Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одна из важнейших очередных задач 3 страница




Мы слышали тут приветствие профессора Грибова от Автодора. Что Автодор может сделать для политехнизации школы? Мало ведь того, что говорят: «Да, политехнизация школы – дело хорошее». Но вот что Автодор может сделать, как он может при помощи автомобиля организовать перевозку учащихся, как он может при помощи автомобиля создать передвижные выставки по политехнизации, как он может организовать разъяснения конструкции каждого автомобиля в каждой школе, – вот что важно. Тут может быть намечена целая программа, программа осуществимая, на которую внутри своей организации Автодор может двинуть большие силы. Если каждый будет в одиночку действовать, сколько бы хороших слов ни говорили, ничего не будет сделано.

Пойдем дальше. У нас ведь добровольных обществ чрезвычайно много: Варнитсо, Осоавиахим, «Друзья радио», «Друзья кино». Что они все будут делать для политехнизации школы? ОДН? (Общество «Долой неграмотность». – Ред.) Вот в тезисах, которые написал Владимир Ильич по поводу производственной пропаганды[50], имеется такой пункт, что надо ликвидацию безграмотности связать с производственной пропагандой. Через месяц будет съезд ОДН. На этом съезде необходимо будет поставить вопрос о том, что необходимо, чтобы каждый ликпункт связался с производственной пропагандой, и в то же время на каждом ликпункте, где главная масса учащихся – женщины, разъяснялось бы, что это такое значит политехнизация школы и что может каждая работница, каждая крестьянка сделать для этого дела.. Если мы через ОДН поставим это дело, тут, конечно, будет большой сдвиг. Но надо, чтобы каждая организация не действовала независимо от другой, а надо, чтобы был выработан общий план работ. Это имеет громадное значение. Нужно сказать, что многое предстоит еще сделать в области политехнизма, много методических задач, много задач педагогического характера, как подработать тот или другой вопрос, и тут Обществу педагогов-марксистов необходимо развернуть большую работу. Необходимо, чтобы была секция по политехнизации школы – секция Общества педагогов-марксистов, – которая опиралась бы на научные институты, на целый ряд сил, где можно было бы черпать все новые и новые, более глубокие подходы. Достижения необходимо популяризировать, бросать на места. Тогда мы проведем это дело.

На этом съезде мы разговаривали «начерно», если можно так выразиться, а на практической работе всегда возникает масса трудностей не только организационного характера, но чрезвычайно много трудностей методического характера.

Мне пришлось видеть в Ленинграде одну из образцовых школ Ленинграда в бывшем Павловском институте. Там пытались провести политехнизацию школы: привлекли рабочего с завода, но методически никто не помог, никто не разъяснил, что он должен делать. Его пригласили обучать учеников, дали ему материал – и кончено. Он стал учить делать болты так, как он их делал на заводе. Никто не позаботился методически помочь этому рабочему.

Эта большая работа, это продвижение методических вопросов, связанных с политехнизацией, должны лечь на Общество педагогов-марксистов. Точно так же у нас есть целый ряд научно-исследовательских институтов, которые проводят интересную работу.

Тов. Шохин немного с маху всю прежнюю работу обругал. Он говорил, что раньше ничего не делалось, но если мы возьмем, например, Институт методов школьной работы, то мы увидим, какое громадное число конференций проводилось по вопросам о программах школы, по вопросам политехнизации школы. Тут не в этом дело, а дело в том, как этот опыт учитывался, увязывался и связывался в одно целое. Если мы возьмем то, что делалось по политехнизации школы, то мы знаем, что отдельные наши опытные школы даже в 1918/19 и 1920 гг. проделали интереснейшую работу. Многие школы в дальнейшем даже стали хуже работать, чем они работали в свое время. Опыт, конечно, есть, но этот опыт развивается. Отдельные школы имеют прекрасный опыт в области политехнизации, но нужно этот опыт учесть, обобществить его, нужно, чтобы этот опыт был не опытом отдельной школы, а опытом всей страны. Конечно, всякие выставки этому чрезвычайно способствуют.

Я бы хотела еще сказать, что когда мы говорим о едином плане, то мы не должны забывать о целом ряде наших учреждений. Тов. Шохину пришлось сделать разъяснение по поводу коммунальной школы, но мало говорилось также о техникумах и вузах. Недавно у нас была конференция по педтехникумам. На этой конференции мы говорили о том, что теперь необходимо, чтобы каждый педтехникум в районе являлся центром, чтобы он проводил большую организационную работу, помогал учительству данного района в целом. У нас не только педтехникумы существуют, но у нас есть индустриальные техникумы, сельскохозяйственные техникумы. Все эти техникумы должны быть поставлены на службу политехнизации школы. Они должны свою работу увязать с той общей работой, которая будет вестись по этой линии.

Индустриальный техникум, предположим, не может только замкнуться в четырех стенах. Производственная работа – не только его работа на фабрике, но его работа по распространению среди широчайших масс технических знаний, знаний по индустриализации страны. Каждый студент индустриального техникума должен сознавать себя пропагандистом реконструкции народного хозяйства в социалистическом духе, он должен сознавать, что он является и работником на фронте политехнизации школы.

Точно так же перед учащимися сельскохозяйственных техникумов стоит большая задача – пропаганда коллективизации, механизации сельского хозяйства. Мы видим, что сама жизнь толкает наши техникумы на то, чтобы они связались с населением, чтобы они помогли культармейцам в области техники, в области сельского хозяйства. Тут нужно, чтобы каждый техникум был очагом пропаганды. Еще больше можно сказать относительно вузов. Недавно, когда приходилось спрашивать педагогические вузы о том, как они связываются с педагогическими техникумами, то они отвечали, что никак. Педвуз – сам по себе, а педтехникум – сам по себе.

Может быть, в последнее время есть шаг вперед в этом направлении, но мне думается, что многое идет по старинке. Наши индустриальные вузы разве много заботятся об индустриальных техникумах, о школах ФЗУ? Несколько лет тому назад я была в Московском текстильном институте и задала вопрос: «Как вы связаны со школами ФЗУ по текстилю, которых, несомненно, в Москве достаточное количество?» Мне ответили: «Никак не связаны». Когда же я спросила, какая связь имеется с техникумами по текстилю, то мне ответили, что никакой связи нет. Такое положение никуда не годится. Если мы говорим о едином плане, то мы должны каждое наше учреждение, вуз, техникум, клуб, школу – все, что есть в области культуры, поставить на службу пропаганды индустриализации, на службу пропаганды политехнизации нашей школы, тогда только мы добьемся действительных результатов в кратчайший срок, а иначе мы будем долго барахтаться и даром растрачивать силы.

Как будто бы сейчас хозяйственники готовы идти на договоры и профсоюзы также, но договор договору рознь. Когда мне рассказали о тех договорах, которые заключены в Сибири, то я скептически была к этому настроена.

У нас в Главполитпросвете пришлось с этим иметь дело. Есть опыт в заключении договоров с хозяйственниками и профсоюзами. Несомненно, что в массах пробудился громадный интерес к книге, к технической и политической, и сейчас необходимо в самые глухие места бросить как можно больше библиотек, и нужно бросить в первую очередь в колхозы и в деревни. И вот Главполитпросвет заключил ряд договоров, с одной стороны, с ЦК строителей, затем с Колхозцентром, Хлебоцентром и Зернотрестом. Главполитпросвет посылал библиотеку в

3 тыс. книг, библиотека оборудована определенным образом, книги были зарегистрированы, а соответствующая организация обязывалась предоставлять помещение и содержать работников. Кажется великолепно, книжки были посланы, а вот недавно я посмотрела состояние этого дела на 1 августа. И получилась миленькая картинка. Зернотресту в 15 пунктов посланы библиотеки Главполитпросветом в те пункты, которые были указаны Зернотрестом. И вот из этих 15 пунктов удосужились прислать на 1 августа сообщение о получении книг только 4 пункта – три совхоза и один колхоз. Из этих сообщений видно, что только в одном месте предоставлено хорошее помещение. В остальных трех никакой заботы о библиотеках нет. Одна библиотека передана избе-читальне, другие ткнуты куда попало, никаких работников не выделили, ничего не сделано. С Хлебоцентром дело еще хуже: по указанному адресу была послана библиотека, полежала несколько месяцев в ящиках, а затем сообщается, что библиотека высылается обратно, так как машинно-тракторная станция упраздняется. Дали, значит, адрес наобум. Это возмутительный факт. По адресам Хлебоцентра посланы библиотеки по 13 пунктам, причем ответили 5 пунктов, из них одна Старомарьевская машинно-тракторная колонна, которая уже издавна работает, использовала широко библиотеку. Большинство ответивших пунктов указывает, что обслуживают библиотеку местные избачи, а что делается в остальных 8 библиотеках – неизвестно, дело темное. Что касается Колхозцентра, то он тоже ничего не сделал, но зато он указал хотя те пункты, куда действительно надо было послать библиотеки; получили ответы о работе библиотек, и в тех колхозах, которые находятся в ведении Колхозцентра, развернулась большая работа. Что касается ЦК строителей, то из 10 пунктов дали ответ 4, и, надо сказать, таким образом, что только один пункт обслужен как следует.

Все это наводит на грустные размышления и указывает на то, что если договор заключается, но если он не доведен до села, до местной организации и общественно широко не обсужден, если не установлена ответственность определенных лиц за выполнение договора, то он часто заключается только для виду и по существу дела не является чем-то серьезным. И вот когда будут заключаться договоры по политехнизации школы, чрезвычайно важно, чтобы эти договоры были доведены до каждой фабрики, до каждого колхоза и чтобы была поднята общественность и не только со стороны хозяйственников были обещания, но и со стороны самих низовых организаций были взяты соответствующие обязательства. Без этого эти договоры не будут иметь значения, договоры не будут выполнены: пойди жалуйся, а кому – поди знай. Не знаешь, кто же за это дело отвечает. Так что за это дело нужно всерьез приниматься. Должен быть своеобразный встречный промфинплан по политехнизму у каждой организации, у каждого завода.

Я хотела бы обратить внимание, как нужно работать в этом отношении по политехнизации школы. Работать нужно методами культпохода. Мы знаем, что культпоход заключается в вовлечении широких масс, в выделении культармейцев, в очень гибкой организационной системе. Вот, скажем, в области ликвидации безграмотности эта система стала' гораздо более гибкой. Когда на помощь учителю пришли десятки тысяч культармейцев, тогда удалось сдвинуть дело, и мне кажется, что нам нужны культармейцы также и по вопросу политехнизации школы. Важно не только прикрепить школу к тем или иным предприятиям.

Я видел несколько лет тому назад, как в Перми к Мотовилихинскому заводу была прикреплена школа ФЗС. Не знаю, что преследовалось этим прикреплением, может быть, давали деньги, но интереса у Мотовилихи в то время не было никакого к этой школе. Школа в сарайчике строила столярную мастерскую. Ужасно пришлось поволноваться, глядя на то, как это прикрепление выполняется. Теперь, вероятно, это изменилось, но необходимо, чтобы на каждом заводе организовались штабы по политехнизации и выбирались лица в эти штабы, которые проводили бы целый ряд задач, и была бы ясная, четкая программа. Вот о чем должен позаботиться штаб: прежде всего об оказании материальной помощи в деле постройки, оборудования и т. д. и т. д.

Между прочим я здесь хочу сказать по поводу рабочих комнат. Метод культурного похода применялся в такой отсталой в культурном отношении области, как ЦЧО (Центрально-Черноземной области. – Ред.), но он проводился там чрезвычайно напористо. Поэтому в ЦЧО возникло чрезвычайно много интересных начинаний. Например, проводилась ликвидация неграмотности. Так как неграмотные женщины ходили на ликпункты с грудными ребятами, а выяснилось, что это дело совершенно невозможное, то нужно было как-то обслужить детей. И вот были созданы «дошкольные избы». И если бы нам по линии политехнизации школы создать тоже соответствующую «избу», я не знаю, как ее назвать, может быть «техническую», то тогда другие организации создали бы то или иное шефство над этой «технической избой». Это что бы означало? Это означало бы, что каждая женщина, умеющая шить на швейной машинке, приходила бы туда помочь, кое-кто, может быть, пожертвовал бы свою швейную машинку и дал бы туда. Это значило бы также, что столяр приходил бы сюда и обучал. Или кузнец – он, может быть, повел бы ребят в кузницу. Вот это обучение было бы сосредоточено около этих «технических изб». Конечно, это была бы первобытная рабочая комната, но я думаю, что в работу культпохода можно было бы включить устройство таких изб, это можно было бы испробовать. Пока мы новые школы всюду выстроим, пройдет много времени.

Теперь помощь в смысле оборудования. Всякие отходы, всякий брак могли бы чрезвычайно много помочь школе. Это могло бы дать школе материал для работы. Затем помощь опытом, помощь учителю. Мы, товарищи, чрезвычайно мало говорили на этом съезде о помощи учителю. В речах некоторых товарищей проскальзывали попреки по адресу учителей, что учителя-де вопросом политехнизации школы мало занимаются.

Я говорила т. Евреинову, что вот сейчас стоят текстильные фабрики. Инженеры говорят, что мы могли бы использовать это бездействующее оборудование фабрик для того, чтобы учителей познакомить со структурой фабрик, устройством машин, их работой.

Что делает профсоюз текстильщиков, помогает ли он учителям обучиться, понять технологически текстильное дело? Не помогает и ничего в этом отношении не делает. Возможность есть, но никто ничего не делает, а потом будут учителей корить: вот, мол, технически не подготовлены и т. д. Нужно, чтобы штаб по политехнизации каждого завода поставил себе задачей помочь учителям.

Мне приходилось выступать на фабрике имени Фрунзе, и там одна учительница говорила, что одна из задач – приблизить учителя к заводу. Необходимо, чтобы учитель как-то входил в заводскую организацию, чтобы ему стали близки и промфинплан и вся жизнь завода. Конечно, нельзя тут вину сваливать на одного учителя. Нужно, чтобы завод помог учителю в области политехнической подготовки. Нам нужно всем учиться, и надо также учиться каждому работнику на фронте политехнизации. Рабочему нужно немного поучиться методически подходить, а также научиться передавать получше свои знания. Учителю надо изучать всерьез производство. Тогда только получатся те результаты, которые необходимы.

Далее необходимо упомянуть следующий момент. Вот молодежь мобилизуется в педтехникум, и каждый считает это каким-то несчастьем: «Попал под колесо – идет в педтехникум».

Комсомол постановил, что столько-то комсомольцев должны идти в педтехникум; конечно, они подчиняются, потому что народ дисциплинированный, но каждый думает: «Кончу педтехникум, пофартит мне, может быть, – пойду в индустриальный вуз». Нужно поднять их интерес к школьной политехнической работе – это чрезвычайно важно. Затем необходимо, чтобы рабочие, колхозники заинтересовались тем, что школа делает. Я приведу пример. В Московской области имеется одна коммуна, так называемая Апушкинская коммуна, которая существует уже десяток лет. Там коммунары говорили учителям (это Рязанский округ): «Вы как преподаете? Надо, чтобы вы рассказывали детям о тракторе, о коллективизации, а вы ничего об этом не говорите». Тогда учителя им говорят: «Что вы с нас требуете то, чего во всем Рязанском округе не требуется? Это нам мешает делать программа ГУСа, а мы бы охотно сделали». Тогда этот колхозник, который мне рассказывал об этом случае, говорит: «Мы, может быть, неправильно сделали, не по инстанции, но мы попросили учителей дать нам программу ГУСа, просидели всю ночь, разобрали ее по буковкам и по пунктикам и решили, что это то, что нам нужно. Мы так и сказали, что это то, что нам нужно, а нужно только добавить теперешние достижения техники – и вот наша программа». Тогда учителя говорят: «Вы навязываете нам то, чего мы не можем делать», – но коммунары не успокоились, устроили ряд учительских конференций, где они стали защищать программу ГУСа. На меня произвело очень сильное впечатление то, что колхозники явились защитниками программы ГУСа. Потом уже из того же Рязанского округа, но из соседнего района мы получили очень интересную табличку, составленную школьниками, где они сравнивают производительность труда в индивидуальном хозяйстве, в сельскохозяйственной артели и в коммуне. Влияние коммуны на школу распространилось очень широко.

Я себе представляю, какое это было достижение, если какой-нибудь завод, хотя бы шефствующий над Наркомпросом завод имени Лепсе, взял бы наши программы ФЗС, посмотрел бы их «по буковкам и по пунктикам», своим пролетарским глазом посмотрел и сказал бы: что это за программы по труду, разве на них воспитываются настоящие пролетарские руки? Нет, надо то-то и то-то добавить. И это было бы интереснейшее собрание.

Не только ведь говорить надо о том, что Маркс и Энгельс говорили по этому поводу. Тут товарищи возмущались, что в педтехникумах даже Песталоцци проходят. В педтехникумах надо Песталоцци обязательно изучать, потому что он был одним из тех, которые боролись за политехнизм в школе. Точно так же во время Великой французской революции тоже были борцы за политехнизм – участники Великой французской революции. Как только вспыхивало революционное движение, в связи с этим поднимался интерес и к политехнической школе. Это одно с другим связано, и когда теоретически изучают вопрос о политехнизме, то это не такая беда, что в педвузах у нас Песталоцци изучают. Песталоцци изучают и Французскую революцию изучают. Это неплохо. Но сейчас перед нами другие задачи стоят – то, что мы знаем из опыта мирового движения, надо это претворять сейчас в жизнь. И в этом отношении каждый завод, каждая сельскохозяйственная коммуна, сельскохозяйственная артель, сколько-нибудь долго существующая, могут помочь нашей школе стать подлинно политехнической. И для ФЗУ только польза будет, если его программы широкие рабочие массы будут обсуждать, если они будут обсуждать программы техникумов и вузов точно так же. Надо только, чтобы эти штабы по политехнизации школы не замкнуто работали, чтобы у них были также какие-то люди, которые заботились бы о связи, чтобы они были связаны и с профсоюзами, и с комсомолом, и с Обществом педагогов-марксистов, и с добровольными обществами, которые так много могут сделать, и тогда, может быть, удастся поставить школу на настоящие рельсы.

Какие у нас опасности при построении политехнической школы?

Первая опасность – это то, что политехнизация выродится у нас в очень узкое приобретение навыков, что у нас не будет практика связана настоящим образом с теорией. Это очень большая опасность. У нас очень часто наблюдается соскальзывание к технике узкоремесленнического типа. Мы это наблюдаем сплошь и рядом.

Вот около Кисловодска есть детдом, его объявили политехнической школой. И вот комната, вывеска на ней: «Вязальная мастерская», а в вязальной мастерской стоят ученицы-воспитанницы этого детдома, на спицах вяжут чулки и какая-то старушка сидит и инструктирует, как вязать чулки. Весь характер такой, что никакой техникой не пахнет, – как при прадедах учили чулки вязать, так и теперь учат. Или швейные мастерские – и никакого признака швейных машин. А все мастерские «политехнические» – в сущности же узкоремесленнические мастерские. Соскальзывание в ремесленничество – это большая опасность.

И даже если в центре, где-нибудь на Знаменке, школа называется политехнической, мастерская называется политехнической – первое дело спроси, как преподавание труда связано с преподаванием других предметов. Это – оселок, на котором можно испытать: политехнизм это, или ремесленничество, или еще того хуже – просто возня бесцельная с инструментом.

Другой важный вопрос – это вопрос о производительном труде. Надо всегда иметь в виду, что мы не просто труд изучаем, что наши мастерские должны быть не просто местами, где упражняются в «трудовом чистописании», а необходимо, чтобы действительно то, что делается в мастерских, имело какую-то связь с производством. И вот если рядом с текстильной фабрикой существует школа-семилетка, а в ней существует мастерская, так необходимо, чтобы эта мастерская как-то была связана со всем производством фабрики. Дело должно заключаться не только в том, что на фабрике будет штаб по политехнизации, а надо, чтобы эта мастерская как-то примыкала к производству. Как планируются мастерские? Мы очень шаблонно обыкновенно планируем. Какая бы фабрика ни была – бумажная, текстильная и т. д., – изучай начатки столярного дела, начатки токарного, слесарного дела. Конечно, токарное и слесарное дело нужно в каждом производстве, но все это не имеет обычно отношения к производительному труду, для упражнения только делается, и тогда ребята страшно тяготятся этим. А если поставить таким образом, что хоть маленькую работу, ничтожную, но нужную предприятию будут делать в школе, это весь характер меняет – в этом гвоздь политехнизации. Маркс говорил не вообще о связи упражнений по труду с обучением. Он говорил о связи производительного труда с обучением, и поэтому нам надо обдумать, как мастерские строить таким образом, чтобы мастерская органически была связана с производством. Например, скажем, так: испытание сырья и проверка готовых продуктов. Может быть, многое тут можно поручить школе. Потом сборочные мастерские. В этом отношении кое-чему не мешает поучиться у Америки. Форд в своих школьных мастерских – у него школьные мастерские носят политехнический характер – устраивает сборные, модельные цехи – то, что дает цельное представление о машине, и все то, что делается в школьной мастерской, не отправляется куда-то в подвал, не растаскивается ребятами, а все это идет на завод, на заводе расценивается и идет как продукция завода.

Мы, конечно, не можем копировать фордовскую организацию труда, где каждый за себя, где каждый ученик работает только ради собственной выгоды, где коллективная работа отсутствует. Но сама жизнь, само производство толкает Форда на постройку таких мастерских, в которых бы труд был действительно производительным трудом.

И вот это – одна из большущих задач, которую Наркомпрос в одиночку разрешить не может, которую он может разрешить только при помощи рабочих, при помощи профсоюзных и хозяйственных организаций. И поэтому, когда Наркомпрос ругают за то, что он не придумал программ по политехнизму, это меня оставляет довольно равнодушной, потому что высиживать в кабинетах образцы жизненных мастерских, которые должны быть органически всеми своими фибрами связаны с производством, было бы пустой затеей, а вот сейчас как будто бы мы подходим к такому моменту, когда рабочие всерьез начинают этим интересоваться. Завтра, думаю, заинтересуются хозяйственники, а Наркомпросу надо будет у них тоже учиться – у рабочих, у профсоюзов, учиться на заводе, учиться в колхозе, коммуне для того, чтобы научиться помогать, действительно помогать построению правильной политехнической программы.

Надо знать силы ребенка. Мы часто в нашем рвении построить политехническую школу совершенно не учитываем силы ребенка, и мы восторгаемся, когда, скажем, в колхозах ребят начинают с восьмилетнего возраста припаивать часто к очень трудной работе. Тут при помощи газеты «Дружные ребята», при помощи целого ряда школ удалось выяснить, какой характер носит детский труд в колхозах. Я говорю о колхозах, а не коммунах, где дело обстоит лучше. Детский труд очень ценен. Вопросам охраны детского труда не уделяется достаточного внимания, и даже школы иногда так планируют труд, что ребята должны стеречь бахчу какую-нибудь до бесконечности – самая нудная непроизводительная работа, которая только отучает от труда, а не приучает к труду.

Мы губим часто силы подростков, поручая им какую-нибудь непосильную работу, мы не учитываем особенности развивающегося организма, мы то соревнование, которое применимо к взрослым, целиком в той же форме, не обдумывая, какую бы другую форму применить к подросткам, переносим на ребят, и получается нервное переутомление ребят. Возьмите ребят бедноты, которые заняты у себя в хозяйстве, как они медленно физически развиваются. В старое время приходилось наблюдать рабочих, которые с ранних лет, с десяти лет, работали на фабрике, как они физически слабо развивались да и умственно отставали. Если мы будем запрягать наших детей с очень раннего возраста в тяжелый труд, пристегивать без оговорок к соревнованию в труде и т. д., мы тут получим не плюс, а минус. Тут надо умело подходить к ребенку, надо беречь его силы, учитывать его детские возможности. Об этом мы часто забываем.

Мы говорили о работе на заводе, и мне приходилось слышать, когда чуть ли не с пятой группы, т. е. с двенадцати лет, хотят посылать детей работать на завод. Когда начинаешь протестовать, указывать на наше законодательство, на охрану труда, то говорят: «Ведь не 4 часа будут работать, -может быть, раз в пятидневку» и т. д.

Надо отдавать себе отчет, что может ребенок, а чего не может. Экскурсии, выполнение небольшой работы на заводе – это одно, а постоянная напряженная работа, которой требует современная техника, – это другое. Если же поставите ребенка работать у конвейера, где передохнуть нельзя, вы надорвете его силы.

Но это вовсе не значит, что мы даже в дошкольном возрасте упускаем цель политехнизации школы. Надо будить широкий интерес, давать навыки, надо умело давать навыки с самых ранних лет и надо учить ребенка коллективному труду. В вопросы организации труда входит очень большой частью и вопрос коллективного труда, потому что мы не вообще труду учим, не трудолюбию учим, а мы учим именно коллективному труду, труду планомерному, сознательному. Вы видите, какие еще громадные перед нами стоят задачи. Мне кажется, что все же тот интерес, который сейчас вся обстановка создает, к политехнической школе говорит за то, что политехнизация как будто бы уже становится на рельсы, и, когда мы встретимся на II политехническом съезде, мы уже сможем подсчитать свои достижения.

1930 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.