Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необычные эксперты




Врезка

ФАКТОРЫ ВАЛИДНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Валидность — доверие, которое заслуживают суждения экспертов. Она зависит от компетентности экспертов и трудности решаемой задачи. Суще­ствует много причин, по которым эксперт может оказаться не в состоянии реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Отметим не­которые из них и дадим рекомендации по их устранению.

1. Идентификация суждения с его источником — естественный компонент восприятия человека человеком. Значительно снимается при отсутствии не­посредственного контакта экспертов. Если же группа работает в режиме оч­ного взаимодействия, следует составлять ее так, чтобы туда не попадали люди, хорошо знающие друг друга, начальники и подчиненные. Включение в груп­пу «громких имен» целесообразно лишь тогда, когда вся она состоит из спе­циалистов высокого ранга.

2. Центростремительное давление возникает из-за свойственного боль­шинству людей смещения своих суждений в сторону нейтральной середины.

3 июле-августе 2002 г. исследовательский центр РОМИР провел опрос о культурном облике Мос­квы, где в качестве экспертов выступила не со­всем обычная категория людей, а именно ино­странцы, живущие и работающие в столице': представители крупных зарубежных компаний, торговых представительств, сотрудники по­сольств, культурных фондов, информационных агентств и средств массовой информации, иссле­довательских организаций, университетов. Все эксперты занимают ключевые посты в своих ком­паниях и организациях (возглавляют российские представительства компаний, занимают высокие позиции в дипломатических представительствах, культурных и исследовательских организациях). Они представляли следующие страны: США, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Испанию, Норвегию, Грецию, Кипр, Австралию, Эстонию, Латвию, Украину, Югославию. Исследование проходило в форме неформали­зованных интервью. Структура интервью пред­полагала, что эксперты расскажут о своем лич-

Подробнее см.: Громова Р. Жизнь в Москве глазами иностранцев // http://www.romir.ru/ socpolit/socio/09_2002/image-of-moscow-w2.htm

ном опыте жизни в Москве, выскажут оценки тех или иных сторон культурной жизни города, но при этом у них останется возможность выска­зать свои взгляды на русскую культуру и в бо­лее широком смысле: о том, в чем заключает­ся, по их мнению, ее специфика, о значении русской культуры для иностранцев, об их ожи­даниях, связанных с Россией. Экспертные ин­тервью записывались на диктофон, у интервью­ера также была возможность делать необходи-

мые заметки в процессе проведения интервью. В ходе исследования было взято 40 экспертных интервью, данные которых расшифровывались, кодировались и обрабатывались методами ка­чественного анализа.

Результаты опроса экспертов. В начале интер­вью экспертам предлагалось рассказать, с чем ассоциируется для них русская и российская

Установлено: чем выше самооценка компетентности эксперта, тем выщ устойчивость высказываемых суждений. Переход к заочному взаимодей ствию экспертов сам по себе не исключает возникновения центростремитель ного давления, однако некоторые процедуры сбора информации (процеду ры с качественной обратной связью, с индивидуальной обратной связью позволяют справиться с этой сложностью.

3. Стремление к доминированию может возникать у членов экспертно группы, не являющихся признанными лидерами, это потенциальный источ ник конфликтов. Следует избегать включения экспертов с повышенной тя гой к лидерству в опросы с режимом непосредственного воздействия.

4. Неустойчивость формирующегося мнения характерна для большинств экспертов на этапе знакомства с объектом и первичного обдумывания оце нок. Высказанное в этот момент незрелое суждение может быть воспринят остальными как желанная подсказка. На первом этапе необходимо поддет живать информационную изоляцию экспертов.

Достоверность экспертных оценок повышается за счет правильной ф0г мализации исходной информации, корректного подбора экспертов, соблк дения принципов и процедур экспертного опроса. Она зависит и от индивг дуальных качеств эксперта (профессиональных и практических знаний, ста» и опыта работы в конкретной сфере деятельности и др.).

культура, назвать имена культурных деятелей, работавших в разное время в различных облас­тях искусства и культуры, которые вспоминают­ся в первую очередь, если речь заходит о рус­ской культуре. Ответ на этот вопрос ни у кого из экспертов не вызвал заметных затруднений, подавляющее большинство из них легко назы­вали имена и явления, ассоциирующиеся для них с русской и российской культурой. На первом месте по числу упоминаний стоит русская литература — о писателях, о литератур­ных произведениях, о литературе вообще вспом­нил 31 эксперт из 40 участников этой волны ис­следования. По словам одного из экспертов, «ли­тература — это слава России». На втором месте среди различных областей и явлений российской культуры стоит российская музыкальная культу­ра (о ней упоминают 23 эксперта), причем здесь речь идет почти исключительно о классической музыке. На третьем месте по числу упоминаний экспертами идет российское театральное искус­ство в самом широком понимании. Российское изобразительное искусство, по мне­нию экспертов, в целом меньше репрезентиру­ет российскую культуру. Исключение здесь со­ставляют художники-авангардисты, которых упоминали некоторые эксперты (всего таких упоминаний было 7). По мнению экспертов, авангард — это вклад России в мировую куль­туру; как выразился эксперт из Японии, «аван­гард не мог бы сформироваться в отрыве от революции, от революционного сознания, он просто не мог возникнуть нигде, кроме России».

По уровню проведения и организации культу| ных мероприятий (театр, выставки) все экспе' ты ставят Москву в один ряд с крупнейшик культурными центрами мира: «думаю, Моей можно сравнить с крупнейшими городами ми| по богатству культурной жизни»; «подобж можно увидеть и в других городах мира, н пожалуй, только в крупных мировых центре таких, как Лондон, Париж, Нью-Йорк, к которь теперь принадлежит и Москва»; «то, что я до с пор видела в Москве (театры, выставки), соп ставимо только с культурными событиями с мых крупных городов мира». Сопоставление с мировыми культурными wet рами (это в основном Лондон, Париж, Берли* Нью-Йорк) идет чаще в пользу Москвы («ее сравнивать с Лондоном, в Москве более 6ypi-культурная жизнь, если говорить в целом»; «i чество спектаклей, на мой взгляд, в Москве л' ше»; «в других странах тоже ставятся бале" есть подобные спектакли, но в Москве они особо высоком уровне»; «в Москве богаче ку. турный выбор»).

Однако там, где речь заходит о нетеатральн культурной жизни, часть экспертов считают,' в организации крупных культурных мероприят Москва пока уступает другим культурным це рам. Часто эксперты отмечают организаци! ные и бытовые неудобства, отсутствие необ димой инфраструктуры, с которыми им при дится сталкиваться при посещении культурн мероприятий, хотя сами мероприятия не вы: вают никаких нареканий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.