Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отцы или матери




Исследование школьников от 12 до 17 лет показало, что большинство подростков по всем вопросам, даже философским, предпочитают обращать­ся к матери, а не к отцу.

Чем более напряженные отношения складываются с отцами, тем чаще подростки — как мальчики, так и девочки — стремятся следовать советам матерей. Наблюдаемое предпочтение, которое подростки оказывают сове­там матерей, вполне согласуется с результатами ранее проведенных иссле­дований, которые показывают, что отношения между подростками и их ма­терями являются более близкими, чем между подростками и отцами.

Для сына, проводящего больше времени и активно взаимодействующе­го с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Де­вочка же, которой ближе общество матери, скорее отождествляет себя имен­но с ней. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (осо­бенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы.

Отец играет важную роль в развитии девочки. Теплые отношения с от­цом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют при­нятию себя в качестве женщины и более легкой адаптации в сообществе представителей противоположного пола. То же самое верно и для мальчи­ков-подростков. Если мальчик близок к отцу, но при этом у него теплые взаимоотношения с матерью, его дальнейшие отношения с женщинами, вероятно, будут складываться более гармонично.

Почти 75% американских детей в возрасте до 11 лет, живущих без отца, испытывают материальную нужду. При двух родителях в зоне бедности нахо­дится лишь 20% таких детей8. Подростки, вырастающие без отца (его вовсе нет, длительно отсутствует или не принимает участия в воспитании ребен-

8 Horn W. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com).

ка), чаще пропускают либо вовсе бросают школу, у них появляется множе­ство психологических и социальных проблем, в частности, они в большей степени подвержены суициду, употреблению наркотиков и алкоголя, ван­дализму и преступности. Около 70% тинейджеров, не познавших в детстве тяжелой отцовской руки, не приученных к дисциплине, становятся паци­ентами исправительных учреждений. Подобная статистика, совпадающая в большинстве развитых стран, свидетельствует о том, что мать не в состо­янии выполнить функцию социализатора и восполнить дефицит маскулин­ности. Отец выполняет такую важную роль в социализации, заменить ко­торую никто не может.

В 1960 г. без отца воспитывалось 8 млн американских детей. В 1998 г. эта цифра увеличилась до 24 млн человек. Сегодня около 40% детей в США вос­питываются в семьях без отца. Эксперты полагают, что скоро их число воз­растет до 60%9. Как такое могло слу­читься? Просто в американском об­ществе постепенно распространялось убеждение в том, что главную роль в воспитании детей играет мать, а отец — это как бы дополнительный социализатор. И за него никто не дер­жался. Включая федеральные законы, стоявшие на стороне матери, напри­мер, при разводе. Поскольку основная функция отца — быть кормильцем, а государство все больше помогало про­стым американцам, исподволь созревало убеждение в том, что и в воспита­нии можно обойтись без мужчины, полагаясь в случае чего на государство. В США действительно монородительские и проблемные семьи окружены всевозможной опекой и помощью, кучей льгот и привилегий. Но становится ли от этого их число меньше?

Подростки, которые близки с отцами, обладают значительно более вы­сокой самооценкой в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Данные большинства исследований подтвержда­ют вывод о том, что положительные отношения мальчика с отцом и девоч­ки с матерью гораздо важнее для формирования собственного «Я» и пол­ноценной личности, чем принадлежность к какому-либо социальному классу.

Опрос 140 ленинградских семей в конце 80-х гг. показал, что старше­классники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с от­цом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Мать, проявляя любовь к своему ребенку, ограничивает себя в своих по­требностях и жертвует личной жизнью. Большинство матерей ради своего чада бросают работу, таким образом становясь зависимыми от своих мужей. Способность к самоограничению во имя ребенка — важнейший показатель

Нот W. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com).

глубины родительского чувства, но вместе с тем и свидетельство гиперопе­ки. «Любить ребенка по-настоящему — значит ради него преодолевать са­мого себя: подавлять свои плохие привычки и страсти, подчинять его бла­гополучию свои интересы и стремления, т.е. ограничивать демонстрацию своей натуры, своего "Я"»10.

Но далеко не все поступают именно так. Многие женщины не способны проявить силу воли, чтобы не курить или не употреблять спиртное в при­сутствии ребенка. Другой пример — выяснение отношений на глазах у ма­лыша, не задумываясь о том, что на него воздействуют негативные эмоции, исходящие от родителей. Бывает, что женщина обзаводится ребенком, дабы с его помощью укрепить семью или удержать при себе любимого мужчину. В таких случаях ребенок — лишь орудие достижения иных целей, не выте­кающих из функции материнства. Как показывают исследования, такие матери не способны воспитать в ребенке личность.

Один из главных показателей материнской любви — понимание своего ребенка. Только постигая его существо, мать в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе". Понимание со стороны матери вызывает детей на от­кровенность, когда они могут доверить ей свои переживания и сокровен­ные тайны.

Иногда мать любит ребенка за то, что он любит ее. Если вместо ожида­емой ласки и привязанности она получает капризы и непослушание, для нее

это служит доказательством того, что ребенок не стоит особого внимания. Уже в первые годы своей жизни человеку необходимо ощущать, что он не зря родился на свет, что его ждали, ему рады. Только мать с ее интуитив­ным чувством стабильности и поряд­ка способна удовлетворить потреб­ность ребенка в ощущении равнове­сия мира, дать почувствовать ему, что мир — уютное место, и люди, окружающие его, достойны доверия и люб­ви. У отца совсем иное призвание. Он должен привить ребенку умение пре­одолевать трудности, приучить его к конфликтному миру, где приходится не только соперничать, но и бороться за выживание. Таким образом, у отца и матери совершенно разные психологические ауры и способы философс­кого мироощущения. И обе они необходимы ребенку.

Человек научается любить и дружить только в том случае, если в детстве получил достаточно любви и заботы со стороны близких людей. И наобо­рот, вряд ли он сможет извлечь заряд человеческого тепла из своей собствен­ной души, не получив его в первые месяцы жизни. Эстафета добра идет лишь в одном направлении — от родителей к детям. Встречное движение по вре­мени формируется позже и возникает как ответная реакция — и не более того.

1(1 Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991. С. 16. 11 Там же. С. 28.

Иногда мать или отец бывают очень грубы со своими детьми, даже не подозревая, что тем самым они наносят психологическую травму ребенку. Такого рода выражения, как: какую глупость ты несешь; помалкивай, мал еще рассуждать; не суй свой нос, когда старшие разговаривают; перестань кривляться, как дурак, — часто принижают его умственные способности. В большинстве случаев ребенок повторяет эти слова в адрес своих сверст­ников, с гордостью демонстрируя свои знания. Но ни один из них не при­знается, что эти слова когда-то были предназначены для него.

Иные мамы, проявляя заботу о детях, причиняют им боль. Мы часто ста­новимся свидетелями подобных сцен: молодая мама гуляет по аллее с сы­нишкой лет пяти. Вдруг, отпустив руку матери, он побежал в противополож­ную сторону. Женщина, пытаясь его остановить, кричит вслед: «Остановись сейчас же!» Ребенок упал, сильно ударился и горько заплакал. А мать, вме­сто того чтобы утешить и приласкать свое дитя, начинает громко кричать на бедного мальчишку. Он съежился от обиды. И неизвестно, обратится ли он к матери за утешением, если с ним случится что-либо более серьезное. В отношениях родителей и детей ничего не проходит бесследно12.

Забота о ребенке -- чувство инстинктивное, присущее всему живому. Мать, ухаживая за ребенком, удовлетворяет потребности не только ребен­ка, но и свои собственные. Им обоим необходимо общение на уровне возникших и развивающихся в них новых чувств, в которых ребенок стре­мится объединить себя с матерью, а мать — с ребенком13.

Можно сказать, что общение С ре-
Парадоксально, но факт бенком превращает женщину в мать.

Никто, кроме матери, не может взять на себя обучение ребенка речи. Речь помогает ребенку войти в мир людей, с которыми ему предстоит жить, и от­крыть перед ним суть явлений. Мать неосознанно приобщает ребенка к жи­вому повествованию, так как с первых дней его жизни она вслушивается в звуки, производимые ребенком, и понимает, что именно он хочет выразить. «Мать — начало начал каждой семьи, и потому естественно, что ребенок прислушивается прежде всего именно к матери, в ней ищет свою главную опору, у нее получает первые уроки жизни»14.

Всередине 1990-х гг. под руководством Ф.Э. Шерегии В.Г. Харчевой про­ведено крупномасштабное изучение профессиональных ориентации рос­сийских школьников15 уже в новых социально-экономических условиях, знаменующих собой переход общества от социализма и планового распре­деления выпускников к рыночной экономике и свободному трудоустрой­ству.

Данные показывают, что около 45% юношей и около 50% девушек, ве­роятно, будут ориентироваться при выборе профессии на мнение матерей, так как их взгляды совпадают со взглядами молодежи на жизнь. Значитель­но ниже авторитет отцов, его отметили лишь 37,5% юношей и 23,8% деву-

13 Бойк° В.В. Если ты мать и жена. М., 1991. С. 44. Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 337. Там же. С. 344.

ереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

шек. Более 10% отцов и матерей утрачивают свой авторитет у детей при переходе от 9-го класса к 11-му. В целом можно сказать, что совпадение интересов семьи и школьников к 11-му классу имеет место приблизитель­но у '/, учащихся старших классов. Приоритетную роль в жизненном само­определении, в том числе профессиональном, играют друзья. Так, почти 60% девушек считают, что их мнение совпадает с мнением друзей, среди юно­шей такое «единомыслие» с друзьями существует лишь у 34,8% опрошен­ных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.