Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки научного опроса




В широком смысле опрос включает в себя как интервью, так и анкетирование. В узком смысле термин «опрос» подразумевает только устную беседу, а пото­му сводится к нескольким видам интервью. Анкетирование сюда не входит.

См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. С. 454.

Известные специалисты в области методики Дж. Мангейм и Р. Рич пред­лагают нам на выбор четыре основных типа опроса: очное интервьюирова­ние, телефонное интервьюирование, анкетирование по почте и опрос через прессу. В их классификации явно прослеживается широкая трактовка опро­са, однако она не проведена до конца: отсутствует указание на традицион­ное (индивидуальное и групповое) анкетирование. Само по себе анкетиро­вание присутствует, но только в форме почтового и прессового.

Таким образом, среди специалистов не достигнуто единого мнения отно­сительно употребляемых терминов. Да и вообще, невозможно сказать, какое словоупотребление — широкое или узкое — единственно верное. Правиль­но и то и другое. Авторы имеют право придерживаться либо узкой, либо ши­рокой трактовки, но если уж они выбрали один из вариантов, то проводить его надо через всю книгу. Путаница возникает именно тогда, когда оба зна­чения используются одновременно. Авторы настоящей работы придержива­ются расширенной трактовки опроса.

Будем считать, что опрос — это социологический метод получения инфор­мации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них. Это наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации.

Рис. 2. Опроснаиболее распространенный и самый используемый метод получения информации

Социолог обращается к методам опроса в том случае, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками либо такие источники вообще отсутствуют. Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивиду­ального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Он исполь­зуется при изучении состояния и уровня развития общественного мнения,

социально-психологических факторов. С его помощью получают информа­цию о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях, убеж­дениях людей. В этих ситуациях метод опроса может оказаться основным, а иногда и единственным способом получения эмпирических данных. Кроме того, опрос применяется в качестве контрольного (дополнительного) мето­да, т.е. для расширения возможностей описания и анализа изучаемых харак­теристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователей к определенной совокупности людей с вопросами, содержа­ние которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, — регистрацию и статистическую обработку по­лученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установ­ки и поведение людей, задавая им вопросы. Успех здесь в значительной сте­пени зависит от их качества: хорошие (грамотно сформулированные) воп­росы обещают нам правильные ответы; плохие вопросы дают несоответству­ющие стимулы и имеют своим результатом недостоверные или неточные ответы. Продумывая вопросы, исследователю надлежит избегать двусмыс­ленных, неопределенных, неясных или наводящих формулировок и исполь­зовать подходящую лексику. Небрежность здесь может привести к несовер­шенному вопроснику, вызывающему раздражение или оскорбляющему рес­пондента, и в конечном счете привести исследователя к данным, лишенным всякого смысла.

Таким образом, опрос — это систематизированный сбор информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам. Мы не случайно выделили определение «систематизированный»: оно означает, что предпринимаются все меры к тому, чтобы сделать результаты не только, по возможности, точными, но и типовыми, а кроме того, иметь возможность применить к ним статистические оценки их надежности и достоверности.

Опрос привлекает исследователей благодаря своей универсальности и не­заменимости как основной канал поступления информации. Незаменимым его делает то обстоятельство, что он служит лучшим источником знаний о внут­ренних побуждениях людей (правда, для получения надежных и достоверных сведений надо постараться). Только опрос позволяет сделать невидимое (наши мысли, намерения, мнения) видимым (протокольными суждениями, процент­ными распределениями, наконец, научным фактом). Значительная часть не­обходимой социологу информации скрыта в субъективных состояниях чело­века, которые могут и не найти выражения в его поведении, а потому не стать предметом научного наблюдения. Многое, даже очень многое человек скры­вает от постороннего взгляда, не доверяя свои мысли даже бумаге. Стало быть, анализ документов, скажем, мемуаров или дневников, в которых автор часто любит приукрашать себя, имеет множество ограничений. И уж тем более ог­раничен в своих действиях эксперимент.

Универсальность опроса имеет два измерения — тематическую широту и широту охвата социальных слоев населения. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать, ни услышать, ни приду­мать. Ученый нередко так хитро, умно и дальновидно строит свои вопросы, что выведывает у респондента то, в чем он сам стеснялся признаться себе, о чем не задумывался и никогда не спрашивал себя. К тому же ему не надо

выглядеть очень умным и грамотно формулировать свои мысли, вопрось кажутся ему легкой и незатейливой игрой.

Если соблюсти надлежащие предосторожности, этот метод позволяе получить не менее надежную, чем при наблюдении или самих документов информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельно сти, одним словом, — о чем угодно. Опрос позволяет мысленно моделиро вать любые нужные социологу ситуации для того, чтобы выявить устойчи вость мнений, намерений, мотивов. В этом заключается надежность опроса он дает ученому именно ту информацию, которую тот намеревался получит и которая может быть воспроизведена другими учеными.

Искусство применения опросного метода — и в этом сходятся все специ алисты — состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спра шивать и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным от ветам. Добавив несколько других условий — кого спрашивать, где вести бе седу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая: опросу, — мы получим достаточно полное представление о возможностя этого метода.

Общение социолога с респондентами здесь опосредуется вопросником выполняющим функции инструмента для сбора эмпирических данных, i анкетером (интервьюером), играющим роль оператора. В основе любого воп росника лежат некоторые теоретические представления (пусть даже нея вные не оформленные в виде программы) о предмете исследования. Его назва ние — бланк интервью или анкета — зависит от формы проведения опрос (личное интервью, заочное или групповое анкетирование). В любом случа вопросник представляет собою формализованный набор вопросов, предназ наченный для получения информации от респондентов. Каковы основны требования, предъявляемые к нему? Нередко говорят, что вопросник дол жен быть подобен закону — ясным, недвусмысленным. Исследователю не обходимо соблюдать целый ряд правил формулировки вопросов, чтобы быт уверенным в том, что его поймут, дадут четкие и однозначные ответы.

Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:

♦ психологическое состояние респондента в момент опроса;

♦ ситуация опроса (условия должны быть благоприятны для общения)

♦ содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения воп росов различных типов и их адекватного понимания респондентом).

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеро или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашиват большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хот познавательные возможности опроса безграничны, информация, получен ная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь так, как она пре ломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить зна равенства между объективной реальностью, выступающей предметом иссле дования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях явлениях. Они тщательно учитывают и по возможности нивелируют возмо* ное искажение информации.

Кроме социологов опросным методом пользуются журналисты, врач* следователи, учителя. Как отличить научный опрос от ненаучного? Перва отличительная черта — количество опрошенных. Названные выше специг листы имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашг

вает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах. Почему он так поступает?

Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента, следователя, доискивающегося до при­чин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого.

Социолог же, опрашивающий множество людей, напротив, интересует­ся общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искаже­ния, если их обработать статистически, — взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инже­неров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная черта — достоверность и объективность. Она тес­но связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообраз­ные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблю­дены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несо­единимое, огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного позна­ния совершает математическая статистика. Правда, она требует за это доро­гую цену — совершенное владение методикой и техникой социологического




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.