Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О труде подростков 1 страница




ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОГРАММАМ ПО ТРУДУ

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ

 

а) Материал (материалы, доступные для изучения детям) – изучение его свойств путем наблюдения, сравнения, измерения, опыта, трудового воздействия, обращение с материалом, хранение его, образны материала. Место и условия его добывания, где доставать, цена.

б) Инструмент (доступный детям) – изучение его действия путем наблюдения, сравнения, трудового опыта, хранение инструмента, уход за ним.

в) Трудовые приемы (постепенность развития) – установление цели, коллективное установление цели, приготовление к труду – заготовка материала и инструментов.

План.

Трудовой процесс (темп, простая кооперация, разделение труда).

Учет (достижение цели, количество потраченного материала, количество потраченного времени).

г) Гигиена труда.

д) Виды труда.

 

ПРОГРАММА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

а) Труд в школе (раздача и сбор учебников, пособий и пр., школьная библиотека и школьный музей, живой уголок. Уборка школьного помещения, уход за ним, украшение его. Взаимопомощь в школе).

б) Труд на пришкольном участке и площади – уход за домашними животными, цветоводство, огородничество, опытный участок. Приготовление к игре. Взаимопомощь.

в) Труд домашний – уборка, пошивка, починка, варка пищи, хранение, уход за малышами, уход за домашними животными.

г) Труд общественно полезный – взвешивание плана, сил, путей выполнения, разделение труда, использование умений.

д) Труд инициативный, творческий – оформление технических запросов и интересов ребенка.

 

СОПУТСТВУЮЩИЕ НАВЫКИ:

 

а) грамотность,

б) математические умения,

в) навыки измерения (длины, веса, объема, времени, тепла и т. д.),

г) графическая грамотность,

д) физическая ловкость (развиваемая игрой и гимнастикой),

е) развитие внешних чувств (на игре и специальными упражнениями),

ж) знание окружающих условий,

з) знание людей.

 

РАЗВИТИЕ РАБОЧИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Упражнение анализаторов на трудовых процессах (зрительного, слухового, тактильного, мускульного; повышение дифференциации в их действиях). Задерживающие центры – самоконтроль.

Координация и специальная дифференцировка работы анализаторов; факторы, способствующие этой координации.

Ближайшие и отдаленные цели.

Коллективный труд.

1929 г.

 

 

Советская страна – республика труда. Необходимо, чтобы все подростки.«получали у нас трудовое воспитание. Развитие промышленности, развитие колхозного движения, укрепление связи между городом и деревней, наукой и трудом делает эту вещь все более и более исполнимой. В буржуазных странах дети буржуазии, дети интеллигенции обучались умственному труду, дети рабочих и крестьян – труду физическому. С самого начала существования Советской власти была провозглашена трудовая школа, школа не просто трудовая, а политехническая, т. е. такая, где не просто дают трудовые навыки, а где связывают обучение труду с наукой, с теорией, учат понимать научные основы производства в целом. Эта школа задумана была как школа, обязательная для всех, как школа, где будут учиться от 8 до 17 лет.

Однако это была только далекая цель. В школу у нас попадали далеко не все дети. У нас до сих пор нет всеобщего обучения. У нас массовой школой была и остается лишь школа I ступени, а большинство подростков от 12 до 17 лет нигде не учится. Кроме того, школа у нас в своем громадном большинстве только называется трудовой. В старых школах нигде почти не было мастерских. В школах новых, выстроенных уже при Советской власти, мастерские занимают меньше 2% всей площади. Какое же это трудовое воспитание! Если и было какое трудовое воспитание, оно проходило вне стен школы, проводилось как общественно полезная работа.

Сейчас жизнь повелительно требует воспитания молодежи. Нужно ясно и четко поставить перед собой эту задачу. Все подростки, «мальчата и девчата», кончающие школу I ступени, должны не болтаться зря, а получать трудовое воспитание. Каждый подросток должен становиться в ряды трудящихся, работать посильно, получать плату за свой труд. Но работа молодежи должна находиться под заботливой, строгой охраной. Эта работа должна быть такого характера, чтобы она не притупляла ребят своим однообразием, а давала им возможность всестороннего развития. Надо, чтобы работа была увязана с самостоятельным чтением, с работой в кружках, с циклами лекций, разнообразными краткосрочными курсами, с инструктажем, с общественной работой. Помогать должна этому делу существующая сеть школ крестьянской молодежи, техникумов и пр. Надо охватить трудовым образованием всех подростков. Колхозное движение открывает в этом отношении громадные возможности.

1930 г.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОЛЛЕГИИ НАРКОМПРОСА ПО ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Во-первых, следует отметить недостаточную увязку между институтами и, во-вторых, необыкновенные возможности политехнического образования подростков. В первую очередь сейчас выдвигается внешкольное политехническое образование. Школа – только организатор данного дела, но в настоящий момент политехническая подготовка в стенах школы есть утопия, а нужно поголовное политехническое воспитание. Мы называемся республикой труда, нам нужно поголовное политехническое воспитание. Массовая школа, в частности школа I ступени, дает общие навыки, но с 12–13 лет труд обязателен уже для каждого члена колхоза, который и несет обязательную работу в той или иной отрасли хозяйства. С 12–13 лет каждый становится работником коммуны, каждый получает паек в колхозе и несет обязательную работу. Вот и надо, изучив положение дела в разных краях, дать последовательность в работе и показать переход со ступени на ступень индустриального труда. Иначе получается: девочки только и сидят, например, на доении коров, – надо, чтобы от профессии доярки девочка перебросилась через ряд других обязанностей к огородничеству и овцеводству, надо, чтобы ребята проходили определенные ступени работы в основных отраслях колхоза.

ШКМ должна быть организатором коллективного труда ребят и именно организатором труда политехнического. ШКМ должна организовать молодежь, не охваченную школой; должны быть построены краткосрочные курсы, циклы, должны быть организованы своевременно консультационные пункты. Что мы можем сделать в наших условиях, чтобы труд подростка сделался политехническим трудом? Надо освещать этот вопрос.

Здесь вырастает особенно значение технической станции. Технической станции надо связаться с колхозом. Молодежь это будет делать хорошо. На ряде колхозных мероприятий можно и важно поставить именно политехническое изучение труда.

Всем институтам эту тему надо проработать. Иначе на практике мы наблюдаем неправильные уклоны, стремление к расщеплению труда, распределение с раннего возраста по профессиям: доильщица, другая – погонщица или картошку чистит. Ближайшие шаги институтов должны заключаться в том, чтобы подробнее подработать этот вопрос, изучить педологию этого вопроса. Здесь встают вопросы последовательности труда. Особенно нужно бороться с теми практиками, которые думают, что нужно раньше начинать профессиональный труд; в противовес этому надо ставить программу политехнической проработки, обдумать вопрос и о детях и о подростках, как посещающих школу, так и вне школы. Это будет другого типа труд, именно труд по политехнизму. В будущем возможны новые формы труда в связи с переброской городской молодежи в деревню. Как раз город и деревня могут дать политехническую подготовку. Мы строим сейчас заводы-втузы, где поголовно все рабочие втянуты в повышение квалификации и изучение труда. Важно так ставить работу с подростками, чтобы работа не носила бы узкопрофессиональный характер, а носила бы характер политехнический.

У нас есть кое-какие подходы к такой политехнической подготовке, в частности, в каждой мастерской, которая пропускает через себя молодежь и дает всестороннюю подготовку.

Задачу внешкольного политехнического воспитания надо разрешать вместе с Наркомтрудом и ставить поголовно перед всей молодежью...

Центр вопроса о состоянии исследовательской работы сейчас не в том, что институты не работают, но в том, чтобы проблему выдвинуть в массы. Нет полной увязки с жизнью, а сейчас такое время, когда нужно дать политехническое воспитание всем поголовно. Например, на электрической станции нужно показать, что из себя представляет электрическая сила, что такое электричество и т. д.

Пока массам не будет ясно, как надо самим работать политехнически, пока не будет дана инструкция в этом отношении, пока о политехнизме будут только писать в наших книжках и отдельных рецензиях – дело не пойдет. Самое важное сейчас – протащить в жизнь идеи политехнизма. Школа должна этому помочь. Поэтому сейчас уместно ставить вопрос о пропаганде идей политехнического воспитания, о внешкольной организации политехнического труда, придать размах, размах, без которого нечего и думать ставить политехнизм в жизнь.

1930 г.

 

ПОЛИТЕХНИЗМ ПРИ ТЕПЕРЕШНЕМ СОСТОЯНИИ ТЕХНИКИ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА II ВСЕСОЮЗНОМ ПАРТСОВЕЩАНИИ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ)

 

Владимир Ильич говорил в связи с политехнизмом о том, что нам необходимо воспитывать коммунистов. Я думаю, что эта задача не менее настоятельная, не менее важная, чем вопрос о политехнизме. Нельзя рассматривать вопрос о политехнизме оторванно от этой основной задачи. Подробно я не буду останавливаться на этом вопросе, но я хотела указать на необходимость особо внимательно относиться к программам наших школ и курсов.

Очень часто, имея в виду необходимость коренной перестройки школы, улучшение школы, мы ставим себе чрезвычайно краткие сроки и в скоропалительном порядке переделываем наши программы, совершенно не обсуждая вопроса, как, в каком направлении эти программы надо переделать. А между тем перед нами стоит задача через всю школу, начиная с самой младшей группы и кончая вузом, построить преподавание таким образом, чтобы оно давало определенное миросозерцание и увязывало бы те знания, которые мы даем, с практикой. А вот насчет миросозерцания у нас очень плохо. Бегло просматривая некоторые программы, часто видишь, что нет тех увязок, того подхода, которые необходимы с точки зрения марксизма. А без этого мы политехнизма никакого не построим. И вот нам надо особенно внимательно смотреть, чтобы не скатывалось наше преподавание на старое преподавание, с одной стороны, и, с другой стороны, чтобы оно не превращалось в простую агитацию; а между тем, если мы возьмем два вопроса, теперь чрезвычайно важные – один вопрос об антирелигиозной пропаганде, а другой вопрос об интернациональной пропаганде, – я должна сказать, что очень часто у меня остается впечатление, что мы до чрезвычайности поверхностно ставим эти оба вопроса, не увязывая их с миросозерцанием. И на эти два вопроса необходимо обратить самое серьезное внимание.

Другой вопрос, о котором я хотела бы сказать, – это вопрос о массовом образовании. Конечно, необходимо в кратчайший срок провести всеобщее обучение и по отношению к взрослым провести ликвидацию неграмотности и вооружение самыми необходимыми знаниями. Это необходимо, чтобы открыть путь к самообразованию. Но этого, я думаю, мы не проведем, если не сделаем нашей системы более гибкой.

Вот у нас школа-четырехлетка, и на ней мы, так сказать, стоим. А между тем, чтобы провести эту школу-четырехлетку в жизнь, надо целый ряд подсобных вещей. Например, есть ряд деревень, где в школу нужно ходить далеко, – малышам это не под силу. Необходимо устраивать в этих мелких деревнях работу с младшими группами. Необходимо также организовывать дополнительные занятия с отстающими, на манер того, как организовано это в Швейцарии. Тогда не будет отсева. Надо подумать, как сделать нашу школу гибкой. И еще у нас проблема, о которой мы чрезвычайно мало думаем, – это проблема подростков, которые недавно учились в школе или вовсе не учились, чрезвычайно малограмотны. Необходимо их подогнать. У нас по отношению к взрослым делается много, но подростки как-то остались между Соцвосом и Главполитпросветом. В детскую школу эти ребята, как переростки, не попадают, а на ликпункты их не берут, как ребят, которые по возрасту не относятся к системе политпросвета. Тут надо целый ряд особых школ создать. Без этой гибкости мы так быстро не добьемся цели, как это необходимо. Это с одной стороны. С другой стороны, мы вступили на путь втягивания населения во все это дело, и в этом смысле культпоход дал очень многое. Это основное, что необходимо для того, чтобы подвинуть дело быстрее, но это не в достаточной степени и не всюду делается. В целом ряде областей это еще не сдвинуто с места, приходится ссылаться лишь на опыт Бауманского района, Нижне-Волжского края, Центрально-Черноземной области. А необходимо, чтобы это было всюду, и на это необходимо обратить особое внимание.

Конечно, то, что школа-семилетка, борьба за семилетку поставлены в центре вопроса, – это имеет чрезвычайно большое значение.

Прежде чем перейти к больному вопросу, по которому состоялось соглашение, – к вопросу о школе II ступени, я хотела бы остановиться на вопросе о том, какие работники нужны для нашей промышленности, какие силы нужны для нашей промышленности. Я не буду говорить о школе, а только о «рабочих руках», о рабочей силе. У нас реконструктивный период, старые фабрики, заводы перестраиваются, строятся новые фабрики и заводы. Чем новые заводы отличаются от старых заводов? Старые заводы работали таким образом, что часть работ выполнялась ручным трудом. Там были такие машины, которые требовали очень большого специального обслуживания, обслуживания полукустарного характера. Характерно, что для старых фабрик и заводов рабочая сила черпалась из кустарной промышленности, и до сих пор есть достаточное количество фабрик и заводов со старым оборудованием, и пройдут еще годы, пока все эти фабрики и заводы будут переведены на новые рельсы. Для этих заводов требовались квалифицированные рабочие с большими полуремесленными навыками, но и со знанием машины в то же время. На новых заводах требуются две группы квалифицированных рабочих. С одной стороны, рабочие, которых, собственно говоря, нельзя назвать квалифицированными рабочими, – это рабочие, которые называются «подученными», которые работают с конвейером и т. д. Это требует общей трудовой культуры. Требуется также специальная выучка от одной-двух недель до полугода.

Но наряду с этим требуются рабочие высокой квалификации, уже не полуремесленного типа, а обладающие умением управлять всем механизмом машины, пониманием процесса производства в целом, которые умеют приспособляться к постоянно изменяющимся условиям, – техника не стоит на месте, она все дальше и дальше развивается, и каждый день приносит новые изменения, так что необходимо иметь рабочих, которые были бы достаточно подготовлены, понимали бы процесс производства, умели управлять машинами, приспособлялись бы к разным условиям. Такого типа квалифицированные рабочие требуются в данный момент на новое производство.

Чрезвычайно остро стоит также проблема и о среднем техническом персонале. Требуются техники, требуются специалисты, которые бы умели инструктировать квалифицированных рабочих всех категорий. Вот этого среднего персонала у нас почти совершенно нет. У нас есть средний персонал – техники, работавшие на старых фабриках, но вот для новых, по-новому устроенных, у нас среднего персонала чрезвычайно мало. У нас мало этого среднего персонала – техников, которые могли бы по-новому работать и обучать других. Тут мы как-то устраивали специальные собрания по линии ГУСа с научно-технической секцией ГУСа, где был целый ряд инженеров, близко знакомых с производством, которые говорили о том, что подготовка техников – это одна из самых кричащих потребностей нашего производства. Тут беда в чем? В том, что выписать из-за границы нельзя, потому что слишком много надо выписывать. Можно отдельных лиц выписать, а спрос на этот средний технический персонал, на квалифицированного техника, чрезвычайно велик. А с другой стороны, со стороны техника необходимо знание массы, низового работника. Без этого те планы, которые инженер придумывает, – эти планы некому осуществлять. Вот это звено у нас выпадает, и сейчас это один из чрезвычайно важных моментов.

Теперь возьмем наши школы. Насчет профшкол. Профшколы искони готовили рабочего полуремесленного типа. Это, конечно, наиболее тяжелая область, потому что всякое усовершенствование делает этого рабочего, подготовленного в профшколе, безработным. Раз переоборудуется завод, нужен другой рабочий, обладающий более высокой квалификацией. Но на некоторое время такие профшколы необходимы. Но нужно, чтобы эта профшкола наряду с этими ремесленными и полуремесленными типами навыков давала другой тип навыков, чтобы она воспитывающихся в этой профшколе подростков ставила в такое положение, чтобы они могли быстро приспособиться к изменяющимся условиям.

Затем, что касается полуквалифицированных рабочих, то их подготовкой занимается Гастев. Ошибка Гастева заключается не в том, что он проводит этого типа работу. Нельзя считать, что эта работа не нужна. Но ошибка Гастева заключается в том, что он в этом, и только в этом, видит выход, что он совершенно не видит необходимости подготовки другого типа, высшего типа квалифицированных рабочих. А кроме того, он не видит необходимости связывать это обучение с общим и политехническим образованием и с общественной работой.

И, наконец, вот та школа, которая у нас в теории является политехнической школой, – фабзавуч. На практике ФЗУ часто не тем является, конечно, чем она должна быть. Это часто зависит от характера производства. Но ФЗУ рассчитывает именно на подготовку современных квалифицированных рабочих. Вот как стоит вопрос с точки зрения обслуживания производства рабочей силой. Но если подходить к вопросу не только с точки зрения подготовки «рабочих рук», а подходить с точки зрения культурного обслуживания рабочего социалистической нашей республики, так надо дело ставить так, чтобы рабочий являлся исполнителем и в то же время являлся активным творцом, хозяином на всяком заводе, на всякой фабрике. Он должен быть и общественником, который в фабкоме работает, который понимает, куда идет развитие техники, который ясно понимает все процессы, которые на фабрике происходят, и который может принимать участие в творческой работе по улучшению работы этой фабрики, у которого выработана сознательная дисциплина. Вот подготовку такого рабочего Гастев игнорирует, профшкола тоже часто игнорирует эту сторону вопроса. А между тем вопрос чрезвычайно важный.

Теперь вопрос о практике в производстве. Мы немножко иногда подходим к этому вопросу огульно: вот организовали практику и торжествуем, но вопрос совсем не в том, чтобы, вообще говоря, организовать практику, а в том, какую практику организовать. Приходилось слышать от курсантов, какую практику им часто приходится выполнять. Их принимают на завод, платят им определенную плату и т. д. А что они делают? Три раза в день смотрят, какая температура с мастерской! Разве это практика? А считается, что они на практике работают. Как, в какой последовательности эту практику организовать – это громаднейшая проблема, которую, конечно, должны практики решать и которую нельзя решить ни в каких кабинетах. Этот вопрос об организации практики, мне кажется, еще не стоит на той высоте, на которой должен стоять.

Теперь вот, подходя к больному вопросу – о школе II ступени, нужно сказать следующее: мы ведь должны готовить не только для фабрик и заводов людей. Необходимо готовить и для сельского хозяйства. Коллективизацию ведь нельзя провести без определенной подготовки. В этом отношении у нас часто совершенно еще неясный подход, и тут надо что-то сделать. Тут вопрос подросткового деревенского труда чрезвычайно остро стоит. Надо сказать, что в смысле охраны труда у нас как раз в колхозах чрезвычайно плохо обстоит, как и вообще, впрочем, в деревне. Тут недавно в «Дружных ребятах» был помещен маленький запрос относительно того, как работают в колхозах ребята. И вот один парнишка пишет: «Ты спрашиваешь, как мы работаем. Вот я про себя скажу: с 6 часов утра до 6 часов вечера работаю, бороню безлошадным, и задаром бороню. Отец хворый, ему 60 лет. А сельсовет у нас не смотрит, что мальчишка сеет, а мужики спят». Вот эта классическая фраза «мальчишка сеет, а мужики спят» говорит о том, что школа и пионерорганизация раскачивают подростков, а со стороны взрослых, со стороны различных культорганизаций внимания к охране труда, к организации труда нет. Это один из больных вопросов, но, к сожалению, подробно останавливаться на этом вопросе я не смогу. Но надо сказать, что политехнизм включает в сельскохозяйственную работу практическое знакомство с механизацией сельского хозяйства и изучение экономики сельского хозяйства, так что, говоря о политехнической школе, ставя этот вопрос в целом, мы должны ясно осознавать, что это не только подготовка к работе на заводе, не только подготовка к работе на предприятии, но и подготовка к работе в сельском хозяйстве, и подготовка к работе общественной, к работе по обслуживанию бытовых вопросов, подготовка к целому ряду отраслей работы. Необходима подготовка педагогов, художников, писателей, целого ряда работников, самые разнообразные области работы требуют подготовленной квалифицированной силы.

Я думаю, что это наше партийное совещание будет определенным сдвигом. Надо сказать, что если среди педагогов этот вопрос о политехническом образовании, что называется, в зубах навяз, то за пределами педагогического персонала этот вопрос еще недостаточно серьезно обсуждается. Вот сейчас Главсоцвосом намечен 15 мая съезд по политехническому образованию[36]. Организаторы съезда обратились в ВСНХ с просьбой дать туда своих представителей, потому что этот съезд имеет значение только тогда, когда там будут представлены хозяйственники. А что ВСНХ на это ответил? – «У нас нет людей, которые были бы свободны для того, чтобы этим делом заниматься». Я должна сказать, что такого знания у хозяйственников, что такое политехнический труд и каково значение его для производства, для того, чтобы не было постоянных кризисов в рабочей силе, чтобы не было постоянных срывов, нет. Это безусловно.

Вопрос о техникумах. Конечно, техникумы, как они у нас имеются, дают очень мало: и в теории дают мало и мало в смысле постановки практики. Поэтому брать их за идеал, по-моему, не следует. Надо работать над построением политехнического учреждения, которое бы давало эту среднюю квалифицированную рабочую силу, которая так нужна. Ни наши школы II ступени, ни наши техникумы вот этого современного работника средней квалификации не дадут.

Чрезвычайно упрощенно мы подходим иногда ко всем этим вопросам политехнизма и вообще к технической подготовке. На днях у нас была конференция по рабочему образованию, по рабочим университетам. И вот на этой конференции очень ярко выразилось такое течение, которое общее образование отодвигает на задний план и признает его только постольку, поскольку оно дает известное звание. Не можем мы таких обещаний давать: прошел курс школы I ступени – получай звание подмастерья. Конечно, грамотность – условие действительно необходимое для того, чтобы быть подмастерьем, необходимое, но не достаточное; кроме общих знаний, необходимо иметь знания специальные, производственные. Без широкого общего образования никакой настоящей квалификации, такой квалификации, которая требуется теперешним состоянием техники, не получится. И надо, чтобы это осознавалось.

Я думаю, что после партсовещания нужна громадная работа над вопросами политехнизма. Надо все это уточнить, углубить. Партсовещание даст только толчок в этом направлении.

1930 г.

 

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ДОКЛАД НА III СЪЕЗДЕ ПО ОХРАНЕ ДЕТСТВА)

 

Товарищи, тема моего доклада «Коммунистическое воспитание детей и подростков». Сейчас вопрос о коммунистическом воспитании всей массы ребят имеет громаднейшее значение. В начале революции, после 1917 г., в первое время было обращено внимание на то, чтобы в отдельных опытно-показательных школах, опытно-показательных детских домах дать картину того, как нужно воспитывать по-новому, как нужно воспитывать не старыми приютскими способами, а новыми методами воспитания. Были созданы детские дома. Их пришлось создать в очень большом количестве, но только очень немногие детские дома действительно были домами показательными, где ребята могли кое-чему научиться. Если взять вопрос в целом, то нужно сказать, что дело это у нас хромало.

Особенно остро встал вопрос о воспитании широких детских масс в последнее время в связи с целым рядом изменений во всей нашей общественной жизни, во всем народном хозяйстве. И те изменения, которые происходят в настоящее время в хозяйстве – переход мелких крестьянских индивидуальных хозяйств на коллективное механизированное хозяйство, – изменяют очень многое. Я не говорю уже о широком развитии индустриализации, которая открывает совершенно новые возможности для воспитания. Я считаю, что гвоздь коммунистического воспитания ребят в организации их труда. Мы знаем, как организация труда воспитывает взрослых.

Возьмем деревню. В деревне индивидуальное крестьянское хозяйство воспитывает и определенное мировоззрение, определенный характер, определенный подход у людей ко всем вопросам. Мы говорим: «мелкособственническая психология». Что это значит? Это значит, что человек не понимает общих основ явлений, не разбирается в основных вопросах, смотрит только недалеко вокруг себя, в свое хозяйство и все мерит меркой своего мелкого хозяйства.

Мы знаем, как часто в деревне один хозяин враждует с другим, как женщины ссорятся из-за какого-нибудь выеденного яйца, как вообще их мысли не перелетают через околицу и как рассуждает мелкий крестьянин: «Каждый за себя, а бог за всех». Вот мировоззрение, которое вырабатывается в мелком хозяйстве. Наблюдается непонимание новых форм труда, новых организационных форм. Каждый живет за себя, и тут, конечно, начинает играть роль бог. Неурожай – «господь бог виноват, а мы сами по себе, наша хата с краю».

Попадает крестьянин на завод. Он видит большое механизированное производство, организацию труда, разделение труда, видит, как все это идет по определенному плану, четко, организованно, как работа одного закрепляется работой другого. Каждый начинает сознавать себя каким-то винтиком, колесиком общего механизма. И крестьянин, пришедший на завод, поварившийся некоторое время, как говорится, в фабрично-заводском котле, начинает смотреть на все другими глазами. Он смотрит уже не с точки зрения своей колокольни, а с точки зрения общих интересов. Почему рабочий класс является ведущим классом? Потому, что самые условия крупного производства, работы на заводе воспитывают из него коллективиста. И в вопросах религии основные кадры рабочих, которые долго работали на заводе, в общем мало религиозны, ибо они ежечасно видят, какие результаты получаются от механической обработки сырья, железа, от машинной организации труда. У них легче вырабатывается мировоззрение материалистическое.

Мне пришлось лет пять, в начале своей работы, быть учительницей в вечерне-воскресной школе, и мне приходилось наблюдать, как придет в школу крестьянин и боится даже слушать то, что говорят в воскресной школе. Он приносит с собой ветхий завет и старается его читать, а поработает год на заводе, и, смотришь, к весне ветхий завет неизвестно куда делся, посты перестал соблюдать, в великий пост ест колбасу, и насчет всяких богов у него стал другой подход. В особенности это наблюдается в таких отраслях производства, как механическое, металлообрабатывающее производство, где особенно видна мощность машин. Когда на глазах человека из куска железа вырабатывается тончайший инструмент, тончайшая машина, человек понимает силу техники, силу организации, силу коллектива.

Вот почему рабочий класс, закаленный на заводах, является именно классом, который понимает лучше и все общественные отношения, и из него вырастает и укрепляется ведущий класс.

Посмотрим, что происходит теперь. Индустриализация страны укрепляет мощь рабочего класса. А к чему приводит та коллективизация, к которой мы вплотную подошли начиная с XV партсъезда? Она приводит к тому, что старые мелкие хозяйства, привычные формы труда, унаследованные от отцов и дедов, распадаются и новое крупное коллективное хозяйство начинает перестраивать все мировоззрение крестьян по-новому. Сейчас создались чрезвычайно благоприятные условия для коммунистического воспитания подрастающего поколения. Чем дальше, тем эти условия будут благоприятнее. Но, чтобы разобраться в том, как мы должны строить коммунистическое воспитание детей, мы должны посмотреть на отдельные звенья этого воспитания.

В прежнее время, когда царили ремесло, кустарное производство и мелкое крестьянское хозяйство, огромную роль играла семья. Какой-нибудь мальчик в крестьянской семье с малых лет видел труд своего отца и матери и всей своей семьи. Его учили показом, но он не знал, как объяснить то или другое явление природы. Навыки он приобретал с детства, т. е. ребенком в 8 лет имел уже известные трудовые навыки. Возьмем кустарное производство или ремесленное производство. Тут сын смотрел, как работает отец, и учился таким образом. Раньше семья давала трудовое воспитание. А сейчас? А сейчас труд рабочего и труд колхозника, особенно в высших формах колхозного движения (коммуны), происходит вне дома; мы видим, что семья перестает быть хозяйственной единицей. Труд рабочею происходит на заводе, и ребенок не видит, как идет работа. Дома он находится под влиянием какой-нибудь старухи-бабушки, которая часто рассказывает ему небылицы, или под влиянием матери, которая также не работает на заводе, а если мать работает, то часто он всецело находится под влиянием улицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.