КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы родительского контроля и руководства
Родители по-разному руководят действиями подростков. Существует четыре основных метода воспитания: автократический, авторитетный, но в то же время демократический, либеральный и хаотический. Автократический —все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители. Авторитетный — решения принимаются совместно родителями и детьми. Либеральный — решающее слово, как правило, остается за подростком. Хаотический — управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально. При автократическом управлении подростки во всем слушаются родителей, выполняют их требования, не задавая вопросов и не совершая попыток принять решение самостоятельно. В такой среде подростки часто настроены более враждебно по отношению к родителям, они недовольны подавлением их воли. Авторитарный стиль воспитания осуществляется в двух формах: утверждение силы — утверждение дисциплины силовыми методами, угрозами; командный стиль — категорические требования, но без применения наказаний и угроз. Утверждение силы может принять такие экстремальные формы, как физическое насилие и жестокое обращение с детьми. Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей или других взрослых воспитателей может происходить в одной из следующих форм или в их сочетаниях: 1) физическое унижение; 2) половые злоупотребления; 3) пренебрежение физическими нуждами, здоровьем и безопасностью ребенка; 4) отвержение, постоянное лишение любви, унижение и психологическое давление. Когда удается преодолеть власть взрослых, подростки становятся мятежными, агрессивными и даже враждебными. Особенно если дисциплина насаждалась родителями в жесткой и несправедливой форме. В одних случаях дети вырастают очень робкими и остаются зависимыми на всю жизнь. В других они становятся своевольными и агрессивными. У тех и других нередко возникают нарушения психики. Мятежники покидают родительский дом, как только могут это себе позволить; некоторые из них становятся правонарушителями. Кроме того, велика вероятность, что подростки, выросшие в семьях, где родители практиковали грубые физические наказания, будут воспроизводить это в своей дальнейшей жизни. Насилие порождает еще большее насилие. Таким образом, попытки использовать карательные или репрессивные методы управления, как правило, приводят к самым плачевным результатам. Другой крайностью является сверхлиберальный метод, когда подростки практически не знают запретов и ограничений со стороны родителей, должным образом не направляются и всегда принимают решения самостоятельно. Подростки в таких семьях увереннее в себе, но при этом меньше интересуются школой, недисциплинированны и чаще употребляют наркотики. Там, где родители пренебрегают детьми, они чаще всего обнаруживают эмоциональное неблагополучие и нарушение норм поведения. Если подростки избалованны, то они вряд ли смогут правильно ориентироваться во взрослой жизни. Встреча с ней приведет к разочарованиям, а также к неожиданным ограничениям и возникновению ответственности и, как следствие, к неспособности учитывать интересы других людей. Повзрослев, они начинают осуждать родителей зато, что те вовремя не научили, не предупредили, не направили. Такие подростки нередко становятся эгоистичными, эгоцентричными, конфликтуют с теми, кто не потакает им так, как делали это их родители. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; • власть используется лишь в меру необходимости; • в ребенке ценится как послушание, так и независимость; • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. Авторитетный, или демократический стиль, руководства оказывает на подростков наиболее благоприятное воздействие. Родители в таких семьях пользуются властью, но проявляют свою заботу и дают добрые советы. Обычной мерой дисциплинарного воздействия является разговор с подростком. Родители поощряют ответственность и самостоятельность детей. Подростки участвуют в принятии решений в семейных советах, их выслушивают, они обсуждают серьезные проблемы. Родители обмениваются с подростками мнениями, мыслями и просто информацией, их своевременно готовят к самостоятельной жизни. Родители заботятся о том, чтобы по всем вопросам подросток умел делать самостоятельный выбор, поэтому рассказывают ему о всевозможных выгодах или невыгодах того или иного поведения. Родители прибегают к религиозным или этическим мотивам, напоминают подростку о личных обязательствах и том, насколько важно оставаться привлекательным для других. В форме совета они предлагают ребенку наиболее результативный и простой способ решить стоящую перед ним задачу. При этом они призывают своих детей брать пример с отца и матери и всегда надеяться на родительскую поддержку. В результате в семье устанавливается атмосфера доверия, уважения и тепла. Хаотичное руководство, как и полное его отсутствие, оказывает на подростков очень сильное влияние. Родители, которые не могут прийти к согласию в вопросах воспитания, дают детям самые противоречивые советы, а потом жалуются коллегам на то, что их дети становятся непослушными. Когда нет ясно выраженных требований, дети начинают путаться и испытывают неуверенность. Иногда они вступают на путь антиобщественного поведения, чаще совершают правонарушения и бунтуют против родителей. Отцы, как правило, относятся к сыновьям более строго, чем матери; а матери более строго относятся к дочерям, чем к сыновьям. И это вполне допустимо до тех пор, пока отец и мать не начинают открыто спорить друг с другом. Встречаются и такие родители, которые проявляют полное отсутствие гибкости. Они не склонны менять свои взгляды и формы поведения, не готовы обсуждать проблему с разных точек зрения. Негибкие родители часто проявляют максимализм, критикуя все, что делают их дети. Они не терпят несогласия с собой, а потому они и их подросшие дети никогда не смогут понять друг друга. Такие родители будут требовать, чтобы поведение детей укладывалось в узкие, жесткие рамки. Результатом этого является снижение самооценки подростков, развитие у них нетерпимости и стресса. Подростки из таких семей растут в постоянном страхе, что они все делают неправильно. Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослыми, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т.п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций — сила. На вооружении у родителей немало стратегий и практик социализации детей в духе того общества, в котором им вместе приходится жить. Основная цель — приспособить, адаптировать, наконец, помочь усвоить юным гражданам ценности и нормы своего общества. Без этого подрастающему поколению не выжить. Родительский надзор представляет собой мониторинг повседневного по в школе и дома, до минимума, оградить их от воздействия неблагоприят ных факторов. В зависимости от того,.до какой величины доходит уровень реального риска в жизни ребенка, •оценивается степень успешности вы- полнения родителями своей функции. Если они не следят за своими чадами и, что называется, бросили их на произвол судьбы, то уровень риска достигает максимальной величины. И наоборот, тщательный мониторинг и система профилактических мероприятий, включая разъяснительную работу, позволяют довести его до наименьшей отметки. Эмпирические исследования доказывают, что как только ослабляется родительская дисциплина, возрастает уровень делинквентности среди подростков6. Делинквентом считается хронический нарушитель общественного порядка, который совершает серию правопроступков с возрастающей степенью тяжести. Риск делинквентного поведения возрастает при деформации семьи, в частности, отсутствии отца, разводе родителей, резком снижении уровня благополучия. Компенсировать действие деструктивных факторов могут группы ровесников, восполняющие отсутствие главного социализатора или минимизирующие действие посттравматического синдрома. Психологи установили, что терапевтический эффект наступает и в тех случаях, когда межличностные отношения ребенка с другими людьми становятся более открытыми и дружественными7. Simons R., Johnson Christine, Conger Rand D. Harsh Corporal Punishment Versus Quality of Parental Involvement as an Explanation of Adolescent Maladjustment. // J. of Marriage and the Family. (1994). wl- 56 (August), P. 591-607; Barnes C, FarrellM. Parental Support and Control as Predictors of Adolescent Drinking, Delinquency, and Related Problem Behaviors. // J. of Marriage and the Family. (1992). Vol. 54 (November). R 763-776. Cookston J. Parental Supervision and Family Structure: Effects on Adolescent Problem Behaviors. // J. of uivorce & Remarriage, (1999). Vol. 32 (1/2). P 107-120; Coughlin Ch., Vuchinich S. Family Experience in \Z?a?o cence and tne Development of Male Delinquency. //J. of Marriage and the Family. (1996). vol. 58 (May). R 491-501; Gorman-Smith D. et al. Relation of Family Problems to Patterns of Delinquent involvement Among Urban Youths. // J. of Abnormal Child Psychology. (1998). Vol. 26 (5). P. 319. В современном обществе, характеризующемся не только разделением труда и специализацией, в том числе и социальных институтов, надзорные функции родители часто перекладывают на плечи помощников. Точнее сказать, государству приходится отбирать часть из них потому, что родители неэффективно справляются со своими задачами. Таким помощником, в частности, выступают сотрудники школьной автоинспекции, которые организуют специальные уроки, посвященные правилам движения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |