Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученые степени




Традиция присвоения почетных титулов выдающимся ученым, мысли­телям, авторам фундаментальных трудов уходит в далекое прошлое. Уже в университетах средневековой Европы, в XIII—XIV вв., степени почетного доктора удостаивались известные теологи, философы, юристы. Одним из первых был Фома Аквинский, систематизатор схоластики, упорядочивший понятия множества и единства, субстанции и акциденции.

Титулы почетных докторов присваивали старейшие университеты, такие как Парижский или Болонский. Почетные доктора были гуманитариями, поскольку гуманитарные дисциплины почти безраздельно царствовали в университетах того времени. Студент, ставший магистром искусств, должен

носить только круглую мантию тем­ного цвета, ниспадающую до пят. Ему обязывалось исполнять множество иных правил приличия, в том числе присутствовать на похоронах членов корпорации. В случае смерти школяра за катафалком должна следовать половина профессоров факультета, к которому он принадлежал. Причем присутствующие не могут уйти до конца церемонии. А если речь идет о похоронах профессора, то все коллеги должны присутствовать на бдении, которое происходит в церкви, до полуночи и даже позднее. В день погребе­ния все занятия прерываются5*.

56 Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.
пособие. М., 1996.

57 Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.

58 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,
1999.

В средние века присвоение ученой степени отмечали особенно пышно. Торжественные ассамблеи, а также получение студентами лицензий сопро­вождались кутежами, столь обильными и продолжительными, сколь и до­рогостоящими. Как и все братства средневековья, университетское братство любило пировать. Вступление в преподавательскую должность, которое следовало после получения лицензии, наносило родительскому кошельку огромное разорение. Профессор Болонского университета Буонкомпаньо в своем письме сообщает отцу об успехах сына в следующих выражениях: «Воспойте же славу Господу! Пусть зазвучат виолы и кимвалы, ибо ваш сын

выдержал торжественное испытание в присутствии огромного стечения про­фессоров и студентов. Он безошибоч­но ответил на все поставленные воп­росы и заткнул рот всем оппонентам: никто не смог загнать его в угол. Кро­ме того, он устроил пиршество, кото­рое запомнится; на него были пригла­шены и богатые, и бедные; это был невиданный пир. Наконец, он присту­пил к своим занятиям так, что заставил пустеть школы других, привлекая к своей кафедре множество слушателей»59.

В XIX—XX столетиях титул почетного доктора стал своего рода символом признания выдающихся заслуг в различных областях знаний. Прежде все­го этот титул присваивался зарубежным ученым, а само движение получи-

Человек — существо мыслящее

ло широкое распространение в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Ис­пании, Великобритании. В XX в. степень почетного доктора стали учреж­дать и университеты Американского континента.

В XIX—XX столетиях в русских университетах действовало неукоснитель­ное правило: никто не имеет права быть профессором, не имея степени доктора наук; никто не мог стать доцентом, не имея ученой степени маги-

См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999.

стра. Титулы, звания и степени тогда доставались труднее, чем ныне. Хотя и сейчас они многих доводят до инфаркта и ранних седин. А в XIX в. про­фессорские коллегии просто свирепствовали, бережно охраняя свой высо­кий статус, без особого энтузиазма принимая в свои ряды молодых профес­соров. В университетской практике бытовало еще одно правило: «Не пому­чишься — не научишься», а войти в профессорскую коллегию означало — «овладеть крепостью»60. Университеты даже держали свободные вакансии, но требований не снижали. Вот почему в течение всего XIX в. кафедры уни­верситетов так и не были полностью укомплектованы докторами наук и про­фессорами. Система научной аттестации русских университетов продолжи­тельное время была трехступенчатой: кандидат наук — магистр — доктор наук. В 1884 г. она стала двухзвенной: магистр — доктор наук. В системе ученых званий разнообразия было больше: профессор, экстраординарный профессор, доцент, приват-доцент, лектор, ассистент, лаборант. Позже были введены и такие высокие звания как «почетный профессор», «почетный доктор наук». Круг обязанностей профессора и доцента кафедры был дос­таточно обширен: чтение лекций и проведение практических занятий, раз­работка научно-методических пособий, выступление с публичными лекци­ями, научные исследования, участие в научных конференциях и съездах.

В средневековом университете существовали три академические степе­ни отличия: бакалавра, лиценциата и доктора или магистра. Наделение эти­ми званиями, которые давали право преподавать, строго регламентирова­лось и зависело от пройденного курса. Господствующим направлением уни­верситетской философии являлась схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали фи­лософию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкова­ние догматов христианской веры с учетом достижений современной им науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о со­отношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универса­лий)61.

Как в средние века, так и в Новое время присвоение степени не всегда вело к резкому улучшению материального уровня преподавателя. Во всяком случае на первых порах. К примеру, материальное положение преподавателя в русском университете XIX в. было довольно скудным, младшего состава — нередко нищенским. После достижения «вожделенной мечты» — зашиты магистерской диссертации — молодой ученый-педагог впадал в разочаро­вание. Профессор С.-Петербургского университета В. Дерюжинский так писал о защитившемся соискателе степени магистра: «Но вот молодой че­ловек счастливо прошел и магистерские экзамены, написал диссертацию и даже успел защитить ее публично. Много сил, много здоровья потрачено им в труде, а еще больше в борьбе с разными учеными самолюбиями, с капри­зами и прихотями ученой коллегии. Он теперь магистр, следовательно, уче­ный; он написал книгу — он писатель. На первый взгляд, самолюбие удов­летворено, но затем этого ученого и писателя нередко ждет горькое разоча­рование... У него нет должности доцента. А ведь идет борьба из-за скромного

611 Чиненный А., Стоян Т. Университетский преподаватель: XIX век // Высшее образование в России.

1999. №3. С. 129. 61 Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.

оклада в 1200 рублей в год. В самой ученой коллегии он профессорских прав не имеет. Чтобы все-таки прорваться в профессорскую коллегию, он дол­жен по возможности избегать высказывать собственное мнение об универ­ситетских делах, он должен лавировать между партиями, не приставая ни к одной из них. Иначе он весь свой век останется доцентом...»62.

Особенно ущемленным оказался младший преподавательский состав — приват-доценты, лекторы, ассистенты. Те из них, которые имели лишь ка­зенную зарплату, едва сводили концы с концами. Квартирных денег хвата­ло только на одну комнату. Поневоле преподаватели пользовались кварти­рами без удобств, расположенными вдалеке от университета. Хотя в начале 1880-х гг. материальное положение профессорско-преподавательского со­става несколько улучшилось, тем не менее оно не обеспечивало нормаль­ного существования семьи, и преподаватели по-прежнему искали дополни­тельные источники дохода, отвлекаясь от основного дела61.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.