Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия и тактика поведения в конфликте




VIII АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ

VII ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

9—16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хо­рошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально неустойчивый.

0—8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромис­сный при решении проблем и в конфликтных ситуациях; стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует услов­ностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми; инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь; общи­тельный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

9—16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слиш­ком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрываю­щая личность противоположного типа).

0—8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, доб­рый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпа­тии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыст­ный и отзывчивый.

Тест американского социального психолога К. Томаса позволяет оценить индивидуальную стратегию (партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей партнера или напористость — реализация собственных интере­сов, достижение собственных целей) и тактику (уступка, сотрудничество, ком­промисс, избегание, противоборство) поведения в конфликтной ситуации.

Инструкция:

Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в кон­фликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характери­зует Ваше обычное поведение в конфликте, и отметьте его. Утверждения по­вторяются, но каждый раз в новом сочетании.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственностьза решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши от­ношения.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов дру­гого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временемрешить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

I. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

). а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

II. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно­шения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно -шения.

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять насвоем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со време­нем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей пози­цией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти на­встречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинте­ресованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику К. Томаса:

Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.

 

~~—-—____^ Тактика И вопроса" ■—^_^ Противоборство Сотрудничество Компромисс Избегание Уступка
        а б
    б а    
  а       б
      а   б
    а   б  
  б     а  
      б а  
  а б      
  i_ б     а  
  а   б    
    а     б
      б а  
  б   а    
  б а      
        б а
  б       а
  а     б  
      б   а
    а   б  
    а б    
    б   а  
  б   а    
    а   б  
      б   а
  а       б
    б     а
        а б
  а б      
      а б  
    б     а

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в ин­тервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии пове­дения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимиза­ции своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, име­ющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие зани­женные значения по результатам тестирования.


 

СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ

Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источ­ником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикаци­ях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюст­рациях.

Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы — все адресованные респондентам речевые сообщения в воп­росительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а так­же и предлагаемые варианты ответов.

Аппликант — заявитель, лицо, подавшее официальную просьбу о принятии куда-либо, главным образом в иностранный вуз или для получения иностранно­го гражданства.

Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями средствами искусства и художественной деятельности.

Библиотерация — метод психотерапии, основанный на педагогических дидак­тических принципах.

Бренд (брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка.

Бриф — документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится дополнительная информация, необходимая агентству для их достижения.

Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которого формулируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования.

Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, от­ражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению.

Вариация — разброс в значениях переменной.

Верификация — подтверждение научной теории всем множеством эмпиричес­ких фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирическо­го подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления како­го-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться не­ограниченное число раз условиях.

Вопросы-фильтры — класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсече­ние тех, кто не имеет отношения к данному вопросу.

Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обра­ботана.

Выборка — группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Выборочная совокупность — люди, которыми социолог интересуется как иссле­дователь и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка.

Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность — множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых яв­лений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Гистограмма — графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.

Глубинные интервью — детальное изучение представителей целевой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга).

Группировка данных — один из основных методов обработки первичной стати­стической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также име­ющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака.

Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который в этом случае назы­вается модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.

Деликатный вопрос — анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы.

Деловые игры — прикладная методика и система решения конкретных управлен­ческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродол­жительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала.

Дельфи-метод — метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а меди­анное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значе­нию прогнозируемого показателя.

Дескриптивная интерпретация — описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дескриптивные исследования {descriptive research) — исследования, построенные на простом описании изучаемого объекта.

Диаграмма — обобщенное название самых разнообразных графических изобра­жений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.

Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями от­носительно обсуждаемых проблем.

Дискриминантная валидность — те переменные, которые в теории считаются невза­имосвязанными (некоррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Дискриминантный анализ — статистический метод, который позволяет изучать раз­личия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно.

Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений признака от их сред­ней величины.

Дневник — метод исследования, при котором респонденты в течение некоторо­го времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В днев­никах может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.

Дневниковые исследования — изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опрашиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интересующую информацию.

Доверительная вероятность — вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.

Домашний тест (Home-test) — методика домашнего тестирования товаров.

Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел — утверждение, гласящее, что совокупное действие боль­шого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явле­ния либо их взаимосвязи.

Идеализированный объект — теоретическая модель исследуемого объекта, вво­димая на теоретическом уровне анализа.

Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.).

Индивидуальное (личное) интервью — беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних на­блюдателей.

Индивидуальные глубинные интервью — индивидуальные беседы с экспертом в области вашего исследования.

Индикатор — ориентирующий показатель, измеритель, позволяющий в опреде­ленной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических, социальных, политических и экологических процессов.

Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший во­площение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практи­ческой деятельности либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Интервенционистская социология — научное исследование социальной пробле­мы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс.

Интерпретация — истолкование, объяснение.

Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на основе сформулирован­ных научных проблем.

История жизни — тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники.

Кабинетные исследования (Desk research) — в маркетинге вторичные исследова­ния, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.

Квазиэксперимент — крупномасштабное социальное нововведение без предва­рительного тестирования объекта.

Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы.

Глубинное, детальное исследование одного объекта

Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последую­щего выявления формальных связей между ними.

Кластерный анализ — группа технических процедур, используемых для объеди­нения объектов или людей, похожих между собой по двум и более класси­фикационным признакам.

Клиническая социология — направление прикладной социологии, ставящее своей целью произвести позитивные изменения в социальной организации любо­го уровня.

Кодирование — присвоение числовых кодов позициям в социологической анкете.

Конвергентная валидность — те переменные, которые в теории считаются взаи­мосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Конкретизация — перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация).

Консалтинг — помощь клиентам (индивидуальным или институциональным), оказываемая отдельным специалистом или консалтинговой компанией, при решении социальных, экономических и политических проблем, возникаю­щих в ходе практической деятельности.

Контент-анализ — количественный анализа текстов и текстовых массивов с це­лью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выбороч­ной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реаль­ные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Концептуальное картирование (Concept Mapping) — процесс перевода абстракт­ных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа.

Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент вариации — отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней.

Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона — оценка степени тесноты свя­зи между качественными, но не альтернативными признаками.

Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределе­ния двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Коэффициент корреляции рангов Спирмэна — непараметрическая оценка, позво­ляющая измерить тесноту связи как между количественными, так и между качественными признаками.

Критерий Пирсона (%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случай­ная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распреде­ления F(X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными.

Критерий Стьюдента (7-критерий) — критерий, предназначенный для провер­ки гипотез о средних величинах.

Кросстаб (от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — табли­ца)) — «крестообразная таблица», перекрестное наложение значений двух пе­ременных.

Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц.

Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикаль­ной оси откладываются накопленные частоты или частости, а на горизонталь­ной — значения признака.

Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной

переменной. Логический анализ понятий — логическое структурирование исходных понятий,

определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и

структуры. Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и

организационных решений по проведению опроса со списком нормативных

требований.

Маркетинговые исследования (Marketing Research) — система поиска, сбора, об­работки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Медиана — величина варьирующего признака, делящая совокупность.на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фак­тами, гипотезами и теориями.

Методика — организационный документ, основанный на совокупности мето­дов, связанных общностью решаемой задачи. М. выполняет функцию мето­дической инструкции.

Методология: 1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы когнитивного интервью — вовлечение респондента в процесс тестиро­вания, критики и улучшения вопросника.

Мистери-шоппинг — оценка условий торговли, качества обслуживания с помо­щью контрольных покупок, проводимых инкогнито.

Мода — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.

Модераторы — интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов.

Наблюдение — метод сбора первичной информации путем прямой и непосред­ственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Наводящий вопрос — вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или рас­шифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения.

Нарративное интервью (narrative — рассказ, повествование) — произвольное по­вествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера.

Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют дру­гие переменные.

Неформализованное интервью — длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера.

Номинальная шкала — шкала произвольных взаимно-однозначных преобразо­ваний, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравен­ства между числами.

Нормальное распределение — непрерывное, симметричное распределение, име­ющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68% наблюдений попадают в интервал Х+ а; около 95% наблюдений — в интервал Х± 2а; а 99% — в интервал Х± За.

Обработка социологической информации — математико-статистическое преобра­зование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необхо­димую информацию.

Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности.

ОМНИБУС — опрос респондентов путем заполнения ими анкет с большим ко­личеством вопросов на различные темы.

Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками; установление количественных контуров изу­чаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

Операционализм — форма неопозитивизма, основанная на представлениях анг­ло-американского физика П. Бриджмена.

Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через

анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.

Опросная сеть — совокупность обученных и опытных интервьюеров по всей стра­не, которые занимаются проведением различных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных.

Органиграмма — графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение орга­низационных процедур разработки и принятия решения между подразделения­ми, их внутренними структурными органами и отдельными работниками.

Организационный план исследования — описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования.

Оценочное исследование — систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рас­сматривать как вариант прикладного социального исследования.

Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры вы­борки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Ошибки выборки — ошибки, допускаемые исследователем при составлении вы­борочной совокупности.

Ошибки поля — ошибки, связанные с организацией и проведением поля ошибки.

Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессио­нальных сведений, находящихся в конце анкеты.

Первичные данные — полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выражен­ная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные зна­чения.

Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их струк­туру или динамику развития.

Полевое исследование — крупномасштабное изучение социальных явлений ме­тодом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жиз­ненных ситуациях.

Полигон распределения — замкнутая ломаная линия в прямоугольной системе координат с координатами р д), где х. — значение /-го признака, д. — час­тота или частость /-го признака.

Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.

Понятие-индикатор — понятие, обозначающее регистрируемые признаки.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношений объек­та, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Проблема исследования — различие между существующим, чаще всего нежела­тельным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке.

Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характери­зующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потреб­ностям дальнейшего развития.

Программа — стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить кон­цепцию всего исследования.

Прожективные вопросы — вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей.

Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с неопределенными тер­минами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание.

Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии мето­дологи, придерживающиеся позитивистской ориентации.

Профиль работника — перечень профессиональных умений, знаний, навыков и производственного опыта, требуемых для выполнения данной работы или назначения на конкретную должность.

Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.

Психотехника — прикладное направление в советской психологии труда в 20— 30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов — от дизайна рабо­чего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персо­нала; послужило историческим предшественником заводской социологии.

Реинжиниринг — метод совершенствования характеристик предприятия, кото­рый приводит к радикальным изменениям наряду с такими методами, как стратегическое планирование, управление изменениями, достижение тоталь­ного качества и архитектура развития.

Релевантность — уместность, соответствие чему-либо.

Репрезентативность выборки — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной.

Роллинговые исследования — опрос, при котором данные накапливаются до до­стижения достаточного уровня значимости.

Социальная диагностика — оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормально­го состояния, режима функционирования и развития.

Социальная проблема — существующая в самой реальности противоречивая си­туация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Социальное проектирование — обоснованное конструирование отвечающих за­данным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдален­ном будущем социальных объектов (состояний, процессов).

Социальные технологии — вид прикладного исследования, позволяющий мно­гократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления.

Среднее арифметическое — сумма значений переменной, поделенная на число значений.

Среднее квадратическое отклонение — один из показателей вариации, представ­ляющий собой корень второй степени из среднего квадрата отклонений зна­чений признака от их средней величины (дисперсии).

Среднее линейное отклонение — один из показателей вариации, представляющий со­бой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.