Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что хотелось бы знать о постановке труда в детдоме 1 страница




 

Вопрос о постановке труда в детдоме нельзя брать вне освещения вопроса об учебе и всей жизни детдома.

Такие произведения, как «Болшевская коммуна» и «Педагогическая поэма», красноречиво говорят об этом.

Чтобы судить о том, правильно ли поставлено трудовое обучение в детдоме, надо знать, что это за детдом, сколько в нем ребят, сколько девочек, мальчиков, где ребята учатся: в детдоме или в ближайшей школе; у всех ли ребят, приступающих к обучению труду, есть знания в объеме четырехлетки; все ли приобретают знания в объеме 5, 6, 7-й групп. Если ребята учатся в общей неполной средней школе, то все ли учатся или только часть? Есть ли там преподавание труда? Как оно там поставлено? Учатся ли ребята из детдома труду в общей школе? Насколько тесна связь школы с детдомом, в чем она выражается?

Затем необходимо знать производственное окружение детдома: чем занимается окружающее население, есть ли поблизости фабрики, заводы, какие, или население занято кустарными промыслами, какими, или занято хлебопашеством, огородничеством, животноводством и пр. С какими организациями связан детдом: с фабзавкомами или профсоюзами ближайших заводов, с колхозами, совхозами, с промкооперацией и т. д. и т. п., в чем эта связь выражается? Как связан детдом с сельсоветом или горсоветом? Вопрос надо ставить не только о материальной помощи, но и о помощи путем квалифицированной оценки постановки преподавания труда.

Какая целевая установка обучения труду в детдоме? Куда ребят готовят? Для какого производства? Какие именно профессиональные знания дают?

Куда идут ребята из детдомов? На какую работу? Как расценивают их подготовку те предприятия, куда они поступают? Как устраивают ребят, на какую работу?

Наконец, важна постановка трудового обучения. Чему учат в V, VI, VII классе? Как постепенно нарастают у ребят трудовые навыки? В свое время ЦИТ очень хорошо показывал то, каким путем приобретаются те или иные навыки, как тот или иной навык должен быть связан с рисованием, черчением, с теми или иными видами физкультурных упражнений. Мы знаем, что в большинстве детдомов труд, которому обучают, носит кустарно-ремесленный характер. Тут навыки имеют исключительно большое значение. Важно отдать себе отчет в том, нужны ли навыки, даваемые в детдоме, только для данной узкой профессии или те навыки, которые окажутся полезными и в ряде других профессий? По силам ли ребятам данный труд, данная профессия?

Наконец, как поставлено в детдомах само преподавание? Как обстоит дело с мастерскими? Что это – учебные или производственные мастерские? Если производственные, то как составляются производственные планы? С кем заключаются договоры? Учитывают ли эти договоры силы ребят, не получается ли перегрузки, спешки, излишнего, недопустимого при учебе и особенно при учебе в возрасте от 11 до 14 лет напряжения? Как дело с доставкой сырья? Как оценивают результаты труда педагоги, преподаватели труда, сами дети, соседняя школа, заказчики, промкооперация, ближайшие ФЗУ и профшколы, ближайшие предприятия? Колхозы, совхозы?

Какие они вносят предложения? Какие из детдомов ведут аналогичную работу? Какая разница в их работе?

На все эти вопросы, к сожалению, не дает ответов выставка работ по труду воспитанников детдомов, организованная в Политехническом музее.

Очевидно, над этим надо еще работать и работать.

1937 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

В. И. ЛЕНИН О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. ЗАМЕТКИ НА ТЕЗИСЫ НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ

 

(Приватно. Черняк. Не оглашать.

Я еще раз и два обдумаю это.)

Нельзя так писать о политехническом образовании: выходит абстрактно, для далекого будущего, не учитывается насущная, теперешняя, печальная действительность.

Надо

1) добавить 1 или 2 тезиса о принципиальном значении политехнического образования

2) Сказать ясно, что никоим образом мы не можем отказаться от принципа и от осуществления тотчас в мере возможного образования именно политехнического.

17-й тезис долой.

Про вторую ступень (12–17) сказать:

Крайне тяжелое хозяйственное положение республики требует в данное время безусловно и немедленно

слияния[99] 2-й ступени с профтехшколами,

превращения[100] 2-й ступени в профтехшколы, но вместе с тем, дабы не было превращения в ремесленничество, надо установить следующие точные правила:

1) избегать ранней специализации; разработать инструкцию об этом.

2) расширить во всех профтехшколах общеобразовательные предметы.

3) безусловным заданием поставить не медленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных сейчас же шагов к политехническому образованию, как-то:

Это – архиважно. Мы нищие. Нам нужны столяры, слесаря, тотчас. Без у словно. Все должны стать столярами, слесарями и проч., но с таким-то добавлением общеобразовательного и политехническою минимума.

Задача школ 2-й ступени (вернее: высших классов 2-й ступени) (12–17): дать вполне знающего свое дело, вполне способного стать мастером и практически подготовленного к этому

столяра,

плотника,

слесаря и т. п.,

с тем однако, чтобы этот „ремесленник" имел

широкое общее образование (знал minimum основы таких-то и таких-то наук; указать точно, каких);

был коммунистом (точно указать, что должен знать); имел политехнический кругозор и основы (начатки) политехнического образования,

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

В настоящий том Педагогических сочинений Н. К. Крупской вошли наиболее значительные ее работы о трудовом воспитании и политехническом образовании, написанные после Великой Октябрьской социалистической революции. (Дореволюционные работы см. в первом томе.)

Рассматривая политехническое образование и трудовое воспитание как составные части коммунистического воспитания, Н. К. Крупская отводила им видное место почти во всех своих печатных трудах и устных выступлениях о воспитании и обучении, поэтому освещение этих вопросов читатель найдет также и в предшествующих и в последующих томах настоящего издания (см. предметно-тематический указатель к каждому тому).

Материал в томе расположен в хронологическом порядке.

 

1917–1920

 

В КОМИССАРИАТ ТРУДА (Проект декрета)

 

Впервые опубликовано в сборнике: Н. К. Крупская, Вопросы народного образования, М. – Пг., изд-во «Коммунист», 1918. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

Письмо направлено 30 ноября 1918 г. в Народный Комиссариат труда, где разрабатывался проект декрета о детском труде (см. также в настоящем томе статьи: «Буква закона», «К вопросу об отмене детского труда», «Пройденный путь»).

Статьи по вопросам юношеского движения, труда и образования рабочей молодежи, написанные Н. К. Крупской до Октябрьской революции, помещены в 1-м томе настоящего Собрания сочинений.

 

БУКВА ЗАКОНА

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 17 от 5 февраля 1918 г. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л.. Учпедгиз, 1934.

Статья была написана в связи с изданием Народным Комиссариатом труда закона о запрещении труда детей и подростков до 16 лет и вскрывала ряд недостатков в практическом проведении его в жизнь.

 

К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ ДЕТСКОГО ТРУДА

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 30 от 20 февраля

1918 г. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. – Л., Учпедгиз, 1934.

См. предыдущие статьи и примечания к ним.

 

ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Впервые опубликовано в газ. «Народное просвещение» (приложение к газ. «Известия ВЦИК»), 1918, № 2. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

СОЕДИНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ ТРУДОМ В ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «Народное просвещение», еженедельник Наркомпроса, 1919, № 32. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

ПРОЕКТ ШКОЛЫ НА БОНДЮЖСКОМ ХИМИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «Народное просвещение», еженедельник Наркомпроса, 1919, № 53. Печатается но Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. –Л., Учпедгиз, 1934.

В журн. «Народное просвещение» статья заканчивалась следующими словами: «Цель этой заметки – подчеркнуть некоторые предметы II ступени, которым надо отвести особое место, выдвинуть на первый план. Дело местного учительства – составить уже конкретную программу для школы II ступени, приняв в соображение все обстоятельства. Одно надо помнить: без содействия рабочих, без профессиональных союзов и т. п. правильно не может быть поставлена и проведена в жизнь программа школы II ступени».

 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

 

Один из вариантов тезисов Н. К. Крупской, написанных в связи с подготовкой доклада к I партийному совещанию по народному образованию (31 декабря 1920 г. – 4 января 1921 г.). Опубликовано в журн. «Народное образование», 1957, № 1. Печатается по рукописи, хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма (ф. 12, оп. 3, ед. хр. 5, лл. 39–41). См. также примечание к следующей статье.

 

ТЕЗИСЫ О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

 

Один из вариантов тезисов доклада Н. К. Крупской к I партийному совещанию по народному образованию. Тезисы хранятся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ф. 2306, оп. 2, ед. хр. 706, лл. 277–279; отпечатаны на шапирографе). Опубликовано в книге: Я. Ряппо, Проблема профессионализма и политехнизма в советской школьной системе, Харьков, 1929, а также в журн. «Политехническое обучение», 1958, № 3. Печатается но архивному источнику.

На этом совещании Н. К. Крупская должна была выступить с докладом о политехническом образовании, но в связи с ее болезнью доклад не состоялся. На тезисы Надежды КоР1стантиновны (подлинник тезисов до сих пор не найден) В. И. Ленин сделал свои заметки (В. И. Ленин, Соч., т. 36, стр. 490), которые впервые были опубликованы Н. К. Крупской в 1929 г. в журн. «На путях к новой школе», № 2 (см. стр. 538–539 и 587–589 настоящего тома).

 

1921–1930

 

О ЗАВОДСКОМ УЧЕНИЧЕСТВЕ

 

 

Впервые опубликовано в журн. «Юный коммунист», 1921, № 1-2. Печатается но Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

О ЖЕНСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 44 от 27 февраля 1921 г. Печатается по указанному источнику.

 

О НАКАЗЕ IX СЪЕЗДА СОВЕТОВ

 

Опубликовано в Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934, в котором статья отнесена автором к 1921–1922 гг. Судя по содержанию, можно предположить, что статья была написана позднее.

Задачи, поставленные перед Наркомпросом IX Всероссийским съездом Советов, ранее были выдвинуты В. И. Лениным в его «Заметках на тезисы Надежды Константиновны», в статье «О работе Наркомпроса» и «Директивах ЦК коммунистам – работникам Наркомпроса».

 

АНКЕТА ДЛЯ СБОРА МАТЕРИАЛОВ В ШКОЛЕ I И II СТУПЕНИ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЙОНЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1922, № 2. Печатается по Собр. соч. Н. К- Крупской, т. Ill, М– Л., Учпедгиз, 1934.

Анкета была предложена в связи с разработкой школьных программ в научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа).

 

РЕЦЕНЗИЯ. Б. ЖАВОРОНКОВ. ОТ МОТЫГА К ТРАКТОРУ. ОЧЕРК ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ИЗД-ВО „РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ", М., 1922

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1922, № 2. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

РЕЦЕНЗИЯ. А. АРХИПОВ. ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА). ШКОЛА-КОММУНА В СЕЛЕ ВИНОДЕЛЬНОМ. ИЗД. СТАВРОПОЛЬСКОГО ГУБОНО, СТАВРОПОЛЬ, 1922

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1922, № 2. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

РЕЦЕНЗИЯ. НАШ ТРУД. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ ЯРОСЛАВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГУБЕРНСКОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ОКТЯБРЬ, ГУБЕРНСКИЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1922, № 3. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

К СЪЕЗДУ ШКОЛ РАБОЧИХ-ПОДРОСТКОВ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 215 от 24 сентября 1922 г. Печатается по Собр. соч. Н. К- Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

Школы рабочих-подростков возникли в 1918 г. и явились предшественниками школ ФЗУ. Первый съезд школ рабочих-подростков состоялся 25–29 сентября 1922 г. На съезде обсуждались вопросы организации занятий в школах ФЗУ, которые возникали при предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих с 1920 г.

 

ТРУДОВАЯ ШКОЛА И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

 

Впервые опубликовано в журн. «Время», 1923, № 2. Печатается по Собр. соч. Н. К- Крупской, т. Ill, M– Л., Учпедгиз, 1934.

 

К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ ВУЗОВ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 146 от 3 июня 1923 г. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Впервые опубликовано в. журн. «На путях к новой школе», 1923, № 7-8. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

ВУЗ – УЧЕБНОЕ ПЛЮС ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (Отрывок из письма)

 

Под заголовком «Отрывок из письма» статья напечатана в сборнике «Трудовая политехническая школа и производственная пропаганда», М., Гиз, 1929. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

ВУЗОВЦЫ И ПРОИЗВОДСТВО

 

Впервые опубликовано в журн. «Юный коммунист», 1924, № 2. Печатается по указанному источнику.

 

К ВОПРОСУ О КРАСНЫХ СПЕЦАХ

 

Впервые опубликовано в журн. «Красная молодежь», 1924, № 4. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934.

В ряде сборников до сих пор неправильно указывались источник и год первой публикации статьи.

 

ОБ ОДНОЙ КНИГЕ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ГОМЕЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ КУРСОВ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В Г. НОВОЗЫБКОВЕ. 15 ИЮЛЯ – 15 АВГУСТА 1924 Г. ПОД. РЕД. К. Е. БОНДРИКОВА И Л. Е. РАСКИНА

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1924, № 9. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦИТа

 

Где впервые была опубликована статья, установить не удалось. Публиковалась в сборниках: Н. К. Крупская, На третьем фронте, ч. I, M., 1927; Трудовая политехническая школа и производственная пропаганда, М., Гиз, 1929. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. –Л., Учпедгиз, 1934.

ЦИТ – Центральный институт труда, организован по инициативе профсоюзов в 1920 г. в Москве пои ВЦСПС. В задачу института входили разработка и практическое внедрение в промышленность прогрессивных методов организации труда и подготовка кадров для производства. Институт специализировался в изучении отдельных трудовых операций, преимущественно в металлопромышленности

Положительно оценивая некоторые моменты в работе ЦИТа (например, анализ рабочих движений, последовательность в «бучении трудовым операциям), Н. К. Крупская резко критиковала ЦИТ и его руководителя А. К. Гастева за полный отрыв обучения трудовым навыкам от общеобразовательной и политехнической подготовки (см. в настоящем томе статью «К вопросу о подготовке рабочей силы». Доклад на заседании пленума I сессии ГУСа и др.).

 

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 201 от 4 марта 1925 г. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. –Л., Учпедгиз, 1934.

На эту тему Н. К Крупской написаны также статьи в 1927 и 1928 гг. (см. стр. 160, 178 настоящего тома).

 

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1925, № 4. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

Под тем же названием Н. К. Крупской написаны статьи в 1932 и 1936 гг. (см. стр. 498, 577 настоящего тома).

 

ИЗ СТАТЬИ.ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЕКЦИЕЙ ГУСа В ТЕКУЩЕМ ГОДУ"

 

Статья впервые была опубликована в журн. «На путях к новой школе», 1925, № 5. Публикуется по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, M. – Л., Учпедгиз, 1934. (Текст статьи был сокращен автором при подготовке указанного тома к изданию.)

 

К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ОБУЧЕНИЯ ТРУДУ В ДЕТДОМЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 1. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

ПРОФТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ДЕРЕВНЯ

 

Доклад на конференции профшкол. Впервые опубликован в журн. «Народное просвещение», 1926, № 3. Печатается по указанному источнику.

 

ПРОФШКОЛЫ ДЛЯ ДЕРЕВООБДЕЛОЧНИКОВ В ГЕРМАНИИ

 

Впервые опубликовано в журн. «Па путях к новой школе», 1926, № 3. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. Ill, М. – Л., Учпедгиз, 1934.

В журн. «На путях к новой школе» Н. К. Крупская дает следующее примечание к статье:

«Несомненно, что крупная промышленность очень долгое время не будет еще в состоянии удовлетворять всех потребностей рынка, особенно рынка крестьянского. Вот почему последнее время Советское правительство поощряет развитие кустарных промыслов, предоставляя кустарям ряд льгот, кредит и т. п. Несомненно, что в дальнейшем Советское правительство станет принимать ряд мер, направляющих кустарные промыслы в надлежащее русло, рационализирующих эти промыслы. Одной из таких мер будет устройство ряда профшкол. Приведенное выше описание профшкол деревообделочников в Германии бросает свет на некоторые стороны этого дела».

 

О РАБОТЕ ДЕТКРУЖКОВ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 4. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III,М. –Л., Учпедгиз, 1934.

Отмечая умелое использование бойскаутскими организациями различных форм и методов работы, соответствующих возрастным особенностям детей, Н. К. Крупская вскрывала буржуазную сущность бойскаутизма, его стремление всецело овладеть психикой ребенка, пропитать ее буржуазной идеологией. (Наиболее полное освещение этот вопрос получил в работах Н. К. Крупской, вошедших в т. 5-й настоящего издания.)

 

МАСТЕРСКИЕ ПРИ ДЕТДОМАХ (Анкета)

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 4.Печатается по указанному источнику.

Анкете, составлена Н. К. Крупской в связи с работой научно-педагогической секции ГУСа над программами по труду для детских домов.

 

К СТАТЬЕ.ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕТСКОГО ТРУДА

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 5-6. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. III, М. – Л., Учпедгиз, 1934. Статья А. С. Шастова «Опыт анализа детского труда» была помещена в том же номере журнала.

В данной и в ряде других своих статей Н. К. Крупская вопрос о методике обучения связывала с разработкой проблем возрастного развития детей. Педология рассматривалась ею как отрасль педагогической науки, которая призвана разрабатывать именно эти вопросы В ряде своих выступлений она указывала на ошибки тех советских ученых, которые некритически заимствовали идеи и методы буржуазной педологии и выступали с антинаучными взглядами на роль наследственности и среды в развитии ребенка (см., например, во 2-м томе настоящего Собр. соч. статью «К вопросу о морально-дефективных детях», в 3-м томе – статьи: «О задачах школьного кино», «Какой нам нужен учебник», «Методические заметки» и др.).

 

РЕЦЕНЗИЯ. МАССОВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ. ЛЕНИНГРАД – ВОЛХОВСТРОЙ – УРАЛ – ВОЛГА – КРЫМ – КАВКАЗ. ПОД РЕД. А. ЗАКСА, ИЗД-ВО.РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ", М., 1926

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 10. Печатается по Собр. соч. Н. К- Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

СЕМИЛЕТКА НА ФАБРИКЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1926, № 10. Печатается по Собр. соч, Н. К. Крупской, т. III, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММ ПО ТРУДУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Записки И. Г. Розанову в связи с работой по составлению программ по труду для начальной школы. Публикуется впервые по рукописи, хранящейся у И. Г. Розанова.

 

РЕЧЬ НА ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ ШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 2 ИЮЛЯ 1927 г.

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1927, № 9. Печатается по Собр. соч. Н. К Крупской, т. Ill, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

В последнем источнике автором выпущены начало и конец речи.

Начало речи: «О школьном вопросе я доклад делать не собиралась. Я просто хотела приветствовать вас и высказать несколько соображений в связи с обсуждаемым вами на конференции вопросом о школе ФЗУ. Может быть, все то, что я буду говорить, вам хорошо известно. Но на эти вопросы с особой настоятельностью наталкивает сейчас жизнь, и поэтому полезно еще раз на них остановиться».

Конец речи: «Меня спрашивают в записке, можно ли строить ФЗУ концентрически, с тем чтобы первый концентр давал массового рабочего. Что под массовым рабочим понимать? Если под массовым рабочим понимать «наученного» рабочего, то, во-первых, мы не заинтересованы в том, чтобы на всю жизнь его при этой работе оставить. Во-вторых, не нужны годы для того, чтобы его этому учить, а, по-моему, важно ему давать такую подготовку, которая выводила бы его из этой работы, потому что на такую работу всегда можно найти рабочих; надо, чтобы для фабзавучника она была временной, а не постоянной, надо всем ребятам-фабзавучникам давать квалификацию, нечто большее, чем простой навык обслуживания машины».

 

О ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 202 от 6 сентября 1927 г. Печатается по указанному источнику.

См. также в настоящем томе статью 1925 г. поя тем же названием и статью «К вопросу о подготовке рабочей силы» (1928).

 

К ГЛАВЕ О ПЕСТАЛОЦЦИ

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма (ф. 12, оп. 3, ед. хр. 3, ч. I, лл. 326–329).

Написано к 100-летию со дня смерти Г. Песталоцци по просьбе редакции журнала «Аф ди вегн цу дер найер шул» («На путях к новой школе»). Статья была переведена на еврейский язык и помещена в 6-м номере указанного журнала за 1927 г. В журнале одновременно была напечатана глава «Песталоцци» из работы Н. К. Крупской «Народное образование и демократия».

 

О НОВОМ ТИПЕ РАБОЧЕГО

 

Из речи, произнесенной на заседании Коллегии Наркомпроса 21 февраля 1928 г. Печатается по журн. «Жизнь рабочей школы», 1928, № 3.

На заседании принята система школ ФЗУ, предложенная отделом рабочего образования Наркомпроса и включавшая три типа школ ФЗУ: предназначенных для подготовки рабочих массовых квалификаций, рабочих средней квалификации и рабочих высокой квалификации.

 

ПОЗОРНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСКОМУ ТРУДУ

 

Впервые опубликовано в журн. «О наших детях», 1928, № 2-3. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

О КОЛЛЕКТИВНОМ ТРУДЕ ДЕТЕЙ

 

Впервые опубликовано в журн. «О наших детях», 1928, № 2-3. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV. М. – Л., Учпедгиз, 1934

 

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Впервые опубликовано в газ. «Правда» № 232 от 5 октября 1928 г. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ

 

Записка И. Г. Розанову о примерном содержании обучения навыкам но домоводству в школе I ступени. Печатается по рукописи, хранящейся у И. Г. Розанова (см. фотокопию рукописи на стр 185 настоящего тома).

В ранее издававшихся сборниках Н. К. Крупской в тексте данной статьи допущен ряд неточностей.

 

О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1929, № 2. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

Частично текст данной статьи вошел в брошюру: Н. К. Крупская, Школа жизни, М., изд-во «Молодая гвардия», 1930 (см. т. 5-й настоящего Собр. соч.).

 

О ПОЛИТЕХНИЗМЕ

 

Тезисы к докладу Н. К. Крупской на I сессии ГУСа (май 1929 г.). Печатаются по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЛЕНУМА I СЕССИИ ГУСа

 

Доклад состоялся 9 мая 1929 г. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. –Л., Учпедгиз,- 1934.

Под названием «Проблема политехнического образования» доклад был напечатан в журн. «На путях к новой школе», 1929, № 4-5, и под названием «О политехнизме» – в журн. «Революция и культура», 1929, № 11.

Сессия одобрила основные положения тезисов Н. К. Крупской и поручила президиуму ГУСа организовать комиссию с широким привлечением к ее работе представителей советской общественности для разработки ряда директивных указаний и практических мероприятий по проведению в жизнь основ политехнического образования.

 

ШКОЛА-СЕМИЛЕТКА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1929, № 7-8. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

 

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1929, А» 12, в связи со статьей И. М Соловьева «Изучение профессиональных интересов германских школьников» (напечатана в том же номере журнала). Печатается по Собр. соч. Н. К.Крупской, т. IV, М. –Л., Учпедгиз, 1934.

Статья И. М. Соловьева, по словам Н. К. Крупской, имела «целью открыть обсуждение этого вопроса на страницах журнала «На путях к новой школе».

 

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОГРАММАМ ПО ТРУДУ

 

Замечания были даны Н. К. Крупской в связи с работой научно-педагогической секции ГУСа по составлению школьных программ по труду. Печатается по рукописи, хранящейся у И. Г. Розанова.

 

О ТРУДЕ ПОДРОСТКОВ

 

Впервые опубликовано в журн. «О наших детях», 1930, № 3. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. – Л., Учпедгиз, 1934.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОЛЛЕГИИ НАРКОМПРОСА ПО ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Публикуется впервые по машинописной копии стенограммы, хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма (ф. 12, оп. 3, ед. хр. 6, лл. 347–491).

Выступление Н. К. Крупской состоялось 3 марта 1930 г. по докладу И. Г. Розанова. В решении «О состоянии исследовательской работы в области детского политехнического труда» коллегия констатировала недостаточную связь работы научно-исследовательских педагогических институтов по разрешению практических задач, стоящих перед Главсоцвосом, отсутствие практических результатов в работе институтов в области политехнизма и др.

 

ПОЛИТЕХНИЗМ ПРИ ТЕПЕРЕШНЕМ СОСТОЯНИИ ТЕХНИКИ

 

Из выступления Н. К. Крупской на II партсовещании по народному образованию в прениях по докладу Н. А. Скрыпника. Впервые опубликовано в журн. «На путях к новой школе», 1930, № 6. Печатается по указанному источнику.

II партсовещание по народному образованию состоялось 26–30 апреля 1930 г. На совещании обсуждался вопрос о системе народного образования. Н. К. Крупская на этом совещании выступила с докладом «Новые методы и единый план работы» (см. т. 7-й настоящего издания).

 

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Доклад на III съезде по охране детства 26 мая 1930 г. Впервые опубликован в журн. «На путях к новой школе», 1930. № 7. Печатается по Собр. соч. Н. К. Крупской, т. IV, М. –Л., Учпедгиз, 1934.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.178 сек.