Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На самооценку подростка




ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

То мнение, какое мы складываем о самих себе, наша оценка самих себя играет не то что последнюю, а часто первую роль в становлении личности человека. Взрослые еще могут как-то защититься от критики со стороны других людей, не снизив самооценки. А подросток? Он раним и чувствите­лен. И решающее влияние на его самооценку оказывают самые близкие люди — его родители.

Исследования показывают: у подростков с высокой самооценкой роди­
тели строги, но последовательны. Они требуют соответствия высоким стан­
дартам, но в то же время проявляют достаточную гибкость и при определен­
ных обстоятельствах допускают исключения из правил. В таких семьях теп­
лота отношений сочетается со строгой дисциплиной. Здесь проявляют
взаимопонимание и узы привязанности. Родители подростков с низкой са­
мооценкой часто бывают непоследо­
вательны в своих ожиданиях и методах
*аК7Ы воспитания. Иногда родители слиш-

.ком многое запрещают или чрезмерно

критично относятся к детям — вплоть •до полного неприятия. Например,

подростки, на которых оказывают сильное давление, чтобы они достиг­ли успехов в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными достичь целей, поставленных для них родителями.

Установлено, что у подростка появляется высокая самооценка только в том случае, если родители заботятся и проявляют к нему интерес.

На самооценку также влияет тип родительской власти. Существует два типа руководства: индуктивное и принудительное. При индуктивном руко­водстве родители пытаются объяснить подростку последствия его поступ­ков. Родители, использующие этот принцип, стремятся избегать прямого столкновения волевых начал и хотят сформировать у подростка доброволь­ное желательное поведение. При индуктивном руководстве подросток ощу­щает признание его (ее) способности оценивать последствия своих поступ­ков и принимать решения на основе этой оценки. У подростка появляется все больше уверенности в правильности сделанного выбора и в своей спо­собности выбирать.

Принудительное руководство имеет место тогда, когда родители пыта­ются управлять ребенком, используя физическую силу или свой социальный статус, чтобы добиться от него желательного поведения. При этом исполь­зуются наказания, которые отрицательно влияют на самооценку17.

Подросток оценивает родительскую любовь и за­боту, судя по тому интересу, который родители про­являют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости ока­зать помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителя­ми и влечет за собой высокую самооценку подрост­ков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка может возыметь прямо противоположный эффект: низкая самооценка, плохая учеба в школе, импуль­сивные поступки, слабая социальная адаптация, не­устойчивое и антиобщественное поведение.

Некоторые подростки, особенно младшего и сред­него возрастов, часто жалуются: еще ни разу ни отец, ни мать не пришли посмотреть, как я играю в футбол. То они слишком заняты, то слишком устали.

В одном исследовании, имевшем целью опреде­лить влияние учителей, матерей, отцов и друзей на самооценку подростков, было обследовано 399 под­ростков, разделенных на три возрастные группы (средний возраст в которых составлял 13, 15 и 17 лет). Оказалось, что во всех трех группах у девочек само­оценка выше, чем у мальчиков одного с ними возра­ста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками18. В другом исследовании обнаружилось, что самооценка у младших подростков оказалась выше, чем у старших. В течение позднего подростко­вого периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.