КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование в России
О культуре славян языческого периода, т.е. IX в. и начала христианизации Руси, нам известно очень мало. Но историки точно знают, что уже тогда у славян была оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. В истории славянского народа IX в. открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII в. В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 г. стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила разительный подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое, демократическое, городское, рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI в. ее население достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы. Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономи- ческом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника. Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, через нее — к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось в создании в конце XVII в. при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской Академии (одним из ее учеников был М.В.Ломоносов). Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество95. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиат ским Востоком — с другой. Уже в X в. Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей, — из Северной Европы в Византию. В IX—X вв. был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира. Первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве в X в. После принятия православия князь Владимир Святославович начал строить по всей земле церкви и просвещать народ. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы. Для укрепления новой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у зажиточных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Так на Руси за 20 лет выросло поколение людей, по уровню духовного развития и по кругозору далеко опередившее своих родителей. Выпускники первых русских школ стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками образованности, борцами за государственные и гражданские идеалы. Князь Владимир проводил свое намерение в жизнь, несмотря на встречаемые затруднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школу, плакали о них, как о мертвых. В нее ходили дети бояр и дружинников. Обучение в древних школах начиналось с семи лет и продолжалось два года. Учитель обучал одновременно по рукописным книгам 8—10 ребят. Дети умели считать в пределах 9э Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Ссшис. 1995. № 2. С. 48—58.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |