветов по варианту «стало лучше», до наименее частого — того, который по toi же позиции получил наименьшее число голосов. В результате мы получиг несколько иную табл. 38, из рассмотрения которой мы сразу сможем сделат вывод о том, как оценивают опрошенные нижегородцы приоритеты деятель ности новой администрации на протяжении первых 100 дней ее деятельное ти. Здесь уже нет необходимости выделять модальные или, наоборот, самы низкие значения переменных — они окажутся на самом верху или в самом низ; 19 D и силу того, что переменная была неальтернативной (вопрос-меню), полученное в результате рас четов распределение ответов на каждый из вариантов представляло собою отдельную таблицу. Таблица 37
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |