Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История опросов




СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Методы маркетингового исследования

Маркетинговое исследование

Технология интервью

Виды и типы интервью

Методология интервью

Экспертный опрос

Социологический опрос

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Для выяснения общественного мнения сегодня принято задавать вопро­сы. Большие совокупности людей без применения выборочных методов и статистических обобщений просто так не охватишь. По существу оп­росы — всего лишь постановка конкретных вопросов перед отобранны­ми группами людей, если формулировка вопросов и отбор респондентов основаны на научной базе.

Возможно, опросы в какой-то очень упрощенной и рудиментарной фор­ме проводились с незапамятных времен, — например, перед выборами ста­рейшины или принятием племенем какого-то важного вопроса. Даже про­цесс голосования поднятием руки на собрании считается опросом. Во всех подобных случаях организаторы мероприятия получают обобщенную инфор­мацию о мнении многих людей. Учитывая это, историю опросов надо вести с тех пор, когда впервые стали задаваться вопросы для получения информа­ции об умонастроениях людей. Когда точно это произошло — неизвестно, но из древней истории мы знаем о первых опросах, которые сводились к пере­счету голов. В современном английском языке само слово «опрос» (poll) про­изошло от древнеанглийского слова «голова» (pol, polle) — в средние века в Англии выборы проводились подсчетом голов. Наиболее часто такого рода опросы проводились для получения сведений о том, кто где живет и о коли­честве населения в целом. Такого рода опросы называются переписью.

Первым «профессиональным социологом» впору назвать великого древ­негреческого философа Сократа. Во всяком случае, методом интервью он владел отменно. Жил он в V в. до н.э., период расцвета античной демокра­тии, поэтому философы, видные политические деятели, члены правитель­ства (архонты) запросто беседовали с прохожими на улицах, обсуждая самые острые социальные проблемы. Правда, Сократ пошел несколько дальше v пытался выяснить глубинные вопросы человеческого бытия, решить с помо­щью такого метода серьезные философские проблемы. Прикинувшись про­стачком, он задавал по виду бесхитростные вопросы о смысле жизни, исто­ках и сущности прекрасного в природе. Поскольку все они были заране* продуманы и выстроены по определенной логике, то интервьюируемого от

нередко ставили в тупик, выставляли незадачливым профаном. К сожалению, миг торжества содержал семена неизбежного поражения: кроме противоре­чия во мнениях и взглядах людей Сократ ничего так и не выяснил. Решить сугубо научные вопросы с помощью опроса общественного мнения оказалось невозможно. К счастью, результаты «исследования» Сократа не пропали. Своеобразный научный отчет о них был написан другим великим греком — Платоном в произведении, названном «Диалоги». Однако здесь выведены не реальные люди, которых опрашивал Сократ, а некие идеальные типы, соби­рательные образы — яркие представители той или иной точки зрения, пози-•ции, мировоззрения, господствующего в обществе.

Рис. 1. Первые попытки опросов для изучения общественного мнения

Однако в качестве признанного научного метода изучения общественно­го мнения опросы существуют всего триста лет. В середине XVII в. усилия­ми французского математика Б. Паскаля и позже итальянского ученого И. Бернулли были сформулированы законы больших чисел и вероятностных расчетов, на которые опирается теория выборки в массовых опросах. В 1660 г. сотрудничество двух англичан, Дж. Граунта и У. Петти, завершилось созда­нием новой области исследований, названной ими политической арифме­тикой. В том же году немецкий ученый Г. Конринг читает университетский курс «статистических лекций», который сегодня называют «политической наукой».

Если Конринг, сравнивая различные общественные явления, мало пользо­вался цифрами, то Д. Дэвис в 1787 г. широко применяет статистический аппарат и одним из первых систематически практикует анкету. После его работы «Исследование семейного бюджета трудящихся классов в Англии» в 1797 г. также на основе анкетных данных появляется отчет о положении бед­ноты Ф.М. Идена. Анкетные опросы широко использовались в Германии в

XIX в.; только в одном исследовании Теодора ван дер Гольтда (1874—1875) было опрошено 15 тыс. помещиков об условиях жизни сельскохозяйствен­ных рабочих1. В России первый анкетный опрос был проведен в 1760 г.

Сегодня опросы превратились в крупную индустрию, где ежегодно обра­щается несколько десятков миллиардов долларов. Общих цифр нет, но, по экспертным оценкам, ежегодно в мире проводится до 500 тыс. исследований разной направленности, тематики, жанров. Большинство из них проводит­ся на заказ, чтобы помочь фирмам на рынке или кандидатам в политичес­кие структуры. Многие опросы организуются специально для воздействия на общественное мнение.

Большое количество опросов объясняется тем, что их проводят самые раз­нообразные фирмы и организации (прежде всего гиганты опросной индуст­рии — всемирно известные службы Гэллапа, Роупера и Харриса). Кроме того, опросами занимаются сами средства массовой информации, в том числе из­вестные и уважаемые объединения печатных и электронных СМИ. Опросы высокого качества проводятся также менее известными, но солидными реги­ональными и местными опросными фирмами и научными организациями. В числе последних наиболее известны Институт социальных исследований при Мичиганском университете и Национальный центр по изучению обществен­ного мнения при Чикагском университете. Огромное количество опросог проводится федеральным правительством и по его заказам. Лишь небольшая часть полученных данных просачивается в СМИ, большинство из них навсегда остается в корпоративных архивах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.