Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2003 14 страница




Скажи, друг, знание этого низшего мира –

Ложно или истинно оно?

Кто из смертных стремится знать ложное?

Кто из смертных Истину знал?

Теперь на странице манускрипта 187 или на 189 английского текста слова «Чаг-на Пэма Карпо» по-тибетски означают «Лотос белый». «Пэма» – Лотос, «Карпо» – белый. «Падма» и «Падмапани» – тоже «Лотос», но на санскрите. В «Тайной Доктрине» в некоторых случаях приведена неправильная транскрипция тибетских слов. И это не удивительно, ибо в то время тибетский язык был очень мало известен ученым Запада. Большинство тибетских слов мне удалось проверить с лучшим и, можно даже сказать, единственным учителем тибетского языка ламою Лобзангом Мингиюром Дордже. Кроме того, мой сын сейчас считается знатоком тибетского языка среди западных ученых и заканчивает свой тибето-санскрито-английский словарь, который будет иметь свыше пяти тысяч страниц[185]. Потому, родной Рихард Яковлевич, не смущайтесь значительной разницей в транскрипции тибетских слов. Также те, которые уж очень разнились, я не решилась изменить. Также посылаю Вам копию страницы манускрипта 334, соответствующую страницам 335-336 английского текста. Место, указанное как пропущенное, в копии имеется, но возможно, что я забыла отметить эту выдержку синим карандашом, хотя на копии эта пометка и сделана. Пожалуйста, сравните обе страницы, ибо, перечитывая копию, я заметила ошибку в последней строке – написано «данное», вместо «данным».

Дорогой Рихард Яковлевич, еще раз самое сердечное спасибо за всю Вашу зоркость. Если заметите еще какую-либо несуразность в переводе, в правописании или в транскрипции, пожалуйста, исправьте. Знаю, что часто погрешала в непоследовательности в передаче некоторых имен. Еще не выработала в себе дисциплину немедленно заносить все поправки на оставшуюся у меня копию. Так, я не перевела место, взятое из Шекспира (об этом я писала). Считаю, что лучше привести его в уже имеющемся русском переводе. Если не удастся найти таковой, то можно оставить его в английском подлиннике. Место очень трудно поддается переводу. Как думаете?

Ввиду спешки в отправке писем на все поставленные Вам вопросы взялся ответить Н.К.

Мы так радовались победе Гаральда Феликсовича. Но нельзя почить на лаврах, следует зорко следить за движением врагов и быть готовыми на новые нападения. Всегда полезно собрать как можно больше данных в свою пользу и держать их наготове. Зоркость такая очень обостряет наши восприятия и приводит в действие нашу психическую энергию, в которой все решения.

Шлю Вам, дорогой Рихард Яковлевич, и Элле Рейнгольдовне самые лучшие мысли и сердечное устремление к преуспеянию Вашему.

Как Ваша работа, удастся ли Вам хотя бы немного поработать над книгой, около которой все мои помыслы? Мне так хотелось бы видеть ее шедевром Вашего творчества. Присланный конспект был превосходен и так полон. Недели через три, вероятно, вышлю последние параграфы «Братства».

Еще раз спасибо, храните здоровье, все будет хорошо.

Сердцем с Вами, Е.Р.

 

Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой

17 июня 1937 г.

Naggar, Kulu, Punjab,

British India

Родная Надежда Павловна, шлю Вам краткую весточку. На днях ко мне обратилась Ольга Григорьевна Донецкая, проживающая в Польше, с просьбой принять ее членом в мою группу. Но так как особой группы, которой я бы руководила, у меня нет, то я решила направить ее к Вам. Судя по ее краткой биографии, она человек работоспособный и для жизни вооруженный. Работала она как народная учительница до войны, как сестра милосердия, как счетовод и машинистка, как гигиенистка и общественная работница в Варшавском Магистрате, также и как воспитательница во внешкольном образовании в Варшаве.

Духовными вопросами начала интересоваться с 1923 года, работала в эзотерических кружках и обществах: в «Звезде», в Польском Теософическом Обществе, в эзотерической школе под руководством А.Безант, но ушла оттуда из-за слишком ярого польского шовинизма. Вела два года группу целителей. Принадлежит к Союзу Служения (вероятно, связанного с Кришнамурти), и хотя союз этот больше не существует, но она очень дорожит воспоминаниями и считает себя морально связанной присягой и заветы Союза старается проводить в жизнь.

Так что вопрос об учительстве Кришнамурти может всплыть, и тут нужно будет проявить особую тактичность.

Будто бы все свободное время посвящает изучению Агни Йоги. Интересуется астрологией и хотела бы работать для создания лучших условий для Новой Эпохи. Стучалась она к Алисе Бейли, но ей ответили, что там необходимо знание английского языка, а во французской группе нет места. Тогда она стала искать других путей и узнала об Учении Агни Йоги и обратилась ко мне.

Не будем отталкивать ее. Но так как часто писать я не могу, то я подумала о Вас, может быть, Вы поделите со мною эту корреспонденцию. Написала ей о Вас, но забыла дать ей Ваш адрес. Но ничего, пусть она ответит сначала на мое письмо к ней. Легкая сдержанность в письмах к незнакомым необходима. Потому присмотритесь сначала к Донецкой. Ее верность присяге – прекрасное качество, но не будет ли там скрываться фанатичное отношение к Кришнамурти. Осторожно надо будет нащупать ее отношение и проверить направление ее мышления. Знаки у нее неплохие. Присмотревшись к ней, может быть, впоследствии сделаете ее заграничным членом Вашей группы. Ведь будут и такие. Адрес ее – Ольга Григорьевна Донецкая <...>[186].

Получили сборник «Литовского Искусства», очень хорошо издан, приятно было снова увидеть картины Чурляниса. Очень люблю его творчество. Также получили 30 брошюр о Пакте. За все самое сердечное спасибо.

Наш самый сердечный привет Вам, дорогая Надежда Павловна, и всем сотрудникам.

Еще раз шлю Вам лучшие мысли и радость сердца основанным Вами группам[187].

 

Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман

18 июня 1937 г.

Родная наша Зиночка, из письма Вашего от 29 мая мы поняли, что Морис седьмого июня уже уехал. Поэтому пишем Вам, что если полномочия по Музею на время не переданы кому-либо, то это следует сделать хотя бы его письмом из тех мест, где он будет находиться. Все, что Вы пишете об Александре, чрезвычайно значительно, и мы можем еще раз понять, почему Кинили, иначе говоря Александр, был назван сейчас же после Миллера. Если тот Миллер год тому назад удачно защитил С.М. и укрепил инджанкшэн[188], то теперь действует следующий указанный. Каждое участие Александра полезно. Вопрос лишь в материальных средствах и в тактичном улаживании отношений с паблишерами. Как опытный юрист, Александр, вероятно, предложит какие-либо свои соображения о том, как лучше ему войти в дело. Конечно, участие лица с таким весом, умеющего говорить в том городе, куда он ездил, является необыкновенным плюсом для всего. Судя по его удачным вопросам во время поездки, может быть, он предложил бы и такие же удачные ходы для охранения инджанкшэн. Ведь не будем предполагать, что противники, пользуясь Глииновскими средствами, легко отступят даже и там, где вся очевиднейшая правда на Вашей и нашей стороне. Ведь недаром выяснилось, что апостат часто посещает Глиина, а уже о сношениях с белокурой и говорить не будем. Так много там всяких преступлений. Не будем думать, что дела продвинутся быстро, ведь недаром же давно сказано о пользе протягновения. Вспомним, сколько новых обстоятельств и в частной жизни, и в мировом масштабе с тех пор подошло. Хотя бы представьте себе, что дело решилось бы до привхождения Александра – ценнейшая возможность была бы утрачена. Итак, во всем протягновение полезно и необходимо. Лишь бы только Плаут по близорукости не упустил инджанкшэн. Можно себе представить, какое смятение в стане апостатов произвело посещение Александра и сведения о краснокожем. Именно такое оповещение является прямым ответом на все их наветы на философию, наветы, которые они так мерзко втиснули в дело у рефери. В будущем можно сказать, что и сведения о краснокожем были лишь вынуждены их же поведением. Итак, сейчас необходимы два положения: 1) бодрость, ибо при всей правоте нашего дела не может же торжествовать клевета в конечном итоге; 2) осторожность при оптимизме. Ведь самоуспокоение, о чем Вы пишете про Плаута, совершенно неуместно. Стратег хотя и знает победу, но принимает все предосторожности, ибо враги могут подползать и в полночь. Сколько примеров, когда несомненнейшая победа усложнялась маленькой непредусмотрительностью. Пишем это Вам, а в существе оно относится не к Вам, которая все это знает, а к другим некоторым, которые по разным причинам не хотят понять мощь и целительность ЕДИНЕНИЯ. Прекрасно, что Вы пользуетесь каждым часом, чтобы повидать новых полезных людей. Не ждите никого и видайте в каждую удобную минуту[189]. Ведь за год сколько таких свиданий полезнейших могло бы состояться! А каждое из них приносит несомненную долю пользы. Главное – широкое правдивое оповещение. Очень хорошо, что сношения с тремя русскими газетами наладились. Статью «Тагор и Толстой»[190] мы еще не получили, а ее можно было бы послать в полезные места. Не утруждайте себя Голлербахом. Спасибо за присылку Вольтера. Из этих трех особенно был нужен Бабенчиков, ибо сейчас он пользуется хорошей известностью. Билибин и Куприн уже на родине. Спешат события. Шапошников и граф Игнатьев получили большие назначения. Конечно, в газетных сообщениях многое нужно читать между строк. Шлем Вам, верному стражу Дел Владыки, всю бодрость и нашу любовь.

Сердцем и духом с Вами, Р.

Родная Зинуша, все придет! Е.

 

Е.И.Рерих – А.М.Асееву

19 июня 1937 г.

Дорогой Александр Михайлович, получили Ваши письма от 11-го и 19 мая, причем последнее пришло раньше. Порадовались, что Вы собираетесь уделить внимание в Вашем сборнике психической энергии и силе мысли. Этот вопрос сейчас наиболее существенный. Необходимо будить сознания людей к правильной оценке значения мысли. На основе кооперации и значения мысли зиждется грядущая эволюция. Потому собирайте как можно больше материала практических достижений в области передачи мысли. Радуюсь, что Вы оценили талант Хейдока. Перешлем Вам его статью «Великий Канун», конечно, она состоит большею частью из выдержек из книг Учения, но он весьма талантливо собрал этот материал и заключительные слова очень хороши.

Ваша характеристика Сеплевенко довольно правильна. О Горбачевском должна сказать, что письмо его меня крайне огорчило грубостью своего стиля. Именно грубость самое тяжкое свойство и труднее всего изживается. Отвечать ему было тяжко, сердце не чуяло полезности этой переписки. Думаю, что мой ответ покажется ему неприемлемым. Поживем – увидим. Но я не разделяю Ваших оптимистических взглядов. Всегда помню мудрую пословицу – чтобы человека узнать, нужно с ним три пуда соли съесть. Конечно, есть и другие способы узнать сущность человека, и эти способы иногда показывают знаки совершенно противоречивые тому, что написано в письмах. Так, например, присланная Вами копия письма Серышева – весьма любопытный образец такого двоедушия. Ведь мы получили первое его письмо еще в 34 году, когда он просил устроить его сторожем при Нью-Йоркском Музее. В то время он писал о себе как об отошедшем от православного христианства, покинувшем Харбин из-за расхождения во взглядах с узким православным духовенством и затем в Австралии уже приобщившемся к Теософии и, если не ошибаюсь, даже чуть ли не к Ледбитеровской церкви[191]. Теперь же из присланной Вами копии он выказывает себя самым узким догматиком, человеком с потухшим сознанием. Спрашивается – что же почерпнул он из Теософии после стольких лет приобщения к этому Учению? Нет, такие мыслители нам не по пути. Пусть живут в своих иллюзиях. Час пробуждения для них не пробил.

Также Вы прислали нам Батуринский бюллетень с упоминанием о статье Портнягина. Не говоря уже о том, что Портнягин вообще не имел права печатать без нашего разрешения об экспедиции, но и сама статья очень слаба, малоинтеллигентна. А что это за странный человек, Вы можете судить из пересылаемой мною Вам совершенно доверительно копии его письма, написанного им в 33 году. Мы расстались с ним в Дарджилинге в начале июня 28 года. Все сообщаемое им в этом письме не отвечает истине и в лучшем случае есть плод больной фантазии. Приводимый им эпизод, когда он будто бы бросился меня спасать от неизвестной опасности, в действительности никогда не имел места. В описываемую им ночь перед тяжким и опасным переходом по раскаленной солончаковой пустыне никто из нас не ложился спать, мы должны были выступить в три часа ночи, чтобы до жары достичь единственного оазиса и, переждав там зной, продолжать после заката ночной путь. Кроме того, ночь накануне он не проводил в лагере, ибо по небрежности конюхов все верховые лошади в поисках хорошей травы ушли на прежнюю стоянку и ему вместе с конюхами пришлось ехать их разыскивать. Также он никогда не был личным секретарем Н.К., ибо кроме довольно несовершенного русского языка он никаких других языков не знал. Эту обязанность исполнял доктор экспедиции. Никто из членов экспедиции не имел повода подозревать у него искривление позвоночника или же что он страдает от астмы. Он отличался прекрасным телосложением и большою силою, с необычайною легкостью без надобности всходил пешком на самые высокие перевалы. Он запечатлелся в моей памяти как здоровый, но крайне ленивый и небрежный человек и ничем не интересующийся. Все же грустно, что он оказался таким неблагодарным, вспоминается, сколько внимания и тепла было оказано ему всеми членами экспедиции. Никто никогда не выказывал ему ни малейшей враждебности, а замечаний он слышал очень, очень мало, хотя поводов к тому было много. Его статья об экспедиции лишь доказывает уровень сознания. Истинно, нет великого человека в глазах его лакея, как говорят французы. Любопытно и недавно полученное нами письмо из Дальнего Востока со сведениями о всяких злоречиях Портнягина, который перед своим отъездом из Тяньцзина сказал одной даме, что «уезжает, ибо больше шпионить не может». Слышали мы такие же сведения из двух разных источников. Предоставляем Вам судить, какова эта личность. Все это Вам не мешает знать, ибо вообще около Батуринского дела могут быть всякие неожиданности, о нем получаем много предупреждений. Очень характерно, что в своем каталоге он не печатает им же изданную книгу «Враги Вселенной».

Какие замечательные испытания распознавания ликов посылаются Вам! Но я уверена, что Вы выйдете из них победителем.

Между прочим, Вы правы, что Н.К. мультимиллионер, но только мультимиллионер ИДЕЙ – так назвал его Великий Владыка. И этот мультимиллионер ничего не имеет в своем распоряжении, все идет на продвижение дел Великого Владыки. Именно, капиталов у нас нет, заработок – исключительно от продажи картин Н.К., и на эти средства нам приходится поддерживать и некоторых работников, и учреждение в Париже[192]. Сами мы живем очень скромно, наш главный расход – корреспонденция, которая тоже есть работа на пользу Дела Великого Владыки. Поверьте, что каждая копейка на счету, и если было бы что лишнее, неужели мы не помогли бы Вашему изданию и многим нуждающимся сотрудникам? Знаем, что люди, слыша о большом здании, о разных учреждениях и Музее, считают нас миллионерами. Но деньги и труды вложены в общественные учреждения, и никакого дохода мы не имели от просветительных учреждений. А сейчас ввиду предательства бывших трех сотрудников огромные суммы уходят на судоговорение, на оплату адвокатов и т.д. Так, например, одна переписка и напечатание дела, заслушанного в первой инстанции у рефери, потребовали страшную цифру в 3000 долларов! Можете себе представить остальные расходы. Нам помогают друзья, ибо иначе мы не могли бы выдержать. По этой же причине мы не можем пригласить видного адвоката, а должны довольствоваться очень скромным и малоопытным. Поверьте, дорогой Александр Михайлович, каждый наш вынужденный отказ в помощи нуждающимся, как острый нож в сердце, но соизмеримость должна быть соблюдена. В первую очередь идут старые обязательства, связанные с Делом Владыки. Конечно, если бы не предательство, то многое было бы легче. Так, мы знаем, сколько возможностей пропадают, ибо письма с предложениями и с приглашениями все попадают в руки апостатов, ибо люди привыкли адресовать на Музей. Так, например, было два приглашения Н.К. и моему сыну участвовать в двух американских экспедициях, но письма эти никогда до нас не дошли и мы узнали об этом случайно через два года. Так и сегодня друзья переслали письмо от Президента одного международного общества, в котором он спрашивает, получил ли Н.К. письмо об избрании его почетным членом. Так было со многими другими избраниями. Мы узнавали о них иногда через год. С другой стороны, Вы правы, полагая, что мы завалены тысячами всяких просьб. Истинно, списки длинны. Число желающих приехать к нам со всех концов мира подавляюще. На первый случай образовалась бы колония из многих сотен людей, самого международного состава, к ужасу местных властей. Но самое страшное – это что пришлось бы прекратить опыт Агни Йоги, который был бы раздроблен случайными аурами, да и все дело Владыки пострадало бы. Каждый из нас имеет свою задачу, и мы успеваем выполнить эту напряженную работу только при условии ограждения нашего времени от случайных посетителей. Ведь на десятки тысяч ищущих, может быть, один понимает, что есть Служение. Для большинства это есть или возложение, или некоторое возбуждение притупленных восприятий. Причем каждый из таких обращающихся думает, что он один. Есть такие, которые не стесняются просить прислать им ни много ни мало как по три и по пять тысяч долларов на приезд в Индию, кто на изучение древней музыки, кто – санскрита, кто – Раджа Йоги и всяких прочих специальностей, но еще больше желающих жить при нас. Были и такие, кто подавали прошение о визе, не спрашивая нас, желая приехать без всякого предупреждения. А Вы знаете, что мы должны были даже приостановить выход журнала нашего Института. Конечно, все это временно, и мы знаем, что такая трудная полоса нужна. Припомните параграф из первой книги Учения на странице 56, относящийся к нам: «Скажут: "Хорошо Вам Бога являть в богатстве". Но и вы знали нужду. "Хорошо Вам с друзьями и пособниками". Но и вы видели желчи каменные сердца. Не годен воистину вождь, битву не ведающий... Идя к Храму, перейдете и пыль и грязь пути...»[193]. Книга эта замечательна, в кратких сжатых формулах даны все основные положения Учения Жизни. Да, многим придется изменить свою точку зрения. Именно белые братья реже всего могут финансировать. Мы только что имели сведения, как тяжело живется членам Литовского Общества. Сообщают, что целая талантливая семья с детьми живет в одной комнате, где и мастерская, и спальня, и кухня. Тяжко, очень тяжко живется и талантливейшему Хейдоку, да и многим другим. Иногда становится невыразимо грустно, что не можем им помочь.

Теперь другое. Как доктору, Вам будет радостно узнать о победе Гаральда Феликсовича, которого местные врачи из зависти обвинили в знахарстве и еще в худшем за его отказ покупать патентованные средства в их фирмах. Вот какую инквизицию тьма пытается воскресить. Но на первом же суде он был оправдан. Попытки могут возобновиться, и следует быть на дозоре. У него больше 5000 пациентов, но, конечно, большинство даровые, ибо он унаследовал сердце отца. Итак, и Вы будьте на дозоре. Сказано в Учении: «Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания. Многие не понимают, что есть охрана самого драгоценного. Нельзя положиться на тех, кто не знают о ценности. Но можно радоваться каждому неусыпному стражу. Братство учит такому дозору»[194]. Это было сказано для Рихарда Яковлевича, проявившего большую бережность и охрану.

Итак, будем черпать мудрость через сравнение разных ликов. Припомним, какие лики уже раскрылись в течение короткого времени. Проявим соизмеримость. В Учении сказано: человек, не знающий, что есть соизмеримость, не может считаться духовным. Соизмеримость есть золотое равновесие.

Свами Вивекананда, говоря о Владыке Будде, сказал: «Сердце Великих Духов мягко, как масло, но Они умеют дисциплинировать его». Истинно, соизмеримость руководит Ими. Соизмеримость граничит с Целесообразностью, которая царствует во всем Космосе.

Прочла открытое письмо Вашей сестры, и мне очень хотелось бы помочь ей разобраться в сложном комплексе человеческого существа. И прежде всего должна сказать, что буддисты не утверждают, что человек есть «То», или Бог совершенный и вечный. Это утверждение принадлежит последователям Веданты. Кроме того, не следует думать, что Присутствие в нас или же наша приобщенность к совершенному Божественному Началу делает всякую эволюцию бессмысленной. Наоборот, только наличность в нас этого вечного Начала и делает возможным эволюцию, ибо вся Вселенная, все Бытие имеют существование лишь благодаря этому жизнедательному Началу. Именно совершенство и вечность этого Божественного Начала в Его потенциале являются залогом того, что и человек, носитель его, может вечно совершенствоваться. Признавая неизменность и совершенство Божественного Начала в Его потенциале, ведантисты признают и всю сложность человеческого существа, как отражения Вселенной, этого комплекса комплексов. Макрокосм находится в непрестанном процессе разворачивания или становления, так и человек-микрокосм неустанно раскрывает и накопляет новые возможности именно благодаря присутствию в нем совершенного вечного Божественного Потенциала. Буддисты отрицают существование неизменной души в человеке и во всем Бытии, ибо в человеке и во всей проявленной Вселенной они видят непостоянство и преходящее, или, говоря на нашем современном языке, эволюцию всего сущего. Но ни один просвещенный буддист, онтологические представления которого ближе всего к современному энергетическому мировоззрению, не будет отрицать существования Божественной энергии в человеке, которая в основе своей вечна и неизменна. Потому безразлично, назовем ли мы эту энергию Богом, Духом, или вечным Свидетелем, или даже Божественным Огнем – величественное трансцендентальное значение ее от этого не изменится. Полезно вспомнить, что сказано в Агни Йоге, § 275. «Веданта правильно указывает, что дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так, можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в виду зерно, а Буддизм говорит о совершенствовании оболочек. Так вполне сочетается подвижное с неподвижным.

Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта имела суждение об основе. Можно прибавить к пламени огня любой химический состав и тем изменить цвет и размеры его, но стихийная сущность огня останется неизменной. Не вижу противоречия основ Веданты с Буддизмом».

Так, ведантисты любят сравнивать эволюцию человеческого существа с ожерельем, каждая буса которого есть одно из физических проявлений, нанизанное на нить духа. Но с точки зрения буддистов ближе представить себе эту эволюцию как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Раиса Михайловна протестует против деления человека на дух и материю. Конечно, в своей ультимативности дух и материя едины (материя есть кристаллизованный дух), но на плане проявления, или дифференциации, все меняется, и чем ближе к плотным слоям, тем дифференциация, или разъединение, становится резче. Так, если в Мире Огненном дифференциация между духом и материей почти неощутима, ибо материя принимает уже видимость света, то, увы, на нашем земном плане она достигает чудовищного огрубления. Потому, имея в виду всю сложность организации человека, приходится во многих случаях для того, чтобы быть понятым, прибегать к делению на дух и материю. Так как в течение своей земной жизни умственно развитой человек живет и действует на трех планах и каждому плану соответствует своя оболочка, то естественно, что та оболочка, в которой человек действует на плане высшем, получает и соответствующие восприятия, но в силу тонкости тех вибраций восприятия эти лишь в редких случаях могут быть запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не выдержал бы. Потому при бедности терминов в нашем языке для таких понятий принято говорить о человеке в его тончайшей оболочке как о духе и о его физическом футляре как о материи. Кроме того, не знаем ли мы о Чаше накоплений, которая при каждом воплощении проявляется лишь частично. И не будут ли такие накопления Чаши именно знанием, или отложением энергий вокруг огненного зерна духа. Потому нет противоречий, если мы скажем, что человек представляет собою несовершенное духовное существо, или же если при разборе некоторых аспектов человеческого комплекса мы прибегнем к делению на высшее и низшее проявление этого комплекса.

Мы знаем, что Дух без Материи не имеет существования. Там, где Бытие, там и Материя, как бы ни была она незрима для нас. И человек есть лишь комплекс бесконечных градаций в дифференциации единого элемента ДУХО-МАТЕРИИ.

Следует всегда помнить два основных положения Тайноведения, а именно: 1) неотделимость, неотъемлемость Бога или Божественного Начала от Вселенной и 2) единство Основного Элемента Духо-Материи. От неосознания и непринятия этих коренных оккультных тезисов проистекают все непонимания и заблуждения.

В следующем моем письме могу приложить странички из моей книги «Основы Буддизма». При новом понимании учеными материи и проявляемом интересе к силе мысли, конечно, Учение Будды должно занять должное место в грядущей эпохе. Ведь именно Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Вы спрашиваете, как отнестись к возражению Елены Федоровны Писаревой против определения тысячи кругов? Елена Федоровна, несомненно, базируется на делении, данном в «Тайной Доктрине». Но неужели она думает, что нет и других, или еще более сокровенных делений на циклы и круги? Но если Елену Федоровну смущает тысяча кругов – ответим: «Если кого устрашает тысяча кругов, то можем сказать о миллионах, ибо в Беспредельности каждая метафора прилична».

Конечно, Вы не приведете ей дословно этот ответ, но смысл его в смягченной форме может быть передан. Елену Федоровну, по-видимому, смущает некоторая терминология, близкая христианству. Но Великие Учителя, как Основатели почти всех существующих религий и философских систем, могут излагать Учение, придерживаясь, по мере надобности, особого характера, свойственного каждой религии и системе. Так, Учитель Илларион неоднократно воплощался среди христианских народностей и иногда употребляет так называемую христианскую терминологию. Он был Апостолом Павлом, Фомой Кемпийским и сапожником-мистиком Беме. Известны нам и другие Его христианские воплощения, но если я назову их, то теософы всех национальностей и толков обрушатся на меня. А так как никакой пользы в этом не будет, то предпочитаю молчать. Всеобъемлемость Учения Великого Белого Братства не вмещается и лучшими умами!

Шлю Вам все мужество. Будьте воином на дозоре и помните о неизбежных испытаниях.

Духом с Вами.

Очень хороша статья Страндена.

 

Е.И.Рерих – Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам

24 июня 1937 г.

Родные и любимые, выразить не могу, как больно было узнать, что школа должна была отказаться от кооперации с драматической группой, направленной к Зиночке заботами Франсис. Как чудовищны интерпретации законов, способствующие только разрушению! Все ждем привхождения какого-то ясного и несвязанного ума, который мог бы без предубеждения широко охватить и понять все плюсы и минусы Вашего и нашего положения и нащупать необходимые ориентации в некоторых кругах. Без этого некоторые лица, вероятно, не смогут освободиться от наброшенной на них майи Эрнстом и Компанией, Максом в том числе.

Спасибо от всего сердца и радуемся всем Вашим посещениям. Несомненно, некоторые уже запоздали, но все же известная доля пользы получается. Также не следует сразу ждать следствий от каждого посещения и разговора. Следствия работают очень многообразно. Иногда одно слово, произнесенное в защиту или в одобрение, может спасти человека от смерти. Главное, во всем нужны действия, движение.

Зиночка глубоко права, что нам, находясь вдали, особенно тяжко, ибо дух наш рвется быть с Вами и действовать. И порою устремление это так сильно, что мы ощущаем головокружение, моменты отсутствия и затем полную исчерпанность сил. Эти явления всегда совпадают со значительными подвижками или событиями. Тяжко мне видеть, как страдает Н.К. от бессмысленного разрушения. Ведь столько уже было накоплено! Недавно видела в видении его светлую голову в увеличенном размере, он пристально смотрел на меня, и из левого глаза катилась крупная скорбная слеза, оставляя на щеке серебристый след. Да, напряжение его велико. Также и Юрий и Святослав стремятся приложить свои накопленные силы к действиям. Святослав особенно близко принимает к сердцу все творимое в Америке. Но дисциплина прежде всего, и нужно выдержать срок, иначе все можно погубить. Ведь знание сроков есть самое великое знание. События и так следуют с сокрушительной быстротой, и Знамя Сергия поднято. Потому не приходится изумляться всем сдвигам. Да, серебряная слеза есть символ высокой степени готовности к испытаниям. Она напоминает о нити серебряной и о чаше терпения. Как сказано: «Символ слезы для чаши терпения не будет случайным. Трудно удержать свое негодование, когда видишь разрушение бессмысленное. Часто по серебряной нити сердца бежит жалоба на жестокость людей. Учитель нередко пошлет луч Света, чтобы можно было заглянуть в даль. Только телескоп духа может покрыть суждение...»[195] Да, лишь знание грядущего поддерживает наши силы. Ибо не враги нас утомляют и беспокоят, но невероятно тяжко затруднять наших друзей, зная, что все так напряжено и у них. Сколько помощи видим от Вас, родные! Только будущим живем, когда сможем увидеть Вас и выразить всю нашу признательность за сотрудничество в делах Владыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.