Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О труде подростков 2 страница




Таким образом, воспитывающее влияние завода, которое сказывается па взрослом рабочем, на ребенке не сказывается. Мы видим, что те же процессы начинают происходить и в крестьянской семье. Когда крестьяне идут в крупный машинизированный колхоз или в крупный зерновой совхоз, то семья перестает уже играть ту роль, которую она играла раньше в смысле трудового воспитания. Если же мы возьмем семью служащего, т. е. городскую нерабочую семью, то в такой семье трудовое воспитание если и есть, то оно строится только вокруг домашнего хозяйства: подмести пол, помочь в стряпне обеда, сбегать на рынок или в лавочку и т. д. Таким образом, это воспитание, трудовое воспитание, ограничивается как бы самообслуживанием. Теперь же, когда мы подходим к фабрикам-кухням, к столовым и т. д., то и это трудовое воспитание начинает отпадать.

Сейчас не только у нас, но и в капиталистических странах, например в Германии, говорят о том, что под влиянием развития индустрии, женского труда влияние семьи стало гораздо слабее, потому что семья не является той трудовой единицей, которой она была раньше. Это не значит, что семья изживается, но она перестает быть трудовой единицей того типа, какого она была раньше, и воспитательное влияние ее потому слабеет.

Что мы сейчас наблюдаем в отношении детского труда? Изучая детский труд в деревне, мы наблюдаем, что та борьба, которую мы ведем с кулачеством, то ограничение наемного труда в индивидуальном хозяйстве, которое сейчас проводится, ведет к тому, что середняк, который ведет еще свое хозяйство, боится прибегать к наемному труду, машин у него нет, и все приходится делать самому при самом примитивном оборудовании. В результате мы видим, что на ребят взваливают непосильную работу. Спрашиваешь ребят, как они работают. Оказывается: от 6 часов утра до 6 часов вечера. Это совершенно непосильный труд для ребенка. В результате ребенок часто уходит из семьи. Все это опять-таки подтверждает то обстоятельство, что влияние семьи в смысле трудового воспитания ослабляется.

Но это влияние ослабляется и в других смыслах. Перед нами открываются возможности ослабления влияния семьи нежелательного типа. Возьмем, например, кулака. Он раньше в своей семье старался пропитать ребенка «своим духом». У Толстого очень хорошо описано, как кулак не хотел отдавать своего ребенка в школу, потому что он хотел «пропитать его своим духом». Сейчас этого уже не выходит. Поэтому влияние кулака и его семьи на ребенка и на подрастающее поколение становится все меньше, по мере того как возрастает влияние школы, окружающей среды.

Это ослабление семейного влияния и трудового воспитания имеет разные стороны. С одной стороны, от этого возрастает беспризорность. Часто ребенок стремится уйти из семьи, так как в семье он не получает того воспитания, которое он получал раньше. Семейное влияние ослабляется. Что же получается взамен этого? Когда воспитывала семья, будь то семья ремесленника, кустаря, мелкого крестьянина, то школа выполняла одну только функцию – учебную. Так раньше и говорили: учитель учит, ученики учатся. Школа учила читать, писать, считать и т. д. Но труду она не обучала. И вот то обстоятельство, что в массовой школе не обучали труду (только в профессиональной школе обучали труду) и вся массовая школа была не трудовая, – это накладывало определенную печать и на самую школу и на все наши детские учреждения. Таким образом, школа не имела того воспитательного значения, которое она получает сейчас.

Сейчас, поскольку ослабляется влияние семьи в силу изменения характера производства, школа приобретает громадное воспитательное значение. Перед нами встают вопросы о том, как организовать труд в школах, в наших детских учреждениях. Мы держим курс на всеобщее обучение. Сейчас это всеобщее обучение не есть что-то отдаленное: оно становится уже близким, ощутимым, это уже реальность, а всеобщее обучение означает влияние школы на всю детскую массу. И важно, чтобы не только было учтено влияние школы, чтобы там не только давалась сумма знаний, а чтобы школа была трудовой школой и труд был поставлен так, чтобы он воспитывал в коммунистическом духе.

Вот почему в программе Коммунистической партии, в том отделе, который говорит о просвещении, о школах, и сказано о необходимости существования трудовой школы, и не просто трудовой школы, а школы политехнической, т. е. такой, которая учит труду по-новому.

Как же она учит труду по-новому, как она должна учить? Я не говорю о практике, как она сложилась у нас, а лишь об установках. Как же должна учить труду эта школа? Она должна смотреть, какой труд требуется сейчас на заводе, в крупном зерновом хозяйстве, в крупном производстве, какие знания, умения требуются от рабочих этого производства.

Раньше положение было несколько иное. Конечно, требовалось длительное ремесленное воспитание для того, чтобы овладеть этим искусством, овладеть инструментом. Если мы посмотрим на работу колхозов, мы увидим, чего не хватает. Не хватает культуры труда, не хватает умения обращаться с орудиями труда, умения планировать свое время, распределять работу, брать тот темп, который нужен в работе.

Особенно поражает тех рабочих, которые из числа 25 тыс. поехали в колхозы, следующее явление. Вот стоит трактор. Зима, трактор стоит в снегу, и никто не думает о том, что его нужно поставить под навес. Не думают о том, поломается машина или не поломается, не думают, как целесообразным образом распределить труд. Сейчас выходит газета «Береги трактор». Почему эта газета издается? Потому, что нет еще у колхозника этой культуры труда, которая есть у рабочего. И сейчас наша трудовая школа продолжает работу над тем, чтобы привить общие навыки работы с разнообразными орудиями труда, над тем, чтобы дать понимание процессов труда: почему надо работать так, а не этак, и т. д.

В этом отношении рабочие могут сыграть колоссальную роль, потому что они получили соответствующую закалку на заводе, и мы должны стараться, чтобы наша школа, наши воспитательные учреждения были связаны с рабочей массой, с колхозной массой, чтобы свой трудовой опыт рабочий и колхозник вносили в школу. Тогда только можно будет по-настоящему поставить воспитание.

Сейчас необходимо по заводам, по фабрикам, по крупным, наилучше устроенным колхозам и совхозам вовлекать рабочую массу в преподавание труда в школе, потому что если мы будем строить в школе детский труд на старый манер, то из этого мало что выйдет.

Вот в прежних детских домах, где есть оборудование, есть инструкторы труда, девочка-подросток, которая там учится, приходит и жалуется: «Я шесть лет работаю в детском доме в мастерской, и меня всё учат одному и тому же – петли метать». В ремесленных школах так и было: учили какой-нибудь одной области труда и годами делали одно и то же. Годами мальчик учился малевать какую-нибудь картину или производить какой-нибудь отдельный процесс.

А здесь важно, чтобы ребенок умел приспосабливаться к разным видам труда и чтобы та учеба, которая проводится в школе, помогала ребенку овладевать культурой труда. Важно, чтобы наши детские учреждения и школы не были школами старого типа, чтобы они были какими-то производственными единицами, но не по тому типу, какой был в семье, не по типу мелкого крестьянского хозяйства и не по типу мелкого ремесленного хозяйства, а по другому типу.

Школа должна примыкать к заводу или к большому колхозу или совхозу и должна производить известную часть работы силами учеников так, чтобы она сама была производственной единицей. Дальше я буду говорить, чем отличаются такие производственные единицы, но сейчас нужно перестроить самый тип школы.

Если мы думаем, что все дело заключается в том, чтобы по-старому обучать ремеслам в школе, то мы воспитательный труд не поставим на должную высоту. Если сидит переплетчик и сам клеит коробочку, а ребята сидят и смотрят – из этого никакого толка не выйдет, никакого трудового воспитания не выйдет. Нужно, чтобы труд был поставлен по-современному. Этого понимания часто нет.

Школа ФЗУ числится, что она примыкает к заводу, а у нее никакой организационной связи с заводом нет. Завод дает деньги и учит детей рабочих, и только. Завод – сам по себе, а школа – сама по себе. В школе заведена ремесленная столярная мастерская, а завод – крупный механизированный – производит совсем другие вещи,

Значит, наши воспитательные учреждения, школьные мастерские нужно связать с крупным производством, тогда они будут иметь крупное воспитывающее значение. Механизированный труд чрезвычайно воспитывает. Посмотрите, какое громадное значение имеет правильный, по-новому поставленный труд. Вот школа ГПУ в Костине. Туда берут подростков, юношей, которые выброшены из трудовой семьи и скатились в сторону беспризорности, пошли по пути преступности, – тяжелые ребята.

Что же сделано? Сделано вот что. Устроили трудовую школу, механизированные мастерские, пригласили опытных рабочих, и в связи с этим у ребят получилась определенная закалка (ребятам показали, как нужно дело делать). На этой почве у них выросло стремление к учебе и умение определенным образом организовываться. И эта школа, но общему признанию тех, кто ее видел, является могучим воспитательным очагом.

Есть и другие такие школы. Вот в Ярославском округе был детдом. Во главе его стоял коммунист. Вначале он нам писал, что ничего с детьми сделать нельзя. Мы с ним стали переписываться. Он добился правильного обучения труду, созданы были хорошо организованные механизированные мастерские, и после этого он писал, что он не узнаёт своих ребят. «На все они стали согласны и сами охотно идут на все». Изменился труд, изменилась организация труда, изменилось и воспитательное значение школы. Это имеет громадное значение.

Но дело не только в этом. Коммунистическое воспитание заключается в определенном трудовом воспитании. Мелкий собственник смотрит на все со своей точки зрения: «Это для меня выгодно, это мое» и т. д. А как смотрит рабочий на заводе? Возьмем, например, коммунистические субботники или соцсоревнование. Как это все воспитывает рабочего? Да так, что теперь у нас, спустя двенадцать лет после Октябрьской революции, рабочие массы уже смотрят на завод как на свое детище, они чувствуют себя ответственными за то, как идет работа на заводе, т. е. это то, что тов. Ленин называл сознательной дисциплиной, дисциплиной не из-под палки, не по принуждению, а той сознательной дисциплиной, без которой социализма не построишь. Это – настоящая коммунистическая дисциплина.

С другой стороны, мы часто видим, что в колхозе этой дисциплины еще нет. Необходимо длительное воспитание на манер субботников и соцсоревнования, которое подведет всю колхозную массу к сознательному отношению к труду. В этом именно гвоздь коммунистического воспитания. При сознательном отношении к труду мы видим понимание того, что труд каждого есть частица общего труда. Тут уже взаимопомощь строится на других основаниях, на понимании необходимости для правильной постановки труда этой взаимопомощи, взаимопомощь – неотъемлемая сторона коллективного труда. Коллективный труд воспитывает чувство солидарности.

Такой человек, такой подросток, из которого мы сумеем воспитать сознательного коллективиста, на все будет смотреть другими глазами. Бог ему ни на что не нужен. Трудовое коммунистическое воспитание – это глубоко антирелигиозное воспитание. Мелкий собственник всего боится, для него все кажется непонятным, случайным. А коллективист понимает, что суть дела в организации труда, бог ему тут совсем не нужен. Ему нужен инженер, нужен товарищ по работе, нужна правильная организация труда, а без господа бога он обойдется, и он не стремится к нему.

И к общественным вопросам коллективист начинает подходить по-новому.

Коллективистически воспитанный человек с внутренней сознательной дисциплиной и в общественном отношении является дисциплинированным, он иначе подходит ко всем общественным вопросам. Это одна из важнейших воспитательных задач.

Кроме того, чем наше социалистическое хозяйство отличается от капиталистического?

Оно идет не так, что один капиталист соревнуется с другим и старается у другого кусок выхватить, чтобы получить большую выгоду.

Такой капиталистической конкуренции у нас нет. Это мы знаем. Мы сейчас подошли вплотную к постройке единого плана всего хозяйства. Нельзя недооценивать этого крупного шага вперед. Однако от нашего плана мы можем еще многого требовать. Дело, товарищи, не в том, чтобы.мы где-нибудь в большом театре аплодировали нашим планам и говорили, что плановость – хорошая вещь. Нам надо все наше воспитание направить в этом отношении соответствующим образом. И вот сейчас наши педагоги планированию придают большое значение.

Возьмем I ступень. Надо сделать какую-нибудь небольшую работу, допустим, ее надо сделать в один день. Вот вам восьмилетний ребенок, он будет работать не один, а их будет работать группа, скажем, в пять человек. Как эта группа построит свою работу? Ребята не учитывают своих сил, и им всегда кажется, что они всё могут. У них нет меры своих сил, они увлекаются. Однако если они один раз обожгутся, второй раз обожгутся, то они увидят, что они силы свои переоценивали и что план их не годился.

Тут нужна помощь старшей группы. Для второй группы нужен и уже, может быть, не один день работы, а план на пять дней, и там уже будут работать группы не в пять человек, а в десять человек. Для II ступени могут быть уже гораздо более сложные задачи. Планирование предполагается ввести во всю школьную жизнь. Это имеет большое воспитательное значение, потому что тут одновременно воспитываются и работник и хозяин производства, т. е. когда он потом придет на производство, то он придет не простым исполнителем, который будет только ручку вертеть, а он сумеет в то же время хорошо работать в фабзавкоме, не допустит вредительства и т. д. Также и в колхозе. Он не только сумеет работать лопатой, а он сумеет обращаться с трактором, трактор не будет стоять в снегу, и колхозник будет хорошим хозяином, который обо всем будет думать и будет знать сам меру своих сил, будет знать сам, какое значение имеет организованный коллективный труд.

Нужно сказать, что трудовое воспитание должно быть посильным ребятам. Нельзя подходить к ребятам всех возрастов с одной меркой. Очень хорошо отражает способность ребят к труду процесс рисования. Вот как рисуют в детском саду и в первой группе школы ребята. Начнут рисовать одно, а выйдет совсем другое. И работают точно так же. Начнет ребенок лепить, задумает лепить человека, а потом в процессе работы думает: «Нет, я лучше вылеплю дом». И вылепит дом. И вот нет ни меры своих сил, ни настойчивой целевой установки.

Труд для ребенка 8-9 лет не то же самое, что труд для взрослого человека. У взрослого человека и даже у подростка труд имеет определенное целевое назначение, а у ребенка цель труда – это познание окружающего. Поэтому труд у него очень изменчив. Детский труд – характерный труд. Ребенок часто не замечает всех сторон труда. Начнет что-нибудь делать, увлечется чем-нибудь, заметит что-нибудь, и он. забудет о труде. Вот попадет в руки бабочка, он начнет рассматривать крылышки, а что хотел сделать – он уж забыл, его поглотило это наблюдение.

Вот особенности детского возраста. Эти особенности нужно учитывать и давать ребятам 8–9 лет такой труд, на котором они могли бы учиться и расти. А этим ребятам часто дают чисто механический труд: смотри за курами, за бахчами и т. д.

Теперь посмотрим третью и четвертую группы. Они совершенно иначе рисуют. Они схватывают все целое.

Но их интересуют некоторые стороны, которые они желают охватить в целом. И вот это желание охватить в целом, которое начинает сказываться с 9 до 12 лет, показывает, что тут особенно важно наладить политехнический, разносторонний труд, чтобы показать, как труд между собой увязан во всех частях.

Возьмем рисунок подростка. Он рисует не так, как 10-летний ребенок, он рисует уже не так, что голова получается больше туловища. Его интересуют подробности и детали. Ему хочется, чтобы каждая частица была нарисована как следует. Это особенность переходного возраста – внимание к мелочам, желание внимательно на них сосредоточиться. Это характерно для этого возраста.

Для того чтобы правильно подойти к этому моменту, надо, чтобы предыдущий период дал правильный закал.

Говоря о труде, надо иметь в виду утомляемость ребят, которая гораздо больше, чем у взрослых. Поэтому надо бережно относиться и учитывать силы ребят разных возрастов. Если мы на ребят навалим непосильный труд, то мы будем воспитывать лодырей, людей, которые халатно будут относиться к труду. Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный и в то же время чтобы это был творческий труд, а не только механический.

Я хочу еще остановиться па выборе труда. Есть такая отрасль науки – психотехника, которая показывает, что не каждый может быть летчиком, трактористом или даже организатором и т. д. У каждого есть свои особенности, связанные с его организмом. Один может сразу охватить все, другой по-особому подходит к этому. Один легче учится со слуха, другой легче усваивает в процессе делания, третьему нужно видеть глазами, чтобы запомнить, и т. д. Все эти разные свойства организма очень важны. Труд только тогда может быть производительным, когда на каждой должности будут стоять соответствующие люди. Это хорошо знает буржуазия. Мы знаем, как заботливо для каждой должности буржуазия выбирает соответствующего человека. В Германии, в Америке при школах есть советчики труда, там широко развита психотехника.

Но если мы посмотрим на этих советчиков, то что мы увидим? Мы увидим, что для каждого общественного класса они дают различные советы. Если это дети рабочих, то они их посылают на одну работу, ребенку рабочего они рекомендуют быть исполнителем, а детям буржуазных классов они говорят, что они могут быть инженерами, агрономами, врачами и т. д. Советчик не смотрит на то, что у ребенка рабочего могут быть громадные организаторские способности, – ему не полагается быть руководителем, и он должен быть исполнителем. И ему советуют идти на исполнительскую работу. Для каждого общественного слоя дается особый совет в отношении выбора профессии.

Мы к этому вопросу подходим не так. Кроме того, буржуазия не смотрит на то, как та или иная работа отзывается на организме, а смотрит, насколько она прибыльна капиталисту. Наши же советчики, когда они будут, будут обращать внимание не только на то, как эта работа важна для производства, но и на то, как эта работа сможет человека воспитать и поднять на высшую ступень развития.

В своем докладе я хотела показать громадную воспитывающую роль политехнического труда. Сейчас, когда ослабляется влияние семьи и общественное воспитание выступает на первый план, этот момент приобретает особое значение.

Нам нужно перестроить наши детские дома. Сеть детских домов сейчас никуда не годна. Это надо прямо сказать. Особенно это относится к последним годам. Может быть, есть отдельные и неплохие детские дома, но в целом жизнь ребят не красочна, это не та жизнь, на которую они рассчитывают. Мы слышим разговоры о том, что дети бегут из детских домов. Это происходит, между прочим, потому, что ребенка детский дом не удовлетворяет в смысле труда. Нам нужно подумать о том, как бы всем воспитательным учреждениям придать трудовой характер, придать им гораздо более широкий размах, потому что они все более и более будут заменять собой то трудовое воспитание, которое получалось в семье.

Как поставить это трудовое воспитание? Это – колоссальная задача. Нам нужен целый ряд учреждений, и не только детских домов. Нам нужно поставить и мастерские, и технические станции, и детские артели, нам нужно до конца организовать детский труд. Это основное звено. Это то, что поможет нам всю воспитательную работу поднять на высшую ступень.

Почему происходят всякие недоразумения в детдомах? Потому, что там или нет труда, или он поставлен неправильно. Вокруг этого вопроса нет правильной организации детей и т. д.

Мне кажется, что на этой конференции к этим вопросам надо отнестись с большим вниманием. Надо помнить, что без полоши рабочих и работниц мы ничего не сделаем. В отношении ликвидации неграмотности есть так называемые культармейцы, т. е. масса, которая идет на помощь специалистам. Так вот без таких широких кадров культармейцев из среды рабочих и колхозников мы настоящего коммунистического воспитания дать не сможем.

Отразить все это было целью моего доклада. Позвольте на этом закончить и пожелать, чтобы конференция на эти вопросы обратила свое сугубое внимание.

1930 г.

 

РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

Лучше всего понять разницу между профессиональным и политехническим образованием на примере. Возьмем текстильное дело. В текстильном деле много профессий: ткач, прядильщик, красильщик и пр. Для того чтобы быть хорошим ткачом, надо уметь обращаться с современным станком, знать его в совершенстве, хорошо знать свойства сырья, иметь навык в работе. Когда текстильные предприятия работали на ручных станках, нужна была длительная профессиональная подготовка. Надо было годы работать, чтобы приобрести необходимую ловкость.

Как приобреталась эта ловкость?

Ученик, прикрепленный к взрослому рабочему, «присматривался» месяцами к его работе, помогал ему сначала в том, что подготовлял пряжу, был на побегушках, а потом рабочий подпускал ученика к работе на станке, и ученик постепенно приобретал навыки ручного ткача. Взрослым рабочим такой прикрепленный к ним ученик значительно помогал в работе. Поэтому старые ткачи и ткачихи, работавшие вручную, стоят за индивидуальное ученичество.

С течением времени машинное производство стало вытеснять ручное. Изменился самый характер работы. Но до сих пор навык требуется большой – только навык этот другого рода. Надо теперь ткачу хорошо знать свой станок, сразу следить за несколькими станками и быстро выполнять ту часть работы, которая еще не механизирована: передвигать рычажки, надавливать кнопки и пр.

Индивидуальное ученичество теперь стало другим.

Побегушечная и ручная работа отмерли. Работа ткача стала более ответственной, и перепоручать работу подростку уже нельзя. Индивидуальное ученичество отживает свой век. Профшкола теперь заменяет ученичество.

Если профшкола хорошо оборудована, она знакомит ученика основательно с машиной, постепенно прививает навык работать с машиной. Чтобы выполнять свое назначение, современная профшкола должна быть хорошо оборудована, что стоит очень дорого. Таких профшкол очень мало. Правильно поставленные, они дают хорошую квалификацию.

Но надо сказать, что техника не стоит на месте. Какое-нибудь новое изобретение делает ненужным приобретенный с большим трудом навык. Машина начинает выполнять то, что делал человек. Его квалификация летит к черту. В стране отсталой, где ручной труд играет еще большую роль, где переоборудование фабрик идет медленным путем, профшколы и даже индивидуальное ученичество играют большую роль.

Но в быстро индустриализирующейся стране нужно другое – нужно, чтобы у учащихся было понимание производства в целом, знание того, куда идет развитие техники, было общее умение работать на любой машине, была бы, как говорят, общая культура труда, общее знание материала и пр. Получивший такую подготовку человек легко сможет приспособиться к постоянно изменяющимся условиям техники. Он будет в производстве квалифицированным рабочим, квалифицированным не по-старому, а по-новому.

Чему будет учить фабрично-заводская школа-семилетка? Она не будет учить ручному и машинному прядению или ткачеству, но она научит ребят многому, что надо знать в производстве. Прежде всего она ознакомит учащегося с тем, какую роль текстильная промышленность играет в хозяйстве всего мира и в хозяйстве нашей страны. Она ознакомит учащегося с тем, как будет развиваться текстильная промышленность у нас в стране. Учащийся узнает, где центры нашей текстильной промышленности и пр. Затем учащийся узнает в фабрично-заводской школе-семилетке, на каком сырье работают фабрики: лен, хлопок, шерсть, шелк, искусственный шелк, кендырь и пр., – где центры добывания сырья, как они будут развиваться в ближайшее время. Узнает различные особенности сырья, усовершенствованные способы его добывания, хранения. Затем учащийся познакомится с устройством фабрики, со всеми особенностями ее устройства, узнает различные отрасли заводского текстильного производства, требующиеся на фабрике квалификации. Он изучит строение текстильных машин, научится делать чертежи этих машин, изучит историю развития текстильного производства, будет знать, в чем заключаются современные усовершенствования. В особых мастерских он увидит машины разного типа, поработает на всех их, увидит, чем новые машины лучше старых, научится уходу за машиной, научится беречь ее, научится обращению с любой машиной. Учащийся изучит способы, которыми приводится машина в движение: начиная от ручного труда и кончая электричеством.

Школа должна пробудить в учащихся громадный интерес к производству, желание поднять производство на самую высшую ступень. С другой стороны, школа ФЗС будет знакомить с организацией труда на заводе, научит организации труда вообще, как индивидуального, так и общественного. Она научит учащегося, как создавать необходимую гигиеническую обстановку труда, научит основам охраны труда, техники безопасности на любом предприятии и на текстильном в частности. Наконец школа ФЗС познакомит с историей рабочего и профессионального движения у нас и в капиталистических странах, познакомит с международной борьбой рабочих, и в первую очередь текстилен.

Все это даст учащемуся знание не узкой профессии, которая завтра может оказаться ни на что не нужной, а даст широкое политехническое образование, даст те общие трудовые навыки, которые позволят учащемуся прийти на завод не слепым щенком, который будет путаться у всех в ногах, которого не будут знать куда ткнуть, а сознательным умелым рабочим, которому нужна будет лишь краткосрочная специальная выучка.

1930 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.