Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто чувствует себя одиноким?




Врезка

• Около 50% госпитализированных больных сви­детельствовали, что томятся от одиночества;

• Холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее всего почувствуют себя одинокими те, кто был женат прежде;

• Среди считающих себя одинокими выявлено больше женщин, чем мужчин;

• Бедняки обнаруживают несколько более вы­сокий уровень одиночества;


 

• Одиночество более распространенное явле­ние в юности, чем в более зрелом возрасте, и сильнее ощущается среди молодежи;

• Разведенные и овдовевшие люди старшего воз­раста склонны реже считать себя одинокими, чем разведенные и овдовевшие молодые люди;

• Риску одиночества подвержены люди, поте­рявшие близких.

Источник: Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /' Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 121-124

32 Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., обш. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 121.

Чем больше общество, тем выше вероятность, при неразвитости лично­стного начала улюдей, того, что единственным, связующим звеном их меж­ду собой станет жесткое централизованное государство с непомерно разбух­шим бюрократическим аппаратом. Так оно и происходит на одной шестой части земной поверхности. Бюрократия же только усиливает отношение к человеку как винтику в огромном механизме. Работник ей важен не как лич­ность, а как квалифицированный функционер, хорошо знакомый с прави­лами игры. Таким образом, бездушная машина бюрократии только усили­вает эффект толпы. Толпа и масса превращаются в главное измерение и спо­соб социального существования современных людей. Выходит, что мы — всегда в толпе: на улице, в магазине, в метро, на работе, на отдыхе. Един­ственной нишей, дающей надежду на спасение от тотального одиночества, является семья. Она, как и во все другие времена, подчинена законам ма­лой группы и интимной, доверительной близости.

Ощущение одиночества усиливается также в результате эгоистических действий государства, даже если оно демократическое (иногда по существу, чаще — по видимости). Правительство принимает угодные ему решения, не спрашивая мнение народа, отправляя его на войну, развязанную в интере­сах правящего клана. Президент, неспособный проявить государственную волю, ежемесячно меняет правительства, политические партии заигрыва­ют с народом в период выборов и полностью игнорируют его мнение в ос­тальное время. В стране процветают бедность, преступность и наркомания, народ перестает быть законопослушным, отказывая своему правительству в политическом доверии. В таком обществе с неизбежностью воцаряется то, что социологи именуют аномией — беззаконием, отсутствием сдержива­ющих произвол социальных норм. Понятием аномии принято обозначать социальное заболевание, которому подвержены люди прежде всего в совре­менных городах. Аномия постепенно перерастает в отчуждение государства от общества, народа от правительства, людей — друг от друга. Распад обще­ства на изолированные социальные атомы, плохо связанные друг с другом и плохо понимающие друг друга, является последней стадией наступления всеобщего одиночества.

Когда люди устраивают перевороты и организуют забастовки, соверша­ют революции или выходят на демонстрации, они, по выражению М. Бу-бера, «протестуют против ложной реализации их великого стремления к общности». Государство, которое они сами создавали ради реализации ве­ликого стремления к подлинной общности, начинает со временем обслу­живать узкогрупповые или клановые интересы. Когда народ очередной раз убеждается в иллюзорности своих мечтаний, наступает политическая атро­фия (пассивность, безысходность), нежелание что-либо совершенствовать, за кого-либо голосовать, с кем-либо или с чем-либо бороться. Люди вдруг остро ощущают, что их, используя молодежный сленг, в очередной раз «ки­нули». Кинутость, покинутость, заброшенность — основные понятия, при помощи которых философы-экзистенциалисты объясняют феномен оди­ночества. У этой, казалось бы, чисто философской категории теперь обна­руживаются реальные социологические очертания, которые можно эмпи­рически измерить, взвесить, уточнить.

Некоторые социологи считают, что распространение одиночества — ре­зультат длительного пренебрежения индустриального общества к религии,

творческому труду, человеческой личности и семье. Одиночество в таком случае предстает логически завершающей стадией атомизации западного общества. Наиболее ярким воплощением западного типа общества высту­пают США. Именно здесь в 1970—1990-е гг. наблюдается повышенный ин­терес к проблеме одиночества. Газеты и популярные журналы печатают ог­ромное количество статей, посвященных одиночеству; реклама использует это понятие для продажи всего — от парфюмерии до предметов религиоз­ного культа. В последнее время одиночество стало часто повторяющимся мотивом в романах и основной темой множества учебных пособий. Напро­тив, в СССР и России интерес к одиночеству не стал социально значимой проблемой. Если на что и обращает внимание общественное мнение, так это скорее вопросы выплаты пенсии, забота о престарелых и бедных, бездом­ных и осиротевших детях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.