Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и численность фокус-группы




ОРГАНИЗАЦИЯ ФОКУС-ГРУПП

В зарубежной практике оптимальным считается 8—10 (реже 6—8) участни­ков фокус-группы, в отечественной — 10—12. В своем руководстве по фокус-группам Г. Эдмунде2 утверждает, что большее число человек в групповой дис­куссии неэффективно, а беседа в таком случае не поддается контролю. По другим западным источникам размер фокус-группы — от 8 до 12 человек, ее заседание продолжается в среднем два часа и проходит по нескольким темам, основываясь на заранее составленном плане3. Таким образом, границы чис­ленности фокус-группы колеблются в пределах 6—12 человек.

Основные параметры фокус-группового исследования, такие, как числен­ность участников, их социальные характеристики, число групп и т.д., опре­деляются двумя факторами: общими методическими требованиями к прове­дению групповых интервью и целями исследования.

Известно, например, что во время президентства Рональда Рейгана его выступления перед американским народом сначала апробировались на фо­кус-группах. Состав фокус-групп отражал демографический состав будущей аудитории. Президентские выступления шли в эфир только после внесения соответствующих изменений в текст и манеру выступления, что делало речь максимально убедительной и понятной.

Превышение максимально допустимого числа участников (12 человек) ведет либо к возникновению пассивной аудитории, а обмен репликами на­чинает осуществляться между наиболее инициативными лицами, либо к

Материал подготовлен при участии А.А. Гнутова.

Edmunds H. Focus Group Research Handbook. Paramount Market Publishing, Inc., 2001. P. 1.

Testing — Focus Groups // http://www.lib.utexas.edu/dlp/imls/focusgroups.html

расколу дискуссии на несколько частных собраний. Фокус-группа должна быть достаточно небольшой, чтобы позволить ее участникам беседовать пре­дельно откровенно. Уменьшение численности фокус-группы ниже мини­мального предела сдерживает творческое обсуждение, ограничивает количе­ство новых идей, а нередко ухудшает и их качество.

Сокращенный вариант группы (4—6 человек) годится лишь в экстремаль­ных ситуациях, например, когда интервью чрезмерно затягивается по сро­кам, а у участников появляются причины выйти из ее состава; либо при об­суждении очень большого количества вопросов, когда увеличение количе­ства участников грозит хаосом4.

Необходимость использования небольших по численности фокус-групп объясняется следующими причинами:

Ф в большой группе участники имеют меньше времени для выступлений, дискуссии длятся дольше, порой не приводя к должному результату;

♦ ведущий дискуссию (модератор) в большой группе вынужден действо­вать директивно, жестко ограничивая во времени ее участников;

«в большой группе многие чувствуют себя менее комфортно, чем в ма­лой, так как их возможности отстоять свою точку зрения снижаются5.

Главным фактором, определяющим размер группы, является цель ее про­ведения, характер обсуждающейся проблемы. Если цель фокус-группы состоит в получении возможно большего количества новых идей, то предпочтитель­нее крупная группа. Если же мы хотим выявить максимально глубокие и раз­вернутые мнения каждого респондента, то желательно формировать малочис­ленные группы.

Таким образом, группа не должна быть настолько большой, чтобы стать неуправляемой или препятствовать активному участию большинства членов, но в то же время она не должна быть настолько малой, чтобы не обеспечить существенно больший охват, чем интервью с одним человеком.

Состав группы определяется после предварительного отбора (рекрутиро­вания) людей, давших согласие принять участие в исследовании. Чаще всего исследователи подбирают группу, исходя из принципа гомогенности (одно­родности) — участники группы должны обладать сходными социально-демо­графическими характеристиками. Необходимо, чтобы участники принадле­жали к одному социальному слою и чувствовали себя комфортно в беседе друг с другом. Важно заметить, что целью отбора является гомогенность именно со­циальных характеристик участников, но не гомогенность взглядов и устано­вок. Нарушение этого принципа может привести к непродуктивной дискус­сии. Например: при обсуждении введения сухого закона надо пригласить либо только непьющих, либо потенциальных алкоголиков.

Основными социальными характеристиками, учитывающимися при оп­ределении состава групп, являются: пол, возраст и национальность (в неко­торых регионах может быть значима и религиозная принадлежность), обра­зование и принадлежность к социальному классу.

По мнению СИ. Григорьева, состав участников групп устанавливается с учетом следующих характеристик:

Kreuger R.A. Focus groups: A practical guide for applied research. London: Sage, 1988. P. 94. Langer J. The Mirrored Window: Focus Groups from a Moderator's Point of View. Ithaca, NY: Paramount Market Publishing, 2001; Григорьев СИ., РастовЮ.Е. Основы современной социологии: Учеб. посо­бие // http://irbis.asu. ru/mmc/grig/5.ru.shtml

♦ социальная принадлежность (статус): обычно в одну группу включают респондентов, близких друг другу по социальному статусу (при этом в раз­ных группах должны быть представлены все основные слои населения);

♦ жизненный опыт участников: в одной фокус-группе собираются, как правило, близкие по жизненному опыту люди;

♦ степень компетентности: респонденты с существенно разной степенью компетентности не должны присутствовать в одной группе;

♦ потребительские возможности: в одной группе должны быть люди при­мерно одного уровня финансово-экономических возможностей;

♦ возраст и семейный статус: в одну группу не следует включать людей разных возрастов (при этом группы должны предоставлять все возрастные категории);

♦ культурные различия: желательно не включать в одну группу предста­вителей разных культур;

♦ пол: большинство исследователей выступает за смешанные по полово­му признаку фокус-группы;

♦ точка зрения на обсуждаемую проблему: в одну группу обязательно сле­дует приглашать людей с различными мнениями по вопросам, выносимым на дискуссию6.

Пример 1. Необходимо провести маркетинговое исследование о продук­те «А» при помощи метода фокус-групп. Планируется проведение 8 групп, которые имеют следующие характеристики:

• две с женщинами, являющимися основными покупателями семьи, ко­торые покупают продукт «А» в течение последнего месяца, одна группа — женщины в возрасте 18—24 лет, вторая группа — 25—39 лет;

• две с мужчинами, которые делают определенные покупки в семье и по­купают продукт «А» в течение последнего месяца, одна группа — мужчины в возрасте 18—24 лет, вторая — 25—39 лет;

• две с подростками 14—17 лет, которые знают продукт «А» и употребля­ют его в течение последнего месяца, из них одна мужская, другая женская:

• две смешанные по полу группы, которые не употребляли продукт «А» е течение последнего месяца, одна из них — люди в возрасте 18—24 лет, вто­рая — 25—39 лет.

Пример 2. Необходимо провести социологическое исследование проблемы отношения избирателей к политическим партиям при помощи метода фокус-групп. Планируется исследовать 6 групп со следующими характеристиками:

• одна смешанная (по половому признаку) — молодежь в возрасте от 1 £ до 29 лет, которая имеет среднее специальное и высшее образование, рабо­тает, интересуется политикой;

• одна смешанная (по половому признаку) — молодежь в возрасте от 1 £ до 29 лет, которая имеет средний и ниже уровень образования, не работает не интересуется политикой;

• одна смешанная (по половому признаку) — люди среднего возраста с 30 до 55 лет, которые имеют среднее специальное и высшее образование, ра­ботают, интересуются политикой;

• одна смешанная (по половому признаку) — люди среднего возраста с 30 до 55 лет, которые имеют средний и ниже уровень образования, не рабо тают, не интересуются политикой;

Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru mmc/grig/5.ru.shtml

♦одна смешанная (по половому признаку) — люди пенсионного возраста от 55 лет, имеют среднее специальное или высшее образование, ведут актив­ный образ жизни, интересуются политикой;

♦одна смешанная (по половому признаку) — люди пенсионного возраста от 55 лет, которые имеют средний и ниже уровень образования, не ведут ак­тивного образа жизни, не интересуются политикой7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.