Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Апостольское чтение. I. Евангельское чтение




I. Евангельское чтение.

Неделя Тридцатая по Троице.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю Двадцать Девятую по Троице.

Арсений, митр. Киевский. Сочинения (74 г.), ч. I, стр. 631.

Димитрий, арх. Херсонский. Сочинения (90 г.), т. III, 436.

Феофан, еп. Слова к Владимирской пастве (69 г.), 87, 120.

Его же. Слова к Тамбовской пастве (61 г.), 301.

Евсевий, арх. Могилевский. Беседы на евангелия (63 г.), ч. II, 267

Его же. Беседы на чтения из апостола (67 г.), ч. II, 198.

Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи (89 г.), 481.

Николай, еп. Алеутский. Проповеди (97 г.), 336.

Леонтий, арх. Варшавский. Слова, поучения и речи (76 г.), т. I. 345.

Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов (98 г.), 149.

Сергиев И., (Кронштадтский) прот. Полн. собр. сочинений (94 г.), т. II, 685-699.

Белоцветов Α., прот. Круг поучений (94 г.), 186.

Шумов П., свящ. Сборник общепонятных поучений (94 г.), вып. I, 268; вып. II, 538.

Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 419.

Бандаков В., свящ. Поучения (75 г.), вып. III, 157.

Дьяченко Г., свящ. Ежедневные поучения (97 г.), т I, 458.

Зачало (91): Евангелие от Святого Апостола Луки 18:18-27.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Практический очерк содержания рядового чтения.

Евангельское чтение этой недели из Евангелиста Луки - то же самое, какое положено в Неделю Двенадцатую из Евангелиста Матфея (см. Неделю Двенадцатую по Троице, том 3).

 

Зачало (258): Святого Апостола Павла послание к Колоссянам 3:12-16.

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Практический очерк содержания рядового чтения.

В апостольском чтении этой недели предлагается наставление ο любвеобильном отношении христиан к злым людям.

1. В чем это должно выражаться (ст. 12-15)? и

а) К любвеобильному отношению к злым людям увещевает апостол, когда говорит: " облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие (σπλάγχνα αίκτιρμών, сердечное милосердие) благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение " (ст. 12). Все перечисленные добродетели служат общим выражением любви, в ней они имеют свой источник, корень и составляют ее плод. Злые люди, во всяком случае, заслуживают нашего сердечного, искреннего, глубокого и живого милосердия, "какое имеют отцы к детям." Если даже их злоба или вражда уязвляют нас самих, то и тогда мы должны питать к ним не нанависть и недоброжелательство, a чувство живейшего милосердия, потому что они несравненно более, чем нам внешне, вредят себе внутренне, губя свою душу грехом, плата за который смерть. Они заслуживают такого милосердия и в том случае, если остаются нераскаянными в своей злобе, ибо, хотя бы они и наслаждались внешним счастьем, им недостает внутреннего мира и спокойствия совести. С сердечным милосердием или глубокой сострадательностью к нравственному состоянию грешников, христианин соединяет доброту в обращении с ними, обходительность и благорасположение, чуждые суровой и надменной жестокости.

К обходительному обращению со злыми людьми христианин влечется искренним смиренномудрием, он знает по собственному опыту, как испорчено сердце от природы, и как бессильны все усилия к его исправлению без помощи Божьей благодати, он чувствует еще в самом себе греховные влечения, - и это сознание предохраняет его от всякого высокомерия, располагает его к смиренномудрию и удерживает его от надменного обращения, которое поступает без милосердия и отвращается с презрением от всякого грешника. И поскольку христианин знает в то же время, как страшен грех, коль скоро он овладевает человеком, то он старается также сохранять кротость и долготерпение, если злые люди причиняют ему оскорбление, их несправедливость не раздражает его, не возбуждает в нем злой мстительности, не нарушает его внутреннего мира, но в глубине своей души он всегда питает сердечное сострадание к своим оскорбителям или притеснителям. Оказывать такое сердечное милосердие, доброта, смиренномудрие, кротость и долготерпение, христиане побуждаются тем, что они избраные Божьи, святые Его и возлюбленые. Все, чем они обладают, как христиане - и дарованная им благодать, и их усыновление y Бога, - побуждает их к исполнению этих добродетелей в отношении к злым людям. И какой действительный вред могут причинить злые люди тем, кто принадлежат к избранным Божьим, которых благодать Божья призвала к участию в евангельских обетованиях, какими они пользуются в общении с Христом и во времени, и в вечности! Им, которые "святые," очищены от всякия скверны плоти и духа и имеют избавление от грехов кровью Христовой - что им могут сделать люди? Они знают, наконец, что они y Бога возлюблены, поэтому, если бы люди и стали их ненавидеть, или искать их погибели, они не сокрушаются, ибо знают, что Бог есть их Бог, и что Христос за них умер и воскрес.

б) Любвеобильное отношение христиан к злым людям обнаруживается также в той готовности, с какой они прощают наносимые им обиды и оскорбления: " снисходя друг другу и прощая взаимно " (έαυτοΐζ самих себя, взаимно), " если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас, так и вы " (ст. 13). To, что не нравится нам в другом, мы должны переносить с терпением, ибо и y нас самих, может быть много такого, что не нравится другому. И если другие люди обижают нас или оскорбляют, то и тогда мы должны охотно прощать обиды и оскорбления, хотя бы они и были велики, хотя бы мы ни чем прежде не оскорбили обидивших нас, хотя бы мы были люди великие, a обидевшие нас - незначительные, хотя бы они и после прощения намеревались оскорбить нас.

Побуждением к такой всепрощающей любви служит для нас Иисус Христос. Он прощает нам все грехи, как бы они ни были велики, не должны ли и мы прощать ничтожных, большей частью, прегрешений брата против нас? Но "так как, может быть, что иной простит не с любовию," то апостол заповедует далее: " Более же всего облекитесь " (ένδύσασυε, облекитесь в) "в любовь, которая есть совокупность совершенства " (ст. 14). Когда неправда одерживает верх, и когда любовь иссякает и охлаждается, тогда разъединяются человеческие сердца, и прекращаются всякие искренние, дружеские сношения. Но если так бывает y чад мира, то не так должно быть y христиан; они облекаются любовью, как бы постоянной своей одеждой, в этой любви они ходят и никогда с ней не расстаются, любовь - их стихия, в которой они живут, движутся и существут, ибо они живут, движутся и существуют Тем, Кто сам есть любовь. Эта любовь есть союз - совокупность совершенства, венец всех добродетелей, "связь, подобно корню, удерживающая то, что составляет совершенство."

Без любви не может быть ничего доброго, напротив, любовь содействует всякому добру, угодному Богу и людям. Как бы люди злые ни силились разорвать союз любви, им никогда не удастся этого сделать, все реки их мщения и злобы не в состоянии угасить священного огня любви, пылающей в сердце христиан. Добрый любит злого, хотя и ненавидит зла, ибо в закоренелом грешнике он видит брата, искупленного кровью Христовой, - заблудшего сына, не узнавшего еще объятий Отца, поэтому его любовь неистощимо деятельна в том, чтобы наставить грешника на истинный путь веры и добра.

в) Любвеобильное отношение христиан к злым людям проявляется, наконец, в миролюбии: " и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны " (ст. 15). Мир Божий или мир с Богом есть живейшее чувство спасительного сознания об отпущении грехов, каким верующий христианин наслаждается во Христе Иисусе. Оправданный верой, он имеет мир с Богом (Рим. 5:1), и его сердце, обладая Божьим благоволением, чувствует себя счастливым. Этот мир царствует в душе христианина, - и ничто не может его нарушить, никакие внешние бедствия не в состоянии его уничтожить. И так как христианин знает, что он зван и, действительно, принадлежит к единому, великому "телу" церкви Христовой, где каждый член должен приобщаться того же мира - то он не перестает заботиться ο том, чтобы посредством миролюбия привнести свой мир к общему миру всех членов Церкви. Его мирные поступки служат отражанием и выражением мира его сердца; обладая этим миром сам, он призывает к участию в нем и других. В таком миролюбии христианин поистине выражает свою благодарность за великую Божью благодать, которой он удостоился во Христе Иисусе.

2. Какие вспомогательные для этого средства (ст. 16) должен употреблять христианин, чтобы с успехом оказывать такое любвеобильное отношение к злым людям?

а) Прежде всего апостол заповедует усердное употребление слова Божьего: "слово Христово," говорит он, " да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью " (ст. 16). Правильное и частое употребление слова Божьего доставляет неисчислимые блага душе. Слово озаряет духовные очи, и мы видим истину, волю Божью и путь спасения, оно наполняет нас святыми чувствами благодарной любви к Богу, оно оживляет наше сердце святыми намерениями и предприятиями, оно укрепляет нас в исполнении благой и угодной Божьей воли. Слово Христово, если вселяется обильно в наши сердца и жилища, проливает свет на все наши отношения в жизни и во всех наших обязанностях. Оно дает сильнейшие возбуждения и побуждения к добру, оно, подобно зеркалу, раскрывает нам наши грехи и указывает, в то же время, где и как мы можем искать спасения. Βсю истинную мудрость жизни мы почерпаем единственно из слова Божьего и только при его свете мы можем правильно исполнять всякий долг, лежащий на нас, как на людях и христианах.

б) Далее апостол говирит: " научайте и вразумляйте друг друга псалмами (ψαλμαις), и в славословии (ϋμνοις - ветхозаветных свяшенных гимнах, вроде песни, например, Моисея) и и духовными песнями (ψδαΐς πνευματικαΐς - песнех, составляемых самими христианами), во благодати поюще в сердцах ваших Господеви" (ст. 16) Вот второе вспомогательное средство для любвеобильного отношения к злым людям, если христиане обращают братское общение и снисходительность для взаимного назидания в добре. Сильные, живые и действенные изречения Писаний, прекрасные стихи псалмов, переданные другому, применительно к его нужде, сообразно с его душевным настроением, не могут не оказывать благотворного действия: люди печальные утешаются, нераскаянные исправляются, беспечные пробуждаются, ленивые поощряются, колеблющиеся укрепляются в вере. Таким образом, внутренняя борьба укрощается, и заблудший грешник обращается на путь правый. Могущественно действует такое взаимное назидание на возрастание внутренней жизни, но не менее сильно действует оно и в том случае, чтобы удержать нас самих на узком и верном пути любви в отношении к злым людям, чтобы мы сами старались назидать и укреплять себя во всяком добре, воспевая в сердцах ваших Господу. Из глубины сердца мы должны воспевать хвалу и благодарение Господу за Его милость и благодать, которой Он утверждает нас в любви и делает нас крепкими к тому, чтобы побеждать ненависть мира, иметь терпение, показывать кротость, быть обходительными и доброжелательными, исполненными сердечного милосердия к злым людям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.