Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейная дисциплина




Исследования семейной дисциплины свидетельствуют о том, что она оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей:

а) когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно;

б) когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного об­
щения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля;

в) когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным
взысканиям, а не к карательным мерам;

г) когда между детьми и родителями складываются демократические от­
ношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм.

Одним из важнейших аспектов дисциплины является последователь­ность ее проявления — это касается и отдельных действий каждого из ро­дителей и их взаимной согласованности. Непоследовательность требований, предъявляемых родителями, создает в семье нестабильную, нервную обста­новку, что, естественно, не способствует нравственному развитию подрост­ков, а иногда приводит к их враждебности и даже совершению противоправ­ных поступков.

Но, однако, непоследовательность в отношении дисциплины не является решающим фактором. Если в семье все же преобладает атмосфера взаимо­понимания, то, скорее всего, даже в случае непоследовательных действий родителей поведение подростка не станет антисоциальным. Но если непо-

следовательность накладывается на враждебные отношения в целом, то ее воздействие окажется разрушительным.

Родители, предпочитающие воспитывать своих детей с помощью разум­ных словесных доводов и советов, оказывают на них более положительное влияние, чем те, кто строго контролирует детей. Используя методы, направ­ленные на понимание и внутреннее принятие неких ценностей и стандар­тов, родители добиваются того, что подросток (особенно если в семье су­ществует взаимная привязанность) склонен слушать и принимать их. Объяс­нение и поощрение с целью направить или исправить поведение ребенка способствует нравственному росту, в то время как физические наказания и постоянные придирки ведут скорее к антисоциальному поведению и пра­вонарушениям.

Родители, полагающиеся на карательные меры, не достигают истинной цели дисциплины: формирования совестливости, умения плодотворно об­щаться и сотрудничать с окружающими. Жестокие наказания, особенно на фоне негативных в целом отношений, ведут к тому, что ребенок вырастает черствым, равнодушным, недисциплинированным. Вместо того чтобы на­учить отзывчивости, подобные меры ослабляют чувствительность, дети при­выкают бояться и ненавидеть, они не хотят заботиться о других, не стремятся заслужить одобрение. Подростки из авторитарных семей, где строгость ро­дителей не сочетается с интересом к ребенку и участием в его делах, наибо­лее послушны и конформны по отношению к требованиям взрослых, од­нако у них отмечается более низкая самооценка. Подростка можно заста­вить подчиниться, но как только угроза наказания извне исчезает, его поведение становится потенциально антиобщественным. Такое воспитание получили многие преступники.

Излишняя снисходительность со
Пестрые факты стороны родителей также ведет к от-

ставанию в социализации и нрав­ственном развитии ребенка, посколь­ку детям не помогают учиться контро­ лировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок ос­тается как бы вне морали. Подросткам необходимо родительское руковод­ ство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутреннего стер­жня.

Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценностями ро­дителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают право­нарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрезмер­ной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей.

Атмосфера в семье либо способствует, либо препятствует приобщению подростков к жизненным ценностям родителей. Авторитетное воспитание, т.е. такое, при котором одновременно присутствуют и поддержка и контроль родителей, ведет к тому, что дети охотно перенимают ценности своих ро­дителей. Но подобное происходит не всегда, даже если родители готовы к

авторитетному стилю. Причины могут лежать в той сфере, которую они не в состоянии контролировать, а именно в области эмоций.

Трудноуправляемые дети создают проблемы как для себя, так и для ро­дителей. Причиной часто служит их эмоциональная возбудимость и импуль­сивность. Родители, загруженные многочисленными проблемами, не свя­занными с социализацией, сбиваются с ног, пытаясь обуздать ребенка. По­скольку они не являются в сфере воспитания профессионалами, нет ничего удивительного в том, что у них ничего не получается. Обратиться же к про­фессиональным психологам и педагогам мешают такие причины, как ма­териальная нужда, психологическая предубежденность (в одном случае, боязнь получить ярлык «неблагопо­ лучного ребенка», в другом — недове­рие к специалистам, часть которых действительно показывают свое бессилие), отсутствие устойчивой и дли­тельной практики обращения к посредникам в России.

Импульсивный ребенок навлекает на себя множество неприятностей, начиная с опасных игр и неловкого обращения с колющими предметами, кончая дополнительными негативными санкциями со стороны родителей. Они, отчаявшись справиться с ребенком, стараются достичь эффекта един­ственно доступным средством — поркой. У субъекта и объекта первичной социализации, т.е. родителей и детей, появляется общий синдром — эффект накопленной агрессии друг к другу.

Импульсивные подростки неспособны к самодисциплине. Наблюдения за импульсивными и плохо управляющими своим поведением младшими школьниками и подростками показали, что родители таких детей часто кон­фликтуют между собой и расходятся во взглядах на воспитание. Родители оказываются плохими социализаторами, они не готовят своих детей к ре­шению таких школьных задач, как обучение чтению, письму и рисованию, не требуют от детей школьных успехов, а также редко дают им возможность участвовать в работе по дому или в воспитании младших сестер и братьев. Сочетание родительского пренебрежения и отторжения с пониженными требованиями к ребенку может в конечном итоге сделать его поведение не­управляемым.

Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен проявить не­которую самодисциплину, например сидеть тихо и сосредоточенно. Неуп­равляемый ребенок рискует не научиться читать за первые три или четыре года обучения, и если учителя и родители не наверстают упущенное в чет­вертом или пятом классе, последующее школьное обучение становится не­посильным бременем для ребенка. В школьной среде они попадают в круг аутсайдеров, с трудом находящих общение со сверстниками. Спасаясь от изоляции, они поддерживают асоциальные формы общения и поведения, например коллективный прогул уроков и употребление наркотиков (алко­голя, табака).

Бунтуя на словах, подростки тем не менее смотрят на родителей как на социальный эталон поведения. На них особенно угнетающе действуют ссо­ры между родителями, их неудачи или проявления нечестности.

Взаимоотношения в семьеоснова нравственного развития ребенка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.