КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва, 2002 28 страница
В 25-м году г-жа Безант с Ледбитером, избрав 12 Апостолов (кто из них Иуда?), открыли и Матерь Мира в образе индуски Рукмини, жены нынешнего Председателя Теософического Общества. Тогда же появился и призыв. Распространяться не буду, Вы сами можете вывести заключение о всех этих призывах и избраниях, об оповещениях о Пришествии Мирового Учителя в лице Кришнамурти и Матери Мира в воплощении Рукмини Арундель. Но если Вы так увлечены призывом, то я не буду препятствовать Вам в приношении Вами преданнейших чувств воплощенной Матери Мира и, кто знает, может быть, очарование от личного контакта будет столь велико, что Вы окажетесь воплощением самого Шивы в Его аспекте Ната-Радж (Царя Танца), перед которым воплощенная Матерь Мира совершает свою пляску. Ведь теософическая Матерь Мира изучала древние индусские танцы и собирается воскрешать их в задуманном ими новом Институте Соединенных Искусств. Думаю, что это звучит Вам знакомо. С 17-го года Н.К. за пределами родины начал свой поход за Культуру и единение через Искусство. Его мотто[222] о значении Искусства начертано на Щите наших Учреждений в Нью-Йорке и появилось во многих книгах и журналах. Теперь припомним §375 в «Агни Йоге»: «В чем заключается успех йога? Не в привлечении толпы, но в обращении множества. Около дел йога начинает замечаться подражание сознательное и несознательное. Люди начинают делать то же самое. Даже враги, проклиная, следуют тем же путем... Но йог является первоканалом, первоприемником энергий пространственных. Потому йог светит, как призывный огонь!..» Прочтите внимательно весь параграф. Так будем приветствовать все, что не противоречит, но следует указанному направлению. Для Вашего сведения – конечно, Матерь Мира, Владычица нашей планеты, не воплощалась в этой Расе и не будет воплощаться в этой Манвантаре нашей Земли. На протяжении веков Она передавала Свой Луч Сестрам Братства, и потому с течением времени Облик Ее сливался с ними. Так все герои и подвижники древние, ставшие впоследствии Богами, носили на себе Лучи Великих Образов или же Сами были Ими. В связи с этим приложу Вам одну еще не опубликованную страницу, но прошу ее широко не распространять. Забавно также приводимое в Призыве г-жи Безант наименование «Царь Земли». Мы знаем лишь одного Хозяина Земли, или Князя мира сего, когда-то прекрасного Люцифера. Но, как Сказано, Владыка Шамбалы есть Владыка Высших Миров, потому Он не может именоваться «Царем Земли». Он Водитель Духов Мира Высшего, Мира Огненного, и будущее Царство Его на планете, которая подлежит высшим притяжениям. Вероятно, Вы уже знаете мой ответ на письмо Федора Антоновича и Евгения Александровича в связи с их поездкою. Раз г-жа А.Кима является ученицей Розендорфа, который в основу полагает учение Якова Лорбера, то мы не должны смущать ее. Пусть она идет своим путем. Следует сохранить дружеские отношения, но мой совет – проявить осторожность. На днях Федор Антонович дослал мне и ее прекрасное воззвание к женщинам. Вполне согласна с нею, что теория должна быть соединена с практикой, но не совсем принимаю ее вывода, что «первым шагом на этом пути было бы осуществление юношеского интерната для общежития таких людей, которые решили идти по пути новой великой эпохи возрождения и одухотворения жизни...» Лично я меньше всего заботилась бы о таких интернатах, теплицах и уравниловках. Обеспечение и легкость достижения есть величайшие препятствия на пути духовного роста. Молодость для того и дана, чтобы испытать все препятствия и на них закалить свой дух. В связи с такими предположенными интернатами и мыслями о предоставлении людям полного обеспечения пищей, одеждой и кровлей вспоминаются мне многочисленные лагеря-общины в Америке, образованные в последние годы с тем, чтобы помочь безработной молодежи. Все они окончились, как мне сообщали, неудачею. Молодежь, получая все готовое, оказалась совершенно неспособной к тому труду, к которому она предназначала себя. Большинство предпочло продолжать легкий минимальный физический труд в таком лагере-общине, обеспечивавший им сытую и спокойную жизнь. Как было Сказано когда-то Великим Учителем о некоторых сотрудниках, мало преуспевавших: «Беда в том, что они имеют удобные гавани и не желают выходить в море». Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении их к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон. Потому в строительстве Новой Эпохи главным фактором государственного благосостояния будет народное образование и воспитание. Следует неотложно обратить внимание на улучшение и расширение школьных программ, в особенности школы начальной и средней. Женщина должна поднять свой голос и требовать также уравнение или, вернее, одну программу для мужских и женских школ. С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь Культуры. Только тогда носители знания будут рассматриваться как истинное сокровище не только какого-либо одного государства, но и всего мира и можно будет говорить о скорейшей эволюции и претворить в жизнь мечты о сношении с дальними мирами. Потому повторим вместе с одним мыслителем и деятелем – «всем нужно, во-первых – учиться, во-вторых – учиться и, в-третьих – учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни». Оставим интернаты-общежития и законные заботы о всяких облегчениях для тех, кто нуждаются в отдыхе на склоне лет или же по болезни. Г-жа Кима начала с детского сада, и это прекрасно, почему бы ей не продолжать и не искать единомышленников в своей стране для проведения в жизнь нового типа школ. Но молодежь талантливая любит все необычное, и жизнь в интернате может показаться им пресной. Со всякой уравниловкой могут примириться лишь самые бездарные. Кроме того, все особенно любят и ценят именно то, что далось с трудом и даже с некоторою опасностью. Вот почему все преследуемые и полузапрещенные общества всегда были гораздо успешнее в привлечении истинно ценных работников, нежели признанные и широко оповещенные организации. Так все облегчения никогда не достигали своей цели. Теперь об описанном Вами случае с двумя членами Общества. Понимаю все Ваши соображения и желание оградить Общество от нежелательного элемента. Но я не стала бы настаивать на третейском суде. Обсудив такой инцидент сообща, между членами Правления, без допросов, лучше всего, если секретарь Общества или даже сам Председатель попросит неудачного члена Общества под благовидным предлогом временно выйти из состава его. Лучше все делать без особой огласки. Ведь ангелов среди людей искать не приходится, и часто худшими являются не те, кто провинились явно против установленных правил. Очень часто видимый человек гораздо лучше внутреннего. Мы должны научиться судить прежде всего по внутреннему. Да, волна шовинизма проходит по всей планете. С этим приходится считаться. Там, где был явлен интернационализм, там, где любовь к родине почиталась как признак отсталости, там это чувство может вспыхнуть с особой силою. Потому отнесемся спокойно к проявлению того же чувства у соседа. Я убеждена, что лучшие умы не допустят, чтобы шовинизм, это кривое зеркало высокого чувства патриотизма и синоним ограниченности, овладел страною до опасных пределов. На малые же выпады можно всегда ответить безобидною шуткою. Главное же, дорогой Александр Иванович, будем стоять превыше обид. Обижающийся ставит себя на один уровень с обидчиком, а в этом часто заключается большая несоизмеримость. Устремимся в будущее. Готовьтесь к тому, что Вам ближе и в чем Вы могли бы принести наибольшую пользу. Теперь о параграфе 80 («Мир Огненный», ч. III). Прежде всего следует уяснить себе полностью, что означает и в чем выражается «скрепление огненным уважением к Иерархии». Цепь Иерархии явлена и нельзя проскочить ни одного звена ее. Но чтобы удержаться в мощной Цепи в ее стремительном движении, нужно не выпустить ближайшего к себе звена. Страшен отрыв от Цепи, он уносит нас в пространство, ввергает в хаотическое блуждание. Сколько веков пройдет, прежде чем оторвавшийся дух сможет снова ухватиться за новое звено. Но прежнего звена уже не догнать, оно унеслось далеко вперед. Вот чем страшен отрыв или отход от явленной Цепи Иерархии. Конечно, каждое единение представляет из себя большую силу, но, как и все в мире проявленном, оно имеет две стороны, и если такое единение не скреплено огненным уважением к Цепи Иерархии, то оно может оказаться на темной стороне вместо светлой. Вот почему так настойчиво, так повторно указывается на огненное уважение и верность Иерархии. Именно, нуклеус, не скрепленный огненным уважением и верностью Иерархии, вместо строителя может стать разрушителем. Прочтите внимательно весь параграф. Теперь о Знаках, врученных г-же Слетовой и О.Крауклис. Просите их отнестись со всем уважением к этому оказанному им доверию. Пусть они поймут, что Знак этот может явиться истинным талисманом при достойном образе мышления. Русские должны являть сейчас особую утонченность и дисциплину. Я так радовалась прекрасному упоминанию Рихарда Яковлевича о Вас, дорогой Александр Иванович, как об аристократическом, спокойном, уравновешенном, добром и самодеятельном человеке. Вот эту аристократичность уравновешенности и сохраним в наших отношениях со всеми доброжелателями. Передайте, пожалуйста, г-же Крауклис, что ее сердечное и милое письмо я получила и особенно порадовали меня ее слова, что она не любит оборачиваться назад. Это уже большое достижение. Оборачивание назад есть самые большие путы на ногах. Творческое устремление рождается лишь от созерцания будущего. Конечно, сейчас путь духовного перерождения, путь накопления, но в то же время все узнанное должно быть использовано с пользой для окружающих. Каждая широкая мысль, каждое проявление дружелюбия и миролюбия есть благие действия в жизни каждого дня. Помню, что Рихард Яковлевич очень хорошо отзывался о г-же Крауклис. Очень грустно было узнать о состоянии мальчика г-жи Слетовой. Что говорят доктора? Пусть она не боится сама принимать валериан, это полезно будет и ребенку. Надеюсь, что Ваши невзгоды с квартирантами окончились. Могу себе представить, как неприятен может быть этот элемент. Но разве законы не защищают прав хозяина? О семи пятницах слыхала, но о значении пяти мне пока неизвестно. Может быть, разгадку узнаем позднее. Так, дорогой Александр Иванович, всем сердцем своим устремимся туда, где творится великое дело, будем прислушиваться к каждой весточке оттуда. На наших глазах совершается явление огромного значения. Так, несмотря на трагизм многого, страна растет, трещит, вся в движении в несомненном создании своего будущего... тысячи и тысячи проснулись для начала культурной жизни. Поднятая целина нуждается в широком размахе. Устремление к знанию двигает по правильному пути. Будем радоваться. Храните здоровье. Шлю Вам все лучшие мысли. Духом с Вами. Е.Рерих * * * «Об Учительстве женщин. Вы уже знаете о Великой Матери. Поговорим об Изиде. Изида и нареченная сестра ее Нефтид – посвященные Сестры Братства в Абидосе. Также был Брат, нареченный Озирисом. Сестра Изида – уроженка долины Нила. Брат Озирис пришел с Востока. Причем заметьте, что Изида обладала тайным знанием. Когда же пришел юноша, нареченный позднее Озирисом, Указ исполняя, Сестра Изида отдала часть Тайного Знания новоприбывшему. Озирис послан был передать часть Знания народу, но не мог преуспеть и принужден был вернуться в Братство. Не удалось Ему рассеять людской мрак, называемый Сетхом... После трех лет Братство послало Гора подготовить приход Изиды. Ему удалось пронзить Сетха... Сестра Изида... явилась в мир и положила начало знанию Египта. Со временем ее облик слился с обликом Великой Матери, ибо она имела на себе Луч Великой Ассургины. Сестра Изида – Владычица среди Владык. Матерь Мира пребывает вне слов земных». В связи с прологом длительной драмы на стороне заката вспоминается мне мой вещий сон в 1919 году. Мы тогда находились в Лондоне. «Вижу себя стоящей на балконе нашего дома. Улица как-то раздвинулась, и передо мною открылась широкая и далекая перспектива. Над городом навис зловещий сумрак и стал быстро сгущаться. Толпы темных людей, видимо, чуют нечто необычное и озабоченно спешат укрыться. Небо стало черно-бархатным, и вот на нем внезапно поднялся гигантский красно-огненный Ангел, грозный-прегрозный, и занял весь западный небосклон; ноги Его опирались на два столба червонного Света, расширявшиеся книзу; у пояса висел Ключ, в одной руке держал Он длинный, весь исписанный Свиток, в другой – Меч. Невольно я повернула голову к Востоку. Но там тьмы не было, лишь сумерки и чуть брезжил слабый свет, и над тою Землей стоял молодой месяц и на нем лежал младенец, одна нога его была спущена». В восточных легендах лунный серп и младенец на нем есть символ нарождающейся расы. Конечно, не отнесите этот сон-видение к уже наступившему времени. Исполнение его потребует десятилетий.
Н.К.Рерих, Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману 24 августа 1936 г. Дорогие Зина, Франсис, Амрида и Морис, хотя Ваша воздушная почта опять не дошла и объявлено о размытых путях – уже третий день идет проливной дождь – но все же шлем Вам краткую весточку – может быть, она дойдет как раз к началу разбора рефери. Продолжает заботить нас Указание о возможности появления лжесвидетелей. Помимо всяких служащих в доме, злоумышленники могут найти и других нинкомпупов. Ознакомили ли Вы адвокатов с биографиями их приспешников – нинкомпупов? Ведь все эти нинкомпупы – бывшие люди. Каждый из них по разным причинам должен был покинуть свои прежние занятия, и адвокаты непременно должны знать это. Давали ли Вы читать Миллеру мои статьи, в которых я так хорошо отзываюсь об Америке? – и эту сторону полного доброжелательства адвокаты должны твердо знать. Мы шли к Америке с открытым сердцем, принесли весь наш опыт, и знание, и творчество и сейчас смотрим на Америку как лучшие друзья. Конечно, всю клевету и наносимый огромный ущерб мы не относим к стране, но локализуем около одной зловредной группы. Мы до сих пор не знаем, какие же причины у остальных, кроме трио, так действовать. В преступлениях трио – там все ясно: и кража, и кощунство – все направлено, чтобы показать, насколько они хотят оскорбить все великие Основы. Для нас особенно показательно последнее оскорбление часовни, этим злоумышленники показали, Кому они объявили войну. Дело не в том, что вынесено несколько икон, но смысл кощунства был в том, чтобы показать свое враждебное отношение к этому освященному месту. Ведь не в разноверии дело, но именно в явном желании произвести кощунство. Может быть, кто-то посторонний и не оценит случившегося в полной мере, но Вам-то всем, знающим все основы, должна быть вполне ясна неслыханная преступность этих деяний. Какова же была мера лицемерия трех преступников, когда они будто бы негодовали о всяких совершавшихся вандализмах и произносили лицемернейшие речи в защиту культурных сокровищ! Какова же должна быть природная грубость и подлость, чтобы после стольких лет приобщения к основам, к утонченному мышлению, к высшей культуре они сразу могли бы скинуть, как невместное им одеяние, все культурное, все священное, все прекрасное! Жалкие и презренные существа! Если Леви хотел вернуть вложенный им в дела капитал, то разве такими преступными деяниями можно достичь успеха? Неужели же и все происходящее в мире не заставляет этих преступников задуматься! На днях даже в местных английских газетах мы читали об Армагеддоне. Даже в самых, казалось бы, далеких сознаниях очевидность заставляет просыпаться чувство опасения о будущем. Но среди нинкомпупов-преступников, среди служителей тьмы, наоборот, происходящее лишь наполняет их злобою и мерзостью. Давно ли нинкомпуп восхвалял Высшие Силы, спасшие его от смерти, а теперь он будет оправдывать всякое кощунство против тех же Сил! Происходящее является просто кучею каких-то мерзостей, клевет и лжесвидетельств. Получили ли Вы посланное нами Вам письмо Кеттунен? Вот во что превращается скудное сознание. Истинно, невежество есть ад. А в то же время уже пишутся фрески о Микуле Селяниновиче. Сокровище народного эпоса опять приобретает свое значение. Как замечательно наблюдать борозды судьбы. Недаром так обеспокоены силы ада. Пробуждение стремления к истинному знанию и культуре духа есть главное поражение тьмы. Мы написали Казенсу об удачном свидании Франсис с Селленами. Казенс известил нас, что моя картина так оценена Махараджей, что он поставил ее среди своих любимых предметов искусства. В следующей почте передам Франсис просьбу редактора «Твенти Сенчюри» поставить его в связь с газетами Америки. Ввиду того, что он очень хороший журналист, может быть, Херстовские газеты таким контактом заинтересуются. Как здоровье Косгрэва – этого достойного друга и первоположника выступлений против тьмы? Просим передать ему наш самый сердечный привет. Вероятно, уже вернулся Ф.Стокс – его голос у рефери будет так необходим. Сегодня из-за размытых дорог не мог заехать к нам наш Ман, везший журнал с рецензией о книге Сутро. Значит, только на будущей неделе сумеем послать этот журнал. Как-то откроется Школа? Но будем надеяться, что хотя бы в поврежденном виде она без опоздания начнется, ибо такая деятельность тоже явится поражением сил тьмы. Надеемся, что и адвокаты за это время окончательно оформили свою защиту правды. Ведь у них в руках столько документов высокого морального значения, которые именно нужны будут для рефери. В связи с происходящим в мире так повелительно необходимо утверждать моральные основы. Только этим путем придет и все остальное. Ждем ответа на наш запрос о положении Лиги Культуры. Также инкорпорировано ли новое Общество? Такой ответ общественного мнения тоже будет ударом для преступников. И ударом особо чувствительным. Ведь главная их задача – уничтожить авторитет, после чего остальное легко рассыпется. Все мысли с Вами. Сердцем и духом с Вами.
Е.И.Рерих, Н.К.Рерих – З.Г.Лихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману 26 августа 1936 г. Родные наши Зина, Франсис, Амрида и Морис, хотя и с опозданием вследствие порчи пути, сейчас все же дошли письма от Зины по 7 августа и от Мориса и Клайд и Дорис по 6 августа, от Франсис письмо от 8-го пришло неделею раньше. Очень тронуты соображениями Франсис о Буффало и Зины относительно Зейдель в связи с картинами. Примем во внимание необходимые при этом деле обстоятельства. Не забудем, что из-за действий Леви нам приходится сейчас особенно высоко держать знамя Музея. Вы знаете о цифре, в которую ценился Музей. Значит, если бы сейчас почему-либо произошло крупное падение расценок, то помимо всяких художественных и материальных соображений это прежде всего создало бы большие осложнения и для всего дела. Ведь это не осталось бы тайной, и Вы можете себе представить, что на этом стал бы разыгрывать злоумышленник. Ведь между юристами многое становится обоюдно известным, Вы об этом прекрасно знаете, и таким путем всякие слухи могут достигать совершенно нежелательные уши. И без того для удобства посылки будут избегать город, и будут приниматься в соображение и размеры, ибо для посылок, как Вы знаете, существуют определенные правила, предусматривающие и размеры и вес. Но, конечно, как Вы знаете, ценность картины не в весе и не в ее размере. Каждый коллекционер знает, как часто он платил за малую вещь во много раз больше, нежели за большую того же мастера. Припоминаю курьезный эпизод из Японии. На местной выставке я имел неосторожность похвалить картину одного известного художника, величиною, думаю, не менее 150 кв. футов, изображавшую туман в горах. Представьте себе однотонное безбрежное море тумана, чуть тронутого по холсту, из которого наверху холста поднималась небольшая снежная вершина. На другой день я был осчастливлен сообщением, что художник, тронутый похвалою, подарил мне этого «слона». Мы конфузливо принуждены были замолчать этот дар, ибо с таким грузом мы двигаться не могли и заплатили бы за пересылку его большую сумму. Ценность каждого художественного произведения не в размере, но в его сущности. Если в Буффало имеется в виду определенная галерея, то относительно Лос-Анджелеса следует сообщить Зейдель, что сам способ выставления или ознакомления с картинами должен быть очень достойным. Ведь невозможно приносить картины на дом в неизвестную обстановку и там оставлять их на неизвестных людей. Нельзя показывать без рам. Публика менее всего ценит веши, которые будто бы так легко циркулируют, потому-то реномэ самой галереи, где картины показываются, так важно. Уронив достоинство и ценность, невозможно будет их восстановить, к этому помню слова Акселя Галэна. Конечно, Вы все эти соображения знаете, но Зейдель, оказавшаяся в этом деле новичком, может себе не представлять всех таких основных крайне важных условий. Конечно, вспоминая Зейдель, я чувствую, что она найдет достаточный вкус и такт, чтобы охранить поручение. Кто знает, может быть, и для Бостонской выставки некоторые небольшие картины как имени собственниц[223] пригодились бы. У Вас уже имеются две вещи, имеющие внутреннее отношение к экспедиции, может быть, успеют подойти и еще несколько. Не будем чересчур повторно обременять почту. И так уже риск довольно велик. Помимо прочего, у нас вследствие дождей путь затруднен временно. Какая разница в сроках корреспонденции. В то время как с «Гинденбургом» одно письмо дошло в девять дней, а пароходная почта берет пять недель, не говоря уж о долгих сроках почтовых посылок или грузов. Понимаем все трудности Зины к открытию Школы – ведь столько разрушено и исковеркано злоумышленниками. Полагаю, что было бы полезно немедленно же создать, кроме деканов, маленький совет из преподавателей. Наверное, кроме доброжелательных – Мордкина и Врионидеса, найдутся еще двое или трое, чтобы из них образовать нуклей и тем ближе иметь их суждение и советы. Таким образом, будет еще одна инстанция, с которой Зина будет в состоянии обсуждать создающиеся положения. Помнится, один из племянников Палмер показался Юрию и Свету довольно симпатичным. Между прочим, вспоминаю, как покойные сестры относились хорошо к Зине, неужели их симпатии потом почему-то замерли. Чтобы не забыть, напомните Зейдель о некоторых бывших недавних ценах: Хисс – 6500 долларов, Мэри Гардэн – 3800, Палмеры – 5000, Крэн (по знакомству) – 3000. Размеры этих картин Вам известны. Также не забудем и картины у Сутро. Снабдите этими сведениями и Зейдель, ей они могут очень пригодится как фактические данные. Также помните, что Сторк по случаю купил у Кошиц мою картину за 1800 долларов. Мое «Святое Озеро» в Ливерпуле дало хорошую цену, свыше 500 английских фунтов. В Швеции за маленькую картину платили 6000 крон. Все это полезно для записной книжки Зейдель. Передайте ей наш сердечный привет. Очень благодарны Инге за журнал заседания от 9 июня. Вероятно, пришлете нам и журналы заседаний предыдущих собраний. Для истории дел такие документы чрезвычайно важны. Здесь нам трудно установить, было ли собрание 9 июня проведено первым Комитетом Зашиты или Комитетом Друзей Музея? На месте Вам виднее, как разделяются эти два Комитета. Впрочем, когда будет регистрировано наше Общество, то может быть один Комитет Защиты, а все другие могут действовать уже от имени Общества, будучи его членами. Читали мы в газетах о завещании Палмер, и еще раз становилось нам ясным, что атаки Леви на Учреждения могут отталкивать всех друзей. Пусть и адвокаты поймут, что делают клевета и вандализм. Действительно можно представить отход многих друзей, если они будут читать в газетах всевозможные клеветнические мерзости. А ведь такие друзья, как Палмер, как Вы теперь видите, имели достаточно средств, чтобы посмертно откликнуться на нашу Школу и научно-художественные Учреждения, которым они уже начинали помогать. Вот плоды КЛЕВЕТЫ! Теперь если бы кто-то сказал, что в газетах допустимы всякие клеветнические выпады и общественное мнение вовсе не должно вставать на защиту правды, то такому человеку следует напомнить, что в каждой культурно-цивилизованной стране общественное мнение особенно сильно выражается. Какой же вред причинили прекрасные письма Ф.Стокса и Косгрэва и упоминание газетами имени Плаута в связи с январской клеветой? Наоборот, все эти голоса были заслушаны далеко за пределами Америки и вызвали удовлетворение в людях, преданных Культуре. На все дело о клевете мы не смотрим как на дело личное и частное – оно тоже составляет Крестовый Поход за Культуру и прокладывает этап прогресса страны. Не лично болеем о клевете, только что в журнале, полученном из Риги, «Вера и Жизнь» читаем следующий пассаж: «В древности за колесницей победителя-триумфатора бежал клеветник, который громко кричал, обвиняя во всех самых ужасных преступлениях украшенного лавровым венком триумфатора. Но этим клеветник не только не вредил последнему, а еще усиливал овации и рукоплескания в среде чествовавшего победителя народа». К такой манифестации пришла классическая мудрость. Знаем мы с вами, что «клевета, как факелы дикарей в ночных переходах». Видите, как классическая мудрость заботилась об общественном мнении и пользовалась всеми средствами для того, чтобы ее вызвать. Если кто думает, что в истории Культуры достаточны неопубликованные определения суда. Кто о них помнит! Кроме того, очевидно, не без причины во всей истории человечества высказывалась забота о мужах праведных. Ведь и Плаут уже имел случай убедиться в странно формальном отношении суда, когда его ходатайство было отклонено. Ведь без общественного мнения не может быть и суда! Недаром многоопытный адвокат Дэрроу так еще недавно скорбел о всяких несправедливостях и причину этого видел в отсутствии общественного мнения. Вы уже знаете, как блестяще окончилось дело Юсуповых за клевету и дело бельгийского министра за клеветническое название его. Очень важно, что дело Юсуповых протекло в Америке и велось американским адвокатом-женщиной. Очевидно, этот адвокат очень понял элементы всего дела. Так же точно, если бы у кого-то еще осталось недоумение о причинах неприезда, то скажите ему совершенно ясно о всех семи причинах. Казалось бы, каждый вдумчивый человек поймет, что болезнь Е.И., сложившаяся на служении Культурным делам, уже одна является решающим основанием. Если же к этому прибавить все последствия клеветнических выпадов и все отвратительные угрозы, всякие последствия докладов Лабулэ и финансовые трудности, то ведь это получается целое нагромождение обстоятельств, из которых ни одно еще не было разрешено удовлетворительно. Покинуть же сердце Е.И. в смертельной опасности и одним опрометчивым решением все ниспровергнуть – ведь это недопустимо ни с какой человеческой точки зрения. Ведь те же люди, которые невдумчиво настаивают, после непоправимо случившегося хватают себя за голову в ужасе, что такое непоправимое несчастье произошло. Но Вы-то, родные, знаете, насколько невозможно идти против Указаний. В Париже все время продолжаются хлопоты по урегулированию последствий клеветы в передаче Лабулэ. Без документов тоже двигаться нельзя. Вообще ни в чем не теряется ни дня, ни часа. Укрепляются и завязываются новые отношения. Постоянно получаются доброжелательные доказательства из мест совсем неожиданных. Только что получили из Варшавы на польском языке целую брошюру о Пакте и даже не знаем, какие такие неведомые друзья ее напечатали. Но брошюра лежит перед нами и так же, как деятельность в Латвии и журнал Литовский, напоминает, сколько неведомых друзей бодро работают во славу Культуры, понимая, что сейчас самое важное время для посева этих зерен, для своевременного урожая. Не дальше как вчера наш новый корреспондент из Хонг-Конга прислал интереснейшие газеты, и вот при этом размахе происходящего как сугубо отвратительны преступления трио. Замечательны предложения в Лондоне и Варшаве руководить домами Культуры. Итак, это письмо дойдет...[224] после начала рефери. Пусть все моральные основы дела будут особенно укрепляемы. Полное Ваше единение будет залогом скорой победы. Сердцем и духом с Вами. Е.. Н.Р.
Н.К.Рерих, Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман, К.Кэмпбелл и М.Лихтману 26 августа 1936 г. Доверительно Родные Зина, Амрида и Морис, сейчас получили Вашу телеграмму и ответим относительно Миллера, как Вы и предлагаете. Неужели против него может быть какая-то скрытая оппозиция? Ведь он со своим другом Кахаланом только что дал такие явные доказательства своей полезности. Ведь когда другие адвокаты отказались от дела Софьи Михайловны, он именно удачею в этом деле положил начало и прочим удачам. Кроме того, его приятель Кахалан имеет большие знакомства именно в тех кругах, которые могут так сильно пригодиться. Таким образом, именно комбинация Миллер–Кахалан может быть чрезвычайно необходима во всех тех случаях, где публишеры не имеют связей и опытности или почему-то не хотят обратить должного внимания. Из второго извещения о комментариях Брата к условию Адриана мы понимаем, что, вероятно, это условие писано вилами по воде. Может быть, приезд Клайд в Тульсу даст новое определенное движение. Теперь что касается до рам, то, во всяком случае, их будет дешевле сделать в Америке, а стоимость их будет вычтена из суммы Флорентины. Вы правильно просили высылать вещи как парсель[225] – мы так и сделали для первой посылки (42), и вторая уже посылается (20). Ведь для картин требуются самые простые рамы из общепринятого в Америке машинного багета. Конечно, никаких закругленных углов не нужно, а именно вроде того, как простые рамы в Музее. Конечно, может быть опасно обращаться к тому же Брекстону, как знает Морис, делавшему все прежние рамы. Ведь нечто может просочиться. Но такие простенькие дешевые полуциркульные рамочки, рисунок которых прилагаю, имеются буквально в каждом рамочном магазине. Ведь не нужно никакого особого дерева. А краска рам, подобно музейным, делается самым машинным образом. Кстати, здешний орех в рамках весьма коробится. К тому же сейчас совершенно нельзя достать его в достаточно сухом виде. Делать же рамы из деодара нельзя, ибо из него все время сочится смола. Такая проба уже испортила одну картину. Кроме того, как Вы правильно замечаете, каждая посылка объемистого ящика может причинить большие осложнения. Ведь такая посылка должна непременно идти через консула, тогда как посылка парселем обходится без этого прекрасного участия. Вспоминая россказни пианистки, ведь можно ожидать, что консулы знают и имеют кое-какие указания. Ведь о гараже местный консул очень старался и старается. Конечно, третью посылку мы рискуем сделать пароходным грузом через «Макинон Макензи» отсюда на указанную компанию; дай Бог, чтобы она дошла без осложнений – ведь такая посылка без консула не обойдется. Потому-то так необходимо сделать хотя бы дешевенькие рамки в Америке. Ведь, во всяком случае, стекла придется поставить в Америке. Значит, картины все равно пришлось бы вынимать из рам и прибавить сзади предохранительную папку. Так же, во всяком случае для рам, совсем не нужно орехового дерева. В Америке ведь есть какое-то совершенно доступное и притом не тяжелое дерево – я видел сам подходящие рамки в магазине Фридриха, который находится на 57-й улице около Карнеги Холл. Раньше он мне всегда делал узенькие простенькие рамки без всяких украшений и, конечно, не красного дерева. Посылать же отсюда ящик с пустыми рамами и истратить на его посылку 60–70 американских долларов и невыгодно, а, кроме того, такой ящик с дровяными пустыми рамами обратил бы на себя всеобщее внимание. Полагаем, что сорок две узеньких рамки даже со стеклами обойдутся приблизительно в те же цифры. Поэтому очень просим Вас заказать 62 рамки со стеклами в величину присланных Вам двух картин, ибо все картоны абсолютно того же размера и требуют совершенно одинаковых размеров рам. В первой посылке, повторяем, будет 42 картины, а во второй двадцать – вот почему требуется в общем 62 рамки. После того как картины будут вставлены в рамки под стекло с предохранительными папочками с обратной стороны, их можно будет показать Флорентине. Когда мы перед отправкой разложили их на полу нашей гостиной, они заняли почти всю комнату – получилась большая плоскость. Такие избранные вехи Азии имеют значение как порознь, так и как целая сюита – симфония. При перепродаже в них могут быть заинтересованы и Музеи, которые сразу получают целую неповторенную панораму. Помнится, что Даллас Музей, а также Хессемер интересовались, и такая симфония может их заинтересовать еще ближе. Мы уже писали, насколько опасно показывать картины просто в случайных гостиных. Картинам соответствует для их выставки Галерея или Музей или же места частных коллекций. Помните результат аукциона, бывшего во время ресивершипа[226]. В моей статье «Неизвестные художники» упоминаются эпизоды с картинами Рембрандта и Коро. Словом, знаем, что Вы сделаете как можно лучше и бережнее. Ведь публика часто не разбирается в ценностях, но Вы и об этом знаете. Итак, берегите Искусство.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |